AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB

Директор Московского театра Сатиры Мамед Агаев: Я горжусь, что в молодости мой отец работал рядом с Гейдаром Алиевым

Наталья Саляхова, "Москва-Баку"
15.01.2016 16:01

Директор Московского театра Сатиры, заслуженный работник культуры Российской Федерации Мамед Агаев поделился в интервью корреспонденту «Москва-Баку» историей своей жизни, тесно связанной с судьбой знаменитого театра, рассказал какие качества необходимы, чтобы преуспеть в качестве директора и как ему работается с художественным руководителем театра Александром Ширвиндтом.

Фото: Google
Фото: Google
 

 - Расскажите о ваших корнях, о родителях. Правда ли, что вы земляк Гейдара Алиева?

- Мы родом из Нахичевани. Отец прошел путь от бригадира до председателя колхоза. Я горжусь, что в молодости мой отец работал рядом с Гейдаром Алиевым, какое-то время они даже дружили. Он знал наизусть, любил цитировать Омара Хайяма. Отца часто приглашали на свадьбы, ему потрясающе удавалось вести стол. Представьте картину: 500-600 человек гостей слушали его тосты затаив дыхание – так  владел вниманием людей. Нам отец говорил: «Если есть возможность – учитесь, развивайтесь, помогайте людям и смотрите мир». Он дожил до 99 лет, а мама до 86. Всю жизнь она работала сестрой-хозяйкой в больнице и закончила трудовую деятельность в 80 лет. Я по праву горжусь родителями.

- Как вы оказались в театре? Семья одобрила ваш выбор?

- Всем детям - двум братьям, сестре и мне, была предоставлена свобода выбора. Один брат стал археологом, получил звание академика, другой - профессионально занимался спортом, работал тренером ЦСКА в Москве. Сестра закончила университет в Баку, она арабист и сейчас живет в Канаде. 

А я с детства любил театр. В Нахичевани был и есть сейчас замечательный театр. В школу приносили билеты и раздавали тем детям, кто учился без троек. Приходилось изо всех сил стараться, чтобы заслужить право посмотреть тот или иной спектакль. Детство у меня было очень насыщенное: пел в хоре, занимался спортом, играл в драмкружке. Мечтал стать актером. Но… передумал. Все равно от искусства далеко я не ушел. После института и армии меня взяли на работу в театр главным администратором, на этой должности благополучно работал четыре года. Пока не произошло следующее. В те годы министром культуры в СССР был Петр Демичев. По его распоряжению администраторы провинциальных театров могли проходить стажировку в Москве. Узнал об этом – загорелся идеей поехать в столицу. Директор меня отпустил. По правде сказать, в то время я знал, что в Москве есть два театра – Большой и Малый, ну, может быть еще МХАТ. Но попросился в театр, где служил Андрей Миронов, которого я обожал по фильмам. Так и оказался в Театре сатиры.

Фото: Google
Фото: Google

Вы прошли путь от стажера до директора, - это правда?

- Недавно наш театр отметил 90-летие, за всю его историю у него было всего четыре директора. Я – четвертый. Возможно, в истории театрального искусства СССР, являюсь единственным человеком, прошедшим в театре все ступени. В Нахичевани работал реквизитором, затем статистом – играл в массовке. После института вернулся в театр, уехал на стажировку. Ничего не пропустил: администратор, главный администратор, помощник директора, директор-распорядитель, директор. Благодаря этому обстоятельству легче работать.

- Без каких качеств не обойтись в вашей работе?

- Без доброты. Директор театра должен быть добрым человеком, но и справедливым. Люди приходят к тебе с разными вопросами, и они не должны бояться их задавать. Горжусь, что за 25 лет моей работы, сотрудники получили 58 бесплатных квартир и я, вместе с художественным руководителем и руководством города, к этому причастен.


- Вы дипломат в отношениях с коллективом?

- Я не авторитарный человек, стараюсь проявлять гибкость. Когда мне говорят, что сейчас в кабинет придет недовольный чем-либо народный артист, выхожу его встречать и делаю так, чтобы он забыл зачем пришел. Как говорил Валентин Плучек (главный режиссёр Московского театра сатиры в 1957—2002 гг. – прим.ред.): «Чтобы быть хитрее артиста, надо быть лучшим артистом».

- Как вам работается в тандеме с Александром Ширвиндтом?

- Александр Анатольевич – великий актер. Мы его очень просили, чтобы он стал художественным руководителем, поскольку великолепно знает театр изнутри. И какое счастье, что Ширвиндт согласился! Случайная фигура на этой должности абсолютно невозможна. В коллективе трудятся 370 человек, из них 107 человек артистов. Да, бывает мы спорим, но это, по сути, мелочи. Например, Александр Анатольевич готов простить артисту опоздание на работу, а я считаю – за это нужно наказывать.

Фото: Google
Фото: Google


- Какой период в истории Театра сатиры был самым тяжелым?

- 1987 год. Тогда мы потеряли двух великих артистов: Миронова и Папанова. В течение года от нас ушли 13 человек. Среди них – Спартак Мишулин, Татьяна Пельтцер. Вместе с ними исчезли около 60 процентов зрителей. Но развал СССР мы в театре не почувствовали. Российский зритель любит театр, а значит театр будет жить пока его любят. 31 декабря билеты к нам достать невозможно, а с 31 декабря по 10 января мы при полном аншлаге даем по два спектакля в день.

Фото: Google
Фото: Google

- Насколько по вашему мнению справедливо высказывание: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»?

- Все не могут быть одинаково талантливыми. Бывает так: человек попадает в театральное училище «по блату», заканчивает его с грехом пополам. Каждый год в мае художественный совет нашего театра просматривает выпускников. Случается, что из 200 человек невозможно выбрать и одного. Точно так же не хватает талантливых режиссеров. А ведь актера делает именно режиссер. Так что подход к набору актеров в наш театр очень строгий. Художественный руководитель держит высокую планку.