Исполнительница главной роли в фильме «Маргарита Назарова» Ольга Погодина: Существует легенда о том, как во время бакинских гастролей Назаровой тигры вырвались из клетки…»
Нана Хоштария, "Москва-Баку"
27.04.2016 00:00
Сегодня одной из наиболее обсуждаемых кинопремьер на российском телевидении стал фильм «Маргарита Назарова» режиссера Константина Максимова. Фильм с первых серий завоевал любовь зрителей, ведь картину, рассказывающую о жизни одной из самых известных дрессировщиц, можно назвать уникальной. Дело в том, что исполнители главных ролей – Маргариты Назаровой и ее супруга Константина Константиновского – Ольга Погодина и Андрей Чернышов первыми за историю кинематографа исполняли трюки с тиграми самостоятельно, без привлечения дублеров, а имя Ольги Погодиной было внесено в Книгу рекордов Гиннеса России за трюк «голова дрессировщика в пасти тигра». Интересным оказалось и то, что один из эпизодов картины посвящен бакинским гастролям дрессировщицы. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовал с генеральным продюсером картины и исполнительницей главной роли Ольгой Погодиной.
- Ольга Станиславовна, сейчас на Первом канале вышел телесериал «Маргарита Назарова». Вы являетесь и автором идеи, и исполнительницей главной роли, и генпродюсером. Одна из серий фильма посвящена бакинским гастролям знаменитой дрессировщицы. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом бакинском эпизоде жизни Назаровой?
- Действительно, Баку – это один из городов в ретроспективе гастрольной жизни Маргариты Назаровой. И 11-я серия фильма посвящена гастролям дрессировщицы в Бакинском цирке. За основу этого эпизода мы взяли легенду, о которой узнали из рассказов цирковых артистов, которые прямо или косвенно знали Назарову. Якобы тигры во время бакинских гастролей в цирке вырвались из клеток перед представлением, напали на артистов. Есть предположение, что это могла быть диверсия. Есть невнятные упоминания об этом эпизоде в архивах. Нельзя говорить точно, что это правда, но ходят слухи, что так было. И мы, как создатели художественного произведения о Маргарите Назаровой, решили эту легенду использовать.
- В бакинской серии видно, что создатели старались передать местный колорит азербайджанской столицы тех лет. Приятно слышать, когда как бы открывая для зрителя эту бакинскую страницу, один из героев на вопрос Назаровой: «Ну, расcказывай про свой Баку!» отвечает: «Баку, Маргарита Петровна, - это рай на Земле. Приедете и увидите!» На языковом уровне также видно, что старались передать атмосферу. Слова и сочетания «эзизим», «саг ол», «джан», «чистый как Каспийское море» и типично азербайджанское присоединение к предложениям «да». Арбузы, кепки-аэродромы, гранаты, люля-кебаб, национальная чеканка – все это, безусловно, Азербайджан. В связи с этим хотелось бы узнать, эту серию вы снимали в Баку или все же нет?
- Вы правы, съемочная группа старалась передать атмосферу Баку 60-х годов, манеру разговора людей, какую-то атмосферу на бытовом уровне. Но между тем, этот эпизод мы снимали вовсе не в Баку. К сожалению, так сложилось. Его мы снимали в Италии. Первой причиной, по которой бакинский эпизод снимали в этой стране стало то, что Италия в определенных городах, в определенных местах действительно очень похожа на Баку – природой, старинными каменными узкими улочками. Особенно на Баку 60-х годов. Конечно, предварительно изучали виды Баку по фотографиям, референсам. Над картиной работали первоклассные художники-постановщики, невероятно хороший оператор и режиссер. Все – очень грамотные образованные люди, которые старались, чтобы никто и не заметил подмены и видел в фильме именно Баку с его аурой, пейзажами.
Второй причиной, по которой мы снимали бакинский эпизод в Италии стало то, что у меня в этой стране находится студия. И, конечно, было удобно снимать все на своих же мощностях. И большую часть фильма мы сняли именно в этой стране – и эпизоды, связанные с Одессой, и эпизоды, связанные с Баку. Также и Швейцарию, и саму Италию.
- А вот хотелось бы узнать, нет ли у вас каких-то связей с Азербайджаном – культурных, дружеских?
- Пожалуй, только то, что один из самых любимых мной певцов – это Муслим Магомаев. Он для меня из всей советской эстрады, наверное, единственный. Единственный, бесспорный. Очень он мне всегда нравился.
- Cкажите, тяжело вам было вживаться в образ Назаровой. И есть ли какие-то черты в этом образе, в этой личности, близкие вам?
- Здесь важно понимать, что каждый актер вносит что-то свое в исполняемые им образы. Ведь актер играет свое представление о том человеке, в которого перевоплощается. Мы же не знали своих героев в жизни. И Маргарита Назарова – пожалуй, единственный образ, который мне по-настоящему близок и интересен!!! Самое главное - интересен!
- А что в характере Назаровой вас покорило?
- Ее слушались тигры.
- Какие материалы о Назаровой вы изучали, чтобы подготовиться к роли?
- Мы очень много беседовали с Эдгардом Запашным, он делился воспоминаниями своего отца Вальтера Запашного о Маргарите Назаровой, поскольку они были очень хорошо знакомы. Эдгар познакомил нас с Михаилом Багдасаровым, который тоже многое рассказал, мама Эдгарда также рассказывала нам о Назаровой. Вдобавок к этому изучали архивы Росгосцирка. Но главное, у нас был потрясающий автор Валерия Байкеева, и создание образа Назаровой – ее трудоемкая работа.
-Что вам больше всего запомнилось во время съемок?
- Не могу что-то выделить, абсолютно все. Это невероятно дорогой проект в моей жизни.
- Что во время съемок для вас было самым сложным?
- Для всех участников картины это была невероятно приятная история, и нам совершенно не хотелось, чтобы это время заканчивалось. При всем при том, «Маргарита Назарова» была для нас очень трудной картиной – постановочно очень трудной, эмоционально очень затратной. Но, несмотря на это, самым сложным было то, что, к сожалению, съемочный период рано или поздно должен был закончиться.
- Как родственники Назаровой отреагировали на ваше желание снять фильм о дрессировщице?
- Внучка Маргариты Назаровой, замечательная девушка очень доброжелательно с нами общается, сейчас смотрит картину, после каждой серии говорит о своих впечатлениях. В целом, реакция положительная и критики увиденного пока не было.
- Над чем сейчас работаете?
- Вы знаете, у меня сейчас работы, можно сказать, на ближайшие 10 лет. Это пять очень крупных контрактов – продюсерских и актерских. Мне бы не хотелось сейчас рассказывать об этих работах, поскольку я никогда не говорю наперед. Работы очень много, поскольку у меня крупная студия – не только в Москве, но и в Риме. Сегодня мы с вами говорим исключительно о «Маргарите Назаровой», дальше будем говорить о следующей картине. На пороге выхода большой релиз русско-итальянской картины «Любовь prêt-a-porte», но ей посвятим разговор чуть позже.