AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Деятели культуры Азербайджана подвели итоги Габалинского фестиваля (фото)

Деятели культуры Азербайджана подвели итоги Габалинского фестиваля (фото)

Михаил Некрасин, Низами Аллазов    "Москва-Баку"
10.08.2018 19:40

В азербайджанской Габале завершился десятый, юбилейный международный музыкальный фестиваль. 9 дней музыканты из России, Израиля, Швейцарии, Австрии, США, Кубы, Венгрии, Турции, Испании, Италии, Грузии и Азербайджана радовали  поклонников высокого искусства широкой палитрой музыкальных направлений. Здесь были - и кубинская сальса, и грузинский джаз, и азербайджанский мугам. Заключительный день фестиваля прошел под знаком оперы. Известные азербайджанские и зарубежные оперные певцы выступили под аккомпанемент Иерусалимского симфонического оркестра.

"Москва-Баку" попросил заслуженную артистку Азербайджана Эльнару Мамедову рассказать о сложном жанре оперного искусства, и о том, что роднит российскую и азербайджанскую классическую музыку.  « У российской и азербайджанской классической музыки общие корни. В обеих странах музыка развивалась в схожем русле: европейская школа исполнения, помноженная на народные мотивы. Начиная с 19 века музыкальные школы не раз пересекались в произведениях известных композиторов. Так, в опере Глинки "Руслан и Людмила", звучат мотивы из азербайджанской народной песни "Галанын дибинде".
После краткого экскурса в историю Эльнара Мамедова с воодушевлением рассказала о путях постижения оперного искусства. Она считает, что оперу невозможно полюбить сразу - всё из-за специфики жанра. 

"Можете себе представить, что классическая музыка когда-то не нравилась и мне самой. Попытки полюбить оперу заканчивались ничем. Для меня все перевернулось, когда впервые увидела на сцене Анну Нетребко - она сломала все мои стереотипы в опере. Мне захотелось пойти по ее стопам. Я переехала в Петербург, записалась к преподавателю Анны, потом попала в Мариинский театр". Эльнара Мамедова советует при первом знакомстве с оперой не жалеть денег и идти сразу на хорошие постановки с участием мировых звёзд.
Фестиваль в Габале оперная дива считает отличной возможностью познать азы классической музыки.
"Это прекрасный шанс для молодых музыкантов показать себя и, заодно, продемонстрировать, приезжающим сюда музыкантам из разных стран, азербайджанскую культуру. Ведь Габала - один из самых старинных уголков Азербайджана - здесь колыбель нашей культуры и традиций", - отметила певица.

В похожем духе отзываются о музыкальном празднике и другие участники заключительного гала-концерта. Завсегдатай Габалинского фестиваля, студент Академии Ла Скалы Магеррам Гусейнов считает огромной честью выступать у себя на Родине.

"Я бываю в Азербайджане один раз в году, - летом. Поделиться с отечественной публикой своими новыми навыками очень почетно! Здесь выступать для меня всегда сложнее, чем где бы то ни было в мире", - признался певец.

Народный артист Азербайджана Самир Джафаров считает пропаганду отечественной культуры важнейшей задачей государства:

«В Азербайджане были и есть выдающиеся композиторы, певцы. Если раньше мы были частью советской музыки, то теперь о нас говорят, как об отдельной азербайджанской музыке. Мы культурная нация и об этом должен знать весь мир».

На концертах фестиваля можно заметить многочисленных туристов, приехавших отдохнуть знойным летом в прохладные предгорья Кавказа. Вход на фестивальные ивенты свободен для всех желающих.
«Музыка - это сила, которая объединяет народы. Здесь не нужно слов - все идёт от сердца», - отмечает директор Иерусалимского симфонического оркестра Яир Штерн.

Одним из интереснейших моментов Габалинского фестиваля стал вечер азербайджанской классической музыки - мугама. На первый взгляд, у оперы и мугама не может быть ничего общего. Но музыка способна преодолевать и такие барьеры.
"Восточная музыка очень пёстрая. Наш "Восток" немного отличается от остального Востока. Наверное, поэтому мугам - это уникальное явление даже в мире восточной музыки. Гениальный Узеир Гаджибеков создал симбиоз мугама и оперы, доказав, что мир разноцветен, разнообразен и многогранен", - отмечает уже знакомая нам Эльнара Мамедова.

«С самого детства я часто и подолгу приезжала в Москву к родственникам. У каждого города своя музыка, но Тверская, Охотный ряд и Красная площадь для меня такой же родной дом, как Торговая и Ичери шехер. Поэтому, получить общее признание  для меня истинное счастье. Большое спасибо директору фестиваля Фархаду Бадалбейли за то, что второй год подряд приглашает выступить перед родной публикой», - заканчивает свой рассказ Эльнара Мамедова.

Лучше всех о сплетении музыкальных судеб музыкантов из России и Азербайджана известно основателю и директору Габалинского музыкального фестиваля Фархаду Бадалбейли. Он выпускник Азербайджанской консерватории и аспирант московской. Отметивший в конце прошлого года своё 70-летие на сцене концертного зала имени Чайковского, Фархад Шамсиевич рассказывает об особенностях Х Габалинского фестиваля и о будущих перспективах. По его словам, в этом году фестиваль был посвящен творчеству Кара Караева - выдающегося композитора, любимого ученика Шостаковича, оставившего свой след в истории российской и азербайджанской классической музыки.

«Российская школа классической музыки является лучшей в мире по исполнительскому мастерству. Здесь всегда есть чему поучиться», - говорит маэстро Фархад Бадалбейли. Он отмечает, что организаторы фестиваля уделяют большое внимание взаимопроникновению культур.

«Каждый год обязательными гостями фестиваля являются российские музыканты. На этот раз это были студенты Фонда Спивакова - очень талантливые молодые ребята. Мы стали уделять больше внимания и отечественным молодым исполнителям. Им было выделено хорошее время, и они показали свое мастерство. Молодые люди из разных стран, общаясь на полях фестиваля, получают бесценный опыт. Мы будем возвращаться к таким форматам и в будущем», - сказал Фархад Бадалбейли.