AZN = 52.38 RUB
USD = 89.05 RUB
EUR = 95.39 RUB

A
Как в Азербайджанском музее ковра «родился» новый карабахский «Малыбейли. Репортаж «Москва-Баку» (фото)

Как в Азербайджанском музее ковра «родился» новый карабахский «Малыбейли. Репортаж «Москва-Баку» (фото)

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
28.10.2023 13:00

В Азербайджанском национальном музее ковра состоялась торжественная церемония срезки со станка карабахского ковра «Малыбейли». Всех, кто пришел в этот день увидеть «рождение» нового коврового произведения искусства и старинную азербайджанскую традицию «ширинлик», угощали с сладостями. Корреспондент «Москва-Баку» посетила мероприятие и побеседовала с теми, кто работал над необычным ковром.

Ковер «Малыбейли» - одна из жемчужин карабахской ковроткаческой школы. Название ковра происходит от названия селения, расположенной вблизи города Шуша, где его ткали. В переводе с азербайджанского означает «селение, принадлежащее Малы-бею». Это село славилось изготовлением чувалов, мафрашей, наседельников, которые широко использовались в быту и народном хозяйстве. Позднее ковер «Малыбейли» приобрел известность и стал производиться в других населенных пунктах Карабаха. Как отмечает в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» заслуженный художник Азербайджана, главный художник Азербайджанского национального музея ковра Тариэль Баширов, ковры «Малыбейли» ценны на аукционах мира.

«Ковер, который вы сейчас видите - точная копия старинного «Малыбейли», хранящегося в нашем музее. В центральной части ковра расположены два медальона контрастных цветов. В центре каждого - элемент квадратной формы, напоминающий бассейн. На нем изображены две утки, смотрящие в противоположном друг от друга направлении. Здесь же – узоры в форме пятерки, символизирующие один из жизненно важных элементов - воду. В странах ближнего Востока и в Азербайджане воду изображают в форме рыбы, утки, а также в виде ровных или волнистых линий. Фон срединного поля ковров «Малыбейли» обычно красного цвета, а это связано с обилием растения марены, которое использовали для получения красного цвета, - рассказывает Тариэль Баширов.

Мы подходим к невероятно красочному и богатому узорами ковру, установленному на ткацком станке. Через несколько минут плотные шерстяные нити, связывающие ковер в единое целое, будут аккуратно срезаны, и он заживет собственной жизнью. Тариэль Баширов объясняет, что карабахские ковры отличаются своим крупным размером. «В Шуше строились огромные дома, и ковры для них выполнялись по размеру комнат, где они полностью покрывали полы. Стены в этих покоях украшались фресками, а роспись потолка повторяла композицию ковра», - говорит художник.

Мастерица по изготовлению ковров Гюльхар Солтанова с улыбкой наблюдает на тем, как сотрудники музея снимают со станка «новорожденный» «Малыбейли». «Я работала над ним полгода. Пять дней в неделю по восемь часов в сутки. Вложила в него всю душу. Иногда грустила, вспоминая о том, как нелегко далось вернуть наш любимый Карабах», - рассказывает Гюльхар Солтанова. Женщина ткет ковры всю свою жизнь. Гюльхар ханум родилась и выросла в Исмаиллинском районе. С самого раннего детства видела, как ее мама и бабушка работают над очередным произведением коврового искусства. «Впервые я села за станок в 9 лет. Бабушка помогала, давала советы как правильно связывать узлы в узоры. В 12 лет я соткала свой первый полноценный ковер, которым невероятно гордилась, - смеется Гюльхар Солтанова. – После замужества и переезда в азербайджанскую столицу много лет трудилась в частных ковровых мастерских в Баку, а с 2012 года работаю Азербайджанском музее ковра. За это время соткала более 50-ти крупных ковров».

Мы проходим дальше по просторному музейному залу. Вдоль стен, словно сказочные ковры-самолеты, готовые к полету, расположились ценные экспонаты. Каждый их них – настоящее произведение искусства. Вот, великолепный карабахский ковер XVII века «Хатаи» или, как его еще называют, «Драконовый». Пять лет назад он был подарен музею Фондом Гейдара Алиева. Оказывается, «драконовые» мотивы, характерные для тюркских народов, принадлежат к наиболее древним изображениям, украшающим многие художественные памятники Азербайджана. Об их глубоких корнях в азербайджанском искусстве свидетельствуют наскальные рисунки Гямигая и образ трехглавого дракона на чаше из кургана Гасанлы.

«В азербайджанском ковроткачестве «драконовые» мотивы обрели известность в виде композиции «Хатаи». Хата, или хатаи - это одно из племен, стоящих у истоков этногенеза азербайджанского народа. Такое же название - «хатаи» - носят орнаменты, которые были характерны для этого племени», - рассказывает экскурсовод музея.

Ее внимательно слушает гостья из братской Турции Бергин Гюйуш. Несколько дней назад она приехала в Баку из Анкары. «Это мой первый визит в Баку, и я просто в восторге! Нравится все – архитектура, погода, еда и, конечно, люди. Музей ковра меня покорил своей красотой и размахом. А сколько здесь уникальных экспонатов!», - делится впечатлениями Бергин Гюйуш.

У еще одного великолепного «драконового» ковра замерли российские туристки. Москвички Марина Крайнова и Ольга Феодосина с интересом разглядывают самый древний и уникальный экспонат. Карабахский ковер «Аждахалы» был соткан аж в XVII веке! Долгое время он хранился в частной коллекции американца Гровера Шильца, пока в 2014 году тот не завещал передать ковер в дар азербайджанскому музею. «Это моя вторая поездка в Баку, - рассказывает в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» Марина Крайнова. – Первый раз прилетала сюда еще до пандемии. Успела многое увидеть и посмотреть. Даже побывала в Лагиче, Габале и Губе. Из Лагича увезла в подарок домашним небольшой ковер, на котором изображены алые гранаты. Мой презент особенно понравился маме. Она коллекционирует миниатюрные сувенирные коврики. А в этом музее просто настоящее ковровое царство! Думаю, в следующий раз обязательно приеду в Баку с мамой. Пусть она увидит всю эту красоту и пополнит свою коллекцию мини-копией карабахского «Дракона»».