Народный артист России Александр Филиппенко даже небольшую роль способен сыграть так, что ее запомнят. За колоритный типаж его называют «главным злодеем российского кино». В жизни актер невероятно обаятелен, и не обижается на режиссеров, увидевших в нем очередного отрицательного персонажа. «Играть злодея интересно, – это человек действия», - объяснил он корреспонденту «Москва-Баку». Правда, со временем, отметил актер, амплуа «представителя темных сил» перестало его вдохновлять.
Любители театра и литературы знают и ценят Александра Филиппенко совершенно в другом качестве. С большим успехом читает он со сцены произведения Пастернака, Довлатова, Бродского. Путешествует по миру с гастролями. Обычно едет туда, где его моноспектакли ждет «свой» зритель.
- Александр Георгиевич, сложилось ли у вас взаимопонимание с бакинской публикой?
- Могу охарактеризовать бакинскую публику как очень понимающую и подготовленную. Большой зал до отказа заполнили люди, любящие литературу и чувствующие оттенки произведений. Программа, с которой я выступаю, требует от зрителя определенной подготовки. Бакинцы «правильно» реагировали. Я мог не бояться остаться непонятым. Когда складываются такие отношения, происходит обмен энергией, что очень важно в моей профессии.
Читал «Демарш энтузиастов» - микст из произведений В.Аксёнова, В. Высоцкого, И. Бродского, С. Довлатова, Ю. Левитанского, М. Жванецкого и А.Солженицына. Включил туда личные воспоминания времен юности. Спектакль задумывался как ностальгия по шестидесятым годам двадцатого века.
- Что вы для себя еще отметили по окончании гастрольной поездки?
- Вы знаете, гастрольная жизнь запоминается не деталями, а ответом самому себе на вопрос: «Приехал бы я еще сюда или нет»? В Баку я готов возвращаться и возвращаться.
Ночной Баку - замечательный. Весь в огнях. И морской воздух. Вышел из зала после концерта, вдохнул полной грудью чуть солоноватый южный воздух и ощутил радость жизни. Вообще, Азербайджан ассоциируется у меня с теплотой во всех ее проявлениях.
Поездка моя проходила по линии культурного обмена. Это была идея сестры Мехрибан Алиевой, Наргиз Пашаевой, - проводить литературно-художественные вечера. Она позвала меня выступить с моноспектаклем в Баку.
Наргиз Пашаева женщина безупречного образования и воспитания, ценящая искусство. Человек разносторонний, деятельность которого затрагивает множество областей культуры.- Давайте вспомним яркую, но не очень известную широкой публике страницу вашей биографии. С 1962 года вы — член студенческой команды КВН МФТИ, которая являлась чемпионом Клуба в 1962 -1963 гг. Признайтесь, - знакомы с Юлием Гусманом?
- Тысячу лет с ним дружу. Первый ведущий и один из авторов КВН Альберт Аксельрод (которого потом сменил Александр Масляков – прим.ред), был в 60-е годы одним из режиссеров студенческого театра МГУ. Юлик возглавлял команду КВН в Баку. Он приезжал к Аксельроду советоваться, как развиваться и двигаться дальше.
По моему мнению, с "легкой руки" Юлия Гусмана, начался современный КВН, то есть тот, который мы видим сегодня. Я говорю о формате телевизионного шоу. Появились непрямые эфиры, которых в мое время не было.
Позже Юлий поступит в Москву на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Мы с ним станем часто встречаться в Доме кино, подружимся. Юлик знает, что, если сегодня позвонит и скажет, что ему надо, я всегда приду на помощь.
- Скоро вы летите выступать в Израиль, какую программу везете?
- В Израиле бывал и не раз. Покажу сборный концерт: моноспектакль «Пять отрывков из кино». В моей фильмографии более 80 фильмов. В постановках «Мастера и Маргариты» я играю Коровьева и Азазелло, есть роль пожилого героя-любовника, командира подводной лодки, генерала в кинофильме «Битве за Москву». Масса интереснейших вещей. Сейчас они смотрятся абсолютно иначе, чем когда-то.
Публика попросит стихи. Буду читать! Уверен, что в Баку тоже c нетерпением ждут хорошую поэзию, звучащую со сцены. Зритель везде соскучился по интеллектуальной прозе и стихам. В программе и Л. Пастернак, и Ю. Левитанский, и С. Довлатов, и И. Бродский. Считаю, что если вы понимаете ход образного мышления Леонида Пастернака или Юрия Левитанского, то ваша самооценка поднимается.
На афише значится «У автора в плену». Когда зритель читает такой заголовок, а потом идет ко мне на концерт, то у него уже есть определенные ожидания. И их надо оправдать.
- Кто вас будет сопровождать в этой поездке?
- Мне помогает моя дочь – заявлена как звукорежиссер. Она все тексты знает наизусть. Сидит за пультом. Если за десять минут нужно что-то подправить или изменить, то она все это умеет. Я собираюсь ее в Израиле представлять так: «За пультом звукорежиссера сидит сотрудник института США и Канады, кандидат исторических наук». Она закончила МГИМО, успешно защитилась. Вы знаете, какое это счастье, ездить на гастроли с дочкой. Очень большое подспорье!
В антракте, когда я весь мокрый, есть кому подать мне чистую рубашку. Важно, что рядом свои люди. Для гастрольной жизни - дело первой необходимости.
- Часто выезжаете на гастроли?
- От случая к случаю. Возможно, скоро поеду в Тбилиси. Я постоянно занят в двух театрах: Моссовета и в Школе современного искусства Дмитрия Крымова. В «Современнике» играл с Валентином Гафтом и Чулпан Хаматовой. Вообще, сейчас время договоров с театром. Современный артист должен хорошо понимать свои права и обязанности.