AZN = 54.85 RUB
USD = 93.25 RUB
EUR = 99.36 RUB
Новости дня

A
Главный режиссер Русского драмтеатра им.С.Вургуна Александр Шаровский: Мультикультурализм Азербайджана не дал погибнуть русскому театру (фото)

Главный режиссер Русского драмтеатра им.С.Вургуна Александр Шаровский: Мультикультурализм Азербайджана не дал погибнуть русскому театру (фото)

13.02.2018 02:46
/upload/iblock/3db/3db074664fa37c067f5f863517d65793.jpg

Никогда, ни при каких условиях нельзя останавливаться на достигнутом. Так считает народный артист Азербайджана, главный режиссер Русского драматического театра им.С.Вургуна (РДТ) Александр Шаровский. Именитый режиссер недавно отметил юбилей. Ему исполнилось 70 лет. День рождения Александр Шаровский традиционно празднует на сцене родного театра, где состоялся юбилейный вечер «Театр - это жизнь!». Александр Яковлевич рассказал «Москва-Баку» о своих жизненных принципах, театре и многом другом. 

/upload/iblock/634/634617afaaed56d3b2eb0365d4a392ae.jpg
  

- Александр Яковлевич, поздравляем вас с юбилеем! Здоровья вам и очередных творческих побед. 70 лет, пятьдесят из которых отдано родному театру – это приличный срок. Можно подводить итоги?

- А если точнее, в театре я уже 51 год. Когда только пришел в Театр юного зрителя, мне было около 19 лет. Что касается итогов… Знаете, для меня самое нелюбимое дело - подводить итоги или начинать жизнь с понедельника. Я никогда не собирал свои фотографии, практически никогда не повторял спектакли, которые ставил на сцене нашего театра. Мне всегда казалось, что в этом есть что-то такое греховное. Я всегда жил и стараюсь жить следующим событием. Все это время старался не останавливаться на достигнутом, и это вот вечное движение, которое я исповедаю в работе театра, когда все время нужно забывать, что ты что-то знаешь и нужно двигаться вперед, дает мне стимул в жизни. Эта философия помогала мне все эти годы существовать и творить. Каждый день я стараюсь узнавать что-то новое, учусь чему-то. Желание учиться помогает покорять самые высокие вершины. За 51 год было сделано немало, но не мне судить - хорошо или плохо. Было несколько, на мой взгляд, хороших спектаклей и классных ролей. Одним словом, моя жизнь в театре удалась…

- С появлением телевидения говорили, что интерес к театру пропадет. Но этого не случилось. В XXI веке театр актуален? Как в нелегких условиях стремительно меняющихся зрительских предпочтений Русский драматический театр по-прежнему сохраняет статус одного из культовых центров азербайджанской столицы?

- Кто-то недавно приводил мне интересную статистику: оказывается, только 7% людей по всему миру посещают театр. И эта цифра каждый год практически не меняется. Театр, как вид искусства, на протяжении всей своей истории переживал разные времена - и расцвета, и откровенного упадка. С появлением кабельного телевидения и интернета, с изобретением всевозможных гаджетов в какой-то период действительно казалось, что театр уйдет в небытие. Но этого не произошло. Публика всегда будет нуждаться в живом общении, она всегда будет желать видеть «живых» актеров, чувствовать интонации их голосов, ощущать настроение…

Что касается нашего театра, то к счастью, театральные традиции, заложенные артистами и режиссерами в далеком 1920 году, сохраняются до сих пор. Когда развалился СССР, определенная часть нашей постоянной публики уехало из страны. Тогда казалось, что театр изжил себя. Но Баку - во всех отношениях великий город. Его мультикультурная основа всегда жила и будет жить в народе. Именно толерантность и мультикультурализм - основа государственной политики Азербайджана, не дали погибнуть театру. И мы - режиссеры и актеры РДТ, засучив рукава, стали работать. Экспериментировали, ставили новые спектакли, работали над собой и совершенствовались. Нашлись прекрасные актеры, режиссеры и художники. И театр заиграл новыми красками.

- Ваш театр стал настоящей кузницей молодых кадров. Как вы находите и выбираете актеров и режиссеров из огромного числа обращающихся к вам? По каким критериям?

- Как только актер переходит в другую возрастную категорию, на его место приходит молодая смена. Свои творческие резервы наш театр черпает из выпускников Азербайджанской государственной академии театрального искусства. Есть при театре и так называемая «мобильная студия», организованная при поддержке Министерства культуры и туризма. Она открывается, когда возникает необходимость творчески подготовить молодежь для введения в основной состав. Кстати, лично для меня, второй вариант привлечения в труппу новых актеров наиболее продуктивный.

С удовольствием сотрудничаем также с молодыми талантливыми режиссерами. Приглашая в коллектив молодых постановщиков, работающих с современной драматургией, мы хотим привлечь ту часть зрительской аудитории, которая в последние годы не очень охотно ходит в театры. Привлекать в театр «молодую кровь» и давать дорогу молодым - талантливым и деятельным - один из главных принципов Русского драматического театра.

- Александр Яковлевич, в прошлом году ваш театр неоднократно выезжал на гастроли в Россию. Как вы оцениваете результаты этих гастролей?


- Русский драмтеатр часто выезжает на гастроли благодаря российскому Центру поддержки русского театра за рубежом, задачей которого стала поддержка и возрождение русского театра в странах ближнего зарубежья, сохранение русской культуры и формирование единого культурного пространства. В основном, мы выступали в Москве и Санкт-Петербурге, но в прошлом году я попросил организаторов гастролей дать нам «глубинку». Было интересно, как воспримет наши выступления публика в городах со старой театральной традицией, где зрителя можно считать профессиональным. Так мы побывали с гастролями в Смоленске, Великих Луках и Пскове. Российскому зрителю мы представили наши спектакли «Мусье Жордан ученый ботаник и дервиш Масталишах знаменитый колдун» по одноимённой пьесе М.Ф.Ахундзаде и «Афинские вечера» по пьесе Петра Гладилина. Публика нас встретила очень тепло. Гастроли прошли очень и очень успешно.

На сцене нашего театра с большим успехом выступали и российские труппы – актеры Большого драматического театра им.Г.Товстоногова, Государственного академического театра имени Е.Вахтангова, Российского государственного театра «Сатирикон» имени А.Райкина, Московского театра «Et Cetera» под руководством А.Калягина. Одним словом, мы активно сотрудничаем с другими театрами, и это сотрудничество приносит хорошие плоды. Потому что такого рода гастроли - это не просто выступления, это обмен опытом, содействие в развитии дружбы между странами и народами. А это очень важно, особенно в наше время…

/upload/iblock/fd6/fd6cca5dc2753986d656250882683265.jpg
/upload/iblock/e79/e7972347fc1a38c3f632cd2ae9aaf59b.jpg
/upload/iblock/64c/64cf6a2aa14086e76a08eba6bd8ee3cf.jpg
/upload/iblock/579/57957870c59ccbdb5b78a89563053b06.jpg
/upload/iblock/aaf/aafad1812f8e0ca523f5e64d727dd348.jpg
/upload/iblock/202/2020c86cbc2ca3bfbfa3e0783ff025ec.jpg
/upload/iblock/66f/66fcd004c82484ca6a4eca2e14552a76.jpg
/upload/iblock/858/858ddb65f8a94b04abac8b178467b203.jpg
/upload/iblock/6a9/6a97ad4764a6c8a9eb30ae029a77553c.jpg
/upload/iblock/a33/a335c937adc470de3f9b29ead8ee84bd.jpg
/upload/iblock/2b6/2b69c5cf30beae352a301f402a2b8f2d.jpg