В культурной жизни российско-азербайджанских отношений большое событие – в Московской филармонии в четверг выступил Государственный ансамбль танца Азербайджана. Это первое выступление ансамбля на московской сцене с тех пор, как его художественным руководителем стал заслуженный артист России Дикалу Музакаев.
Ансамбль представил в Москве новую программу «Мой Азербайджан». В самой «Стране огней» она была с успехом представлена трижды, а сейчас ее ожидает тур по ряду стран.
Государственный ансамбль танца Азербайджана прошел непростой путь. 15 октября исполнилось два года, как Дикалу Музакаев, чеченец по национальности, приехал в Азербайджан, чтобы поставить ансамбль на ноги, на новый уровень. И ему это удалось.
За кулисами перед выступлением ансамбля на московской сцене вовсю идет подготовка. Молодые танцовщики натягивают ичиги – специальную обувь, предназначенную для танца, надевают черкески – кавказскую верхнюю одежду-кафтан, затягивают пояса. И вот он – танцовщик в полном «обмундировании» пробует себя в последнем перед выступлением па.
Вот девушка в нежно-розовом национальном азербайджанском платье, по-восточному щедро украшенному, делает грим танцовщику. До выхода остаются считанные минуты. Напряжение растет. Лица танцовщиков становятся все более серьезными. Всего за какой-то час юноши преобразились в настоящих азербайджанских мужей из древнего эпоса. Настоящих игидов, то есть героев - смелых, красивых, воплощающих силу и удаль.
Перед самым выходом ансамбля на сцену узнаем у художественного руководителя Дикалу Музакаева, насколько сложно было поднять ансамбль на новый уровень.
«Вы знаете, все ж-таки другое государство, другая культура… У музыкального искусства есть свой язык, он понятен всем профессионалам. Также и в хореографии, если ты профессионал, тебе ничего не стоит выучить язык танца другого народа – танцевальную лексику, его манеру, его характер, темперамент, - говорит Музакаев.
Конечно, за то время, пока я работаю с ансамблем, проделана большая работа. Более двух лет я знакомился с танцевальной культурой Азербайджана, перед тем, как дать согласие на работу. И когда уже созрел – когда начал понимать и музыку, и танцевальную культуру, заключил контракт. Искренне хочу поблагодарить министра культуры и туризма Азербайджана Абульфаса Гараева. Видно, что он заинтересован и как чиновник, и как гражданин Азербайджана в том, чтобы ансамбль процветал, пропагандировал лучшие традиции Азербайджана.
Результатом нашей работы стала новая программа «Мой Азербайджан», которую мы и представляем в Москве. Для создания программы сформировали рабочую группу, в которую привлекли ведущих художников, музыковедов, фольклористов. Без этой группы я бы не смог так глубоко узнать азербайджанский народ. Сейчас уже могу сказать, что я его знаю и понимаю.
В Баку мы дали три больших концерта при полных аншлагах. Вы видели на репетиции, что очень много молодежи в ансамбле, прекрасной молодежи. Ансамбль пополняется, обновляется – идет процесс преемственности поколений. Закладывается сценическая культура, ярко преподносятся зрителю особенности азербайджанского танца, его души, его характера, его темперамента, его лирики.
Интересная программа, на мой взгляд. Искренне надеюсь, что вам понравится, понравится, потому что мы служим во имя зрителя. Если зрителю понравится – значит мы попали в десятку».
«Азербайджан – многонациональная страна. Вы – чеченец, которому удалось постичь душу Азербайджана…», - отметила я.
«Да, это так, - согласился Музакаев. - На своем личном примере я убедился: чтобы вести с народом правильный диалог, чтобы понимать народ, надо глубоко изучить его культуру. И тогда начинаешь понимать, на каком языке с ним говорить».
«Но а как же быт, комфортно ли вам просто, по-человечески жить в Азербайджане, привыкли ли вы?» – снова спросила я Музакаева.
«Мне комфортно тем, что меня любят в Азербайджане, уважают, - ответил Дикалу Музакаев. - Это самое главное. И зрители, и руководство Министерства культуры и туризма показывают необходимость в танцевальной культуре Азербайджана. Я думаю, это главное. А быт… если на душе праздник, если на работе все удается, все остальное становится краше. Все хорошо.
Моя семья еще в Грозном, я не думал, что настолько задержусь… Первый мой контракт с Азербайджаном подписывался на год. А сейчас уже подписан договор на третий год. Мне нравится моя работа, мне нравится коллектив, в который я вложил душу и чувствую взаимность. Я люблю азербайджанский народ за его открытость, добродушие, за умение дружить, за умение принимать людей. За то, что они переживают и хотят, чтобы развивалось, процветало профессиональное хореографическое искусство Азербайджана», - признался Дикалу Музакаев.
Но портрет худрука без мнения труппы не может быть полным, поэтому спрашиваю у солиста ансамбля Рауфа Зейналова, как работается с Дикалу Музакаевым.
«Ой, очень хорошо», - отвечает танцовщик.
«А руководитель он строгий?» – не унимаюсь я.
«Нет, - даже с каким-то удивлением говорит Рауф. - Просто человек профессионал, он знает, что делать, каким образом и когда».
«Что сегодня вы представите на сцене филармонии?» - задаю вопрос.
«Для меня лично, - говорит Рауф, - мы будет представлять истинную азербайджанскую культуру - настоящие азербайджанские танцы, настоящий фольклор, настоящие обычаи. Мы сегодня поразим зрителей, очень надеюсь на это. Я этого дня очень-очень давно ждал».
В зале – азербайджанские деятели культуры, общественники, журналисты, политологи, представители диаспоры, среди которых директор Театра Сатиры Мамед Агаев, журналист и политолог Орхан Джемаль и другие.
А на сцене начинается чудо – классическое танцевальное искусство Азербайджана. Сюита «Мой Азербайджан» - танец, который показывает весь Азербайджан. Гянджлик, Шелегой – танец в высоких папахах, гайтагы – азербайджанская лезгинка.
Венцом концертной программы стал первый азербайджанский национальный одноактный балет «Кёроглы». Кёроглы – герой азербайджанского эпоса, который объединил народы страны.
«В этом балете мы попытались показать, что азербайджанцы - народ экспрессивный, темпераментный, воинственный, но преобладает в нем доброта и мир. - поясняет Дикалу Музакаев. - В конце Кёроглу мирит народы. И символом мира становятся девушки с белыми платками, которые появляются во время боя и бой с их приходом прекращается. Девушки поют трогательную для каждого сына азербайджанского народа «Лачин». А платок, брошенный женщиной между сражающимися мужчинами в культуре народов Кавказа означает то, что бой должен быть прекращен. Такой финал показывает, что только через мир, только через понимание и дружбу можно прийти к согласию».
Концертная программа завершилась, и зрители поделились своими ощущениями
Директор Театра сатиры Мамед Агаев: «Я азербайджанец, живу в Москве. И горжусь своим народом, своими танцами. То, что они сегодня показывают, я честно говоря, давно такого не видел. Не видел такого мастерства. Костюмы, постановка – это супер! Это на самом деле супер! Горжусь, что на моей родине есть танцоры, танцовщицы такого супер-мирового уровня».
Журналист, политолог Орхан Джемаль: «Фантастически! По-хорошему советского качества балет. Разумеется, это большое событие для всех азербайджанцев, живущих в Москве и даже в России».
Московский зритель Андрей Леонтьев: «Техника постановки танца – просто великолепная, просто безупречна. Энергетика, вот эта солнечность – это не отнять. Браво! Я думаю, что московская публика примет программу просто на ура!».
Государственному ансамблю танца Азербайджана и его художественному руководителю Дикалу Музакаеву удалось показать на московской сцене душу Азербайджана.