AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB

Художественный руководитель «Театра Луны» Сергей Проханов: С девушками в Баку я знакомиться не рисковал...

Михаил Некрасин, "Москва-Баку"
01.02.2017 14:02

Фото: Наталья Киселева
Фото: Наталья Киселева

Народного артиста России Сергея Проханова судьба на всю жизнь связала с детьми, и он не просто ей покорился, а сделал много полезного и интересного для маленьких зрителей. Совсем недавно у его любимого детища, московского «Театра Луны» открылась новая площадка - детский театральный центр «Маленькая Луна». В интервью «Москва-Баку» он рассказал об интересных эпизодах на съёмках фильма «Усатый нянь», новых проектах и пока единственной, незабываемой поездке в Баку.

- Сергей Борисович, как появилась на свет идея создания детского театрального центра, легко ли было ее воплощать в жизнь?

- Раньше у нас не было отдельного помещения для детской студии. С боем нам его все-таки выделили и, при этом, рядом с театром. Долгое время мы всё там обустраивали и вот недавно провели гала-концерт, посвящённый открытию нового здания детского театрального центра «Маленькая Луна».


Фото: Наталья Киселева
Фото: Наталья Киселева

А так наш детская студия существует параллельно с «Театром Луны» более четверти века. Много лет назад, еще, когда я ставил «Короля Лира», мне понадобились девочки, которые смогли бы сыграть дочерей Короля в детском возрасте. Тогда я обратился к «Непоседам», а потом подумал, - почему бы не набрать собственную детскую студию? С того времени, можно сказать, и пошёл отсчёт работы нашего детского театрального центра. Этот опыт переняли, и сейчас уже во многих театрах столицы существуют свои детские студии.


Фото: Наталья Киселева
Фото: Наталья Киселева

У нас подросли несколько талантливых поколений. Так, на сцене «Театра Луны» выросли: Анастасия Стоцкая, Дмитрий Бикбаев и другие. Моя дочка Настя там танцевала, а сейчас она уже взрослая женщина, сделала меня дедушкой.

Слушатели в новый центр набираются на первые 2 месяца, далее происходит отбор, - оставим самых талантливых. Дети уже сейчас играют во всех постановках – 52 ребёнка от 5 до 16 лет. Некоторые снимаются и в кино, думаю, их ждёт большое будущее.

- В культовой комедии 70 -х «Усатый нянь» вы сыграли вчерашнего школьника Кешу, который приходит работать воспитателем в детский сад. Не отсюда ли ваша любовь работать с юными актерами?

- Да, мне ее практически привили (Смеётся.) После выхода фильма «Усатый нянь» меня начали забрасывать письмами поклонники - дети и их родители. Таким образом, я оказался в передаче «Будильник». Потом долгое время работал на телевидении, почти во всех редакциях. Свои дети появились, а сейчас уже и внуки. Как можно не любить детей?!




В данный момент работаю над созданием благотворительного фонда «Усатый нянь». Хотелось бы помогать талантливым детям, они - наше будущее. Сейчас России просто необходимы умы и таланты, соответственно, надо вкладывать в это определённые средства. Решили с друзьями внести свою лепту в общее дело.

- Может быть вспомните какие-то любопытные эпизоды со съёмок «Усатого нянь» и других фильмов?

- Мало кто знает, что во время съёмок «Усатого няня» мне пришла повестка из военкомата. На съёмочной площадке сразу возникла паника, - фильм-то не доснят! В дело вмешалась моя жена. Она внучка одновременно двух маршалов СССР - Василевского и Жукова. От имени одного из них позвонили куда надо, и за мной прямо в военкомат приехала «Чайка».

По иронии судьбы в конце фильма «Усатый нянь» моего героя забирают в армию. Тогда обошлись без грима, так как в военкомате меня уже успели побрить налысо. Зато в эпизоде с попугаем вынужден был сниматься в каком-то жутком рыжем парике (Улыбается.)

В фильме «Гений» я играл роль Костика. Играли интересный эпизод на даче, когда «берут» банду, возглавляемую «паханом» в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Надо сказать, некоторые члены банды являлись реальными бандитами: нужен был определенный типаж, а «брали» их в фильме реальные ОМОНовцы. В перерывах между съёмками мы все мирно обедали за одним столом, а после, в Питере, те же омоновцы «брали» этих же бандитов уже в реальной жизни. Такая вот история.

 



- В начале 90-х годов были очень популярны кооперативы, и у вас с ними связан некий опыт. Поделитесь с читателями историей?

- В те годы каждый зарабатывал как мог. У меня было два кооператива - «ДПД» и «Маскарад». Надо сказать, получал неплохие деньги. Прокатывали чужие спектакли, организовывали творческие встречи по стране. Деньги, заработанные на кооперативах, я потом вложил в свою театральную студию. Как видите, они нашли достойное применение.

- В Баку с гастролями бывали?

- В конце 80-х годов довелось побывать в Баку, мы приехали с творческим концертом. Очень понравился мне город! Помню, было жарко, ветрено. Даже запомнил, что Баку в переводе означает «город ветров». Много гуляли по центру, знакомились с бакинцами. С девушками в Баку я знакомиться не рисковал – понимал, это Кавказ, и за это можно схлопотать. (Смеётся.)

- Есть ли у вас друзья среди азербайджанцев?

- Их много. Из творческой среды дружил с Муслимом Магомаевым. Вместе отдыхали у него на даче в Подмосковье. Помимо того, что это гениальный певец, он был очень добрый и отзывчивый человек - открытый миру и весёлая душа компании. Знаком с Поладом Бюльбюльоглы, он иногда заходит к нам в театр.

- Недавно художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин прямо заявил о некой цензуре в искусстве и попросил поддержки коллег «по цеху». Как вы к этому относитесь?

- Костя Райкин тогда очень эмоционально высказался: просто человек усталый с репетиции пришёл. А так, никакой цензуры нет. В мире театра всё достаточно демократично. Давно уже сверху никто не приходит, не отсматривает материал.

Другое дело, что есть определённые общественные движения, представители которых ходят, мешают проведению спектаклей. Например, в Омске недавно сорвали постановку «Иисус Христос - суперзвезда». Это изначально моё детище вместе с Хомским, поэтому мне вдвойне неприятно. Я против этого. Так мы можем докатиться до одностороннего видения мира. Мы уже жили при этом, к хорошему это не приведёт.

Ведь есть же самоцензура. Художник уже несёт в себе определённый багаж морально-этических установок. Если даже абсолютно всё было бы допустимо, я всё равно не выпустил бы, скажем, 20 голых людей на сцену. Так же не могу терпеть издевательства над детьми, поэтому такого в моих постановках никогда не будет. Кто- то ещё что-то не любит. Но это не означает, что можно беспардонно срывать спектакли, врываться со своими уставами на территорию искусства. Если кому-то не нравится, как шьют ботинки - это не означает, что можно идти поджигать обувную фабрику.

- Как вы считаете, театр имеет право воспитывать общество?

- Перед театром нет такой прямой задачи. Но если драматург, режиссёр сделает подобную постановку и на нее все пойдут - это очень здорово. Есть ведь вечные истины, вечные вопросы, волнующие абсолютное большинство людей. Художнику важно донести эмоциональный заряд до общества, «перетянуть» на свою сторону людей, которых жизнь поставила на грань добра и зла, и они растеряны. Прекрасно, если молодые люди не пойдут сегодня в подворотню пить пиво, а придут в театр, и тем самым, возможно, откроют для себя новый мир. Очень хотелось бы, чтоб было именно так.

- Актёр, режиссёр, драматург. К какой из этих трех творческих профессий вы себя больше причисляете?

- Сегодня считаю себя больше драматургом, причём, всегда ищу новую форму драматургии. Здесь многое зависит от идеи. А она всегда непонятно как возникает. Есть портфель любимых персонажей, произведений, которые впоследствии выливаются в нечто. Также случилось с моей последней постановкой, спектаклем «Казанова или Путешествие в Икосамерон». Возникла идея, в главной роли я видел замечательного актёра Александра Пескова, позвонил ему, рассказал, а потом уже стал заложником своей идеи: пришлось всё расписывать. Получилась красивая фантасмагорическая история.