AZN = 54.85 RUB
USD = 93.25 RUB
EUR = 99.36 RUB

10 объектов Азербайджана, вошедшие в список наследия ЮНЕСКО

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
06.12.2015 18:04


Уникальные азербайджанские памятники и традиции получили заслуженное признание со стороны международных структур. Так, в списке Всемирного наследия, а также Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО значатся десять объектов из Азербайджана. «Москва-Баку» составила список этих уникальных объектов, имеющих важное значение для мировой культуры.

1. Крепостной город Баку с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней

(Всемирное наследие ЮНЕСКО, 2000 год)

Возведенная на обитаемой со времен палеолита местности, Старая крепость Баку сохранила черты разных культур, под влиянием которых она находилась на протяжении своей многовековой истории: зороастрийцев, Сасанидов, арабов, персов, ширванцев, турок и русских. Внутренний город – Ичери-Шехер – сохранил большую часть окружающей его крепостной стены XII в. В основании Девичьей Башни (Гыз-каласы), также построенной в XII веке, обнаружены следы более ранних сооружений, относящихся к VII-VI векам до н.э. Одной из жемчужин азербайджанской архитектуры является Дворец ширваншахов XV века.


2. Гобустанский культурный ландшафт с наскальными рисунками

(Всемирное наследие ЮНЕСКО, 2007)

Культурный пейзаж наскальных рисунков Гобустана - это уникальная коллекции шести тысяч наскальных рисунков, свидетельствующих о четырех тысячелетиях наскального искусства. Они были найдены на трех участках скалистого плато, возвышающегося в полупыстынной местности центральной части Азербайджана. Обнаруженные здесь же некогда обитаемые пещеры, следы поселений и усыпальницы указывают на густую заселенность этой территории в период наступления жаркого и влажного климата с завершением последнего ледникового периода - между верхним палеолитом и средневековьем. Объект располагается на территории 537 гектаров и является лишь частью более обширного охраняемого заповедника Гобустан.


3. Азербайджанский мугам

(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2008)

Мугам составляет основу азербайджанской народной музыки. Азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков в книге «Основы азербайджанской народной музыки» расценивает настроение, которое прививает слушателю мугам следующим образом: «Раст» рождает в слушателе чувство бодрости и смелости, «Шур» – веселое, лирическое настроение, «Сегях» – чувство любви, «Шюштер» – глубокую печаль, «Чахаргях» – возбуждающее и волнующее чувство, «Баяты-Шираз» – грусть, «Хумаюн» – глубокую горечь, печаль. Мугам исполняет трио сазандариев (исполнителей) – тарист, кяманчист и ханенде (солист) с ударным инструментом дэф (напоминает бубен). Первая грампластинка, на которую были записаны мугамы в исполнении азербайджанских сазандарей, в том числе знаменитого ханенде Джаббара Гарягды оглы, увидела свет в 1906 году. Выпустило эту грампластинку английское акционерное общество «Граммофон».



4. Искусство азербайджанских ашугов

(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2009)

Ашугская традиция в Азербайджане начинает развиваться с XV-XVI веков, но само искусство имеет более древнюю историю. Предшественниками ашугов в Азербайджане были озаны. Ашугское искусство включает в себя эпические дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, сатирические и юмористические песни, лирические песни, в которых воспеваются любовь и дружба. Часто исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашуга является саз. Ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на сазе и сам же танцует. Наиболее распространенными жанрами ашугского творчества являются дастан и гошма.


5. Новруз

(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2009)

Это самый почитаемый и отмечаемый праздник, занимающий особое место в этнокультурологии азербайджанского народа. Новруз посвящается радостным проводам зимы и встрече весны. История этого праздника уходит корнями глубоко в давние времена. Природа, жизнь начинает просыпаться с Новруз, и азербайджанский народ заранее подготавливается и торжественно отмечает этот праздник. Четыре вторника до Новруза, которые олицетворяют 4 стихии - ветер, воду, огонь и землю, также празднично отмечают. Среди этих четырех вторников самым значительным считается ближайший, предшествующий Новрузу вторник – «Ахыр чаршанба». Заведомо заготавливались «Сямани» (проросшая зазеленевшая пшеница в тарелочках, часто украшенная красной лентой), окрашивались куриные яйца, жарилось мясо, готовился плов, выпекались особые сладости. В ЮНЕСКО 21 марта объявлено как Международный день Новруз.


6. Традиционное искусство тканья азербайджанских ковров

(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2010)

Ковроткачество является одним из наиболее значимых и древних видов азербайджанского народно-прикладного искусства, традиции и секреты которого бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Азербайджанский ковер со своим стилизованным языком узора, колоритом и художественным совершенством и поныне радует и удивляет. Прекрасные ковры и ковровые изделия, созданные руками азербайджанских мастериц, украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне и др. По технологии изготовления ковры Азербайджана делятся на ворсовые и безворсовые. Безворсовые ковры - это палас, килим, зили, сумах - представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия. Ворсовые ковры, с многочисленными схемами и богатыми орнаментальными мотивами, наиболее сложны по технике вязания. Они создаются с помощью узловязания способом «тюркбаф», открывающим широкие возможности для хитросплетения узоров, сочетания цветов и сюжетов.


7. Мастерство изготовления и искусство игры на таре

(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2012)

Тар – азербайджанский щипковый струнный инструмент, внешне напоминающий лютню. Исполнительство на таре, а также искусство его изготовления распространено по всей территории Азербайджана. На таре играют народную музыку на свадьбах и других праздниках, концертах. В азербайджанской музыке он применялся, главным образом, в качестве ведущего инструмента в составе так называемого мугамного трио. Тар имеет полый корпус в виде двух чаш из тутового дерева в форме цифры «8». Некогда у тара было всего 5 струн, но постепенно их количество увеличилось: возникли 7, 9, 11, 13, 18-ти струнные разновидности тара.


8. Човган, традиционная верховая игра на карабахских конях

(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2013)

Традиционная азербайджанская спортивная игра човган - предшественник современного конного поло. Эта игра зародилась в середине первого тысячелетия нашей эры, как командная. Игра човган была очень популярна в течение столетий, как в Азербайджане, так и в Средней Азии, Иране, Турции, Ираке и др. В Азербайджане човган издревле считалась аристократической игрой и проводилась на отдельном поле, на карабахских лошадях. Фрагменты игры периодически изображались на старинных азербайджанских миниатюрах, а также давались подробные описания и правила игры в древних рукописях. В результате археологических раскопок, проведенных в местности Орен-Кала, был обнаружен сосуд с изображением фрагментов игры човган, что косвенно подтверждает факт существования этой игры в XI веке в городе Бейлаган. По сей день в Азербайджане проводятся турниры по национальной игре човган.


9. Искусство изготовления и ношения шелкового головного платка кялагаи

(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2014)

Кялагаи - азербайджанский национальный женский головной убор. Представляет собой шелковый платок из некрученых нитей, с набивным узором, выполненным традиционным способом резервирования воском. Тонкие шелковые платки кялагаи кустарного производства разных цветов (в основном белый, красный, синий) в зависимости от возраста и вкуса женщины надевают поверх платка в праздники. Келагаи уходит своими корнями в далекое прошлое. Эти яркие, узорные, шелковые покрывала ярких расцветок являются неотъемлемым элементом образа азербайджанской женщины. Наиболее древним и распространенным сюжетом на келагаи было изображение пары павлинов, а причудливые рисунки с изображением листьев, цветов и колосьев перекликались со сложными геометрическими узорами.


10. Мастерство обработки меди Лагича

(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2015)

Селение Лагич находится в Исмаилинском районе Азербайджана и является древним краем азербайджанских ремесленников. Лагич имеет 1500-летнюю историю. Здесь действовало более 200 мастерских ремесленников, развивалось около ста видов ремесел. Традиция изготовления и употребления медной утвари в поселке Лагич на Кавказе и сегодня привлекает туристов со всего мира. Здесь плавильщик варит медь, затем кузнец создает из нее тонколистовые заготовки. Гравировщик наносит на них узоры со сценами природы, отражающими народные традиции и духовные ценности. Передаваемое от отца к сыну мастерство считается верным признаком принадлежности к общине Лагича. Горное село Лагич сегодня является охраняемым историко-культурным заповедником, включенным в международный туристический маршрут «Великий шелковый путь».