AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

В Хыналыг жители говорят на языке Ноя и поклоняются огню

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
14.05.2015 21:51
В труднодоступном месте в горах Большого Кавказа, недалеко от границы с Россией на высоте в 2200 метров прячется уникальное село Хыналыг. Дорога туда опасна, однако того, кто все же доберется, ждет награда – знакомство с укладом жизни одного из самобытных малых народов Азербайджана.





 



Хыналыг включен в список исторических памятников ЮНЕСКО. Своеобразной культурой — языком, уникальным архитектурным обликом — село привлекает туристов со всего мира. Находится оно на севере Азербайджана, в Кубинском районе. Из Кубы мы направляемся в сторону гор, где самая живописная природа — леса Гячреша, водопады и горные реки. По пути постепенно леса заканчиваются и им на смену приходят узкие ущелья и перевалы. 

В самой Кубе в это время шел дождь, и путешествие в горы кажется особенно опасной идеей. Однако и остановиться невозможно: чем выше по серпантину мы поднимаемся, тем больше захватывает дух от окружающей красоты. По узкой дороге можно двигаться только в одном направлении — лихачам здесь не место. Чем выше поднимаешься, тем ниже облака, погода проясняется. И каково наше удивление, когда наконец попадаем в Хыналыг, где ярко светит солнце.

 

 

 



С 2007 года Хыналыг объявлен этнографическим заповедником, и за вход в село нужно платить два маната. Однако шлагбаум был открыт, как оказалось, в этот день здесь играли свадьбу и ворота были гостеприимно распахнуты для всех.

Появление туристов здесь всегда вызывает ажиотаж, особенно среди детворы. Обступив нас, они наперебой предлагали нам свои услуги гида. «Показать село? Хотите в музей? А в святилище вам не надо?», - перебивая и расталкивая друг друга, галдели мальчишки. Святилищем называют здесь храм огнепоклонников, относящийся к средним векам. Огонь здесь до сих пор является предметом особого уважения.

 

 



От «экскурсоводов» было не отбиться, и мы решили последовать за ними, посетив местный этнографический музей, где собраны различные экспонаты, рассказывающие об истории и культуре села. Древние кувшины, чираги (лампы), которыми раньше светили себе под ноги путники, национальная одежда, книги местных авторов и многое другое уместилось в одном помещении. Здесь мы узнали, что местные жители называют свое село Кешт, а себя кештами. 

Они считают себя особым народом — потомками племен Кавказской Албании и говорят на языке, на котором говорил пророк Нух (Ной).

По полгода были отрезаны от цивилизации
О древности селения говорят и восемь кладбищ, общая площадь которых в несколько раз больше самого Хыналыга. Причем, большинство широких и длинных могил являются захоронениями в несколько слоев. 
Однако самое интересное в Хыналыге — это необычные дома, расположенные на вершине горы в виде амфитеатра. Они похожи на орлиные гнезда: построенные на склоне вплотную друг к другу, здесь крыша одного дома служит двором для другого, расположенного выше. Здесь часто шутят: «крыша моего соседа - мой двор». Кстати, возведены дома из экологически чистого материала – кирпичи готовят сами горцы из смеси соломы, глины, песка и яиц. Зимой в них тепло, а летом прохладно. Жилище получается прочное, некоторым уже по 200 лет. Но такие старинные дома выделяются на фоне остальных— у них нет окон, а внутри - невысокие потолки, свет проходит только через круглое отверстие в крыше. Попасть внутрь такого дома – мечта любого туриста.

 

 



«А где можно выпить чаю? Тут есть кафе или столовая?», - поинтересовалась я у мальчишек. «Да, конечно, мы вам покажем куда идти», - и детвора побежала впереди нас к небольшому дому, на самый верх села. Забежав во двор, они принялись звать хозяйку, оповещая ее о приходе туристов. Вышедшая из дома молодая женщина пригласила нас внутрь. В растерянности, приглашают ли нас в гости или это и есть местный «фаст-фуд», мы поднялись на второй этаж, в просторную комнату. На стенах были развешаны различные сертификаты об окончании туристических курсов. Как оказалось, в селе нет отеля или столовой. «Мы просто дома устроили небольшой туристический центр. Если кто хочет выпить чаю, пообедать, или получить какую-либо информацию о хыналыгцах, то все приходят к нам», - пояснила Гюльбахар, хозяйка дома.

Невесты в дефиците
За чашкой чая Гюльбахар рассказала нам о местной жизни. Земля здесь не пригодна для возделывания, и сельчане, в основном, занимаются скотоводством. Сейчас построили дороги и поэтому в село можно приехать в любое время года. А раньше с первым снегом, который выпадает в октябре, дороги закрывались вплоть до конца апреля. «Жители тогда заранее запасались продуктами и по полгода не выезжали», - рассказывает хозяйка.

Сегодня хыналыгцы, как и другие малые народы, столкнулись с опасностью потерять свою самобытность. Молодое поколение покидает эти места в поисках лучшей жизни. Если раньше в селе было около тысячи домов, то теперь осталось не больше ста. «Молодежь не хочет оставаться здесь, все стремятся в Губу или столицу», - сетует Гюльбахар.

 



В селе даже чувствуется нехватка невест! Пример тому – свадьба, свидетелями которой мы стали. Гости собираются на центральной площади, где под крытым тентом играют музыканты. За свадьбой можно наблюдать не выходя из дома, достаточно залезть на любую крышу. Мы видим, как на расстеленных коврах удобно расположились две пожилые селянки вместе с внуками. «А невеста где?», — интересуюсь я у одной из них, ее зовут бабушка Айша. «Она в соседнем селении Джек, в Хыналыге осталось мало невест, на всех не хватает. После обеда за ней поедут родственники жениха», — рассказывает Айша.

Увы, невесты мы не можем дожидаться. В горах обычно рано темнеет, и нам уже пора домой. Нас ждет обратная дорога — опять сквозь облака по горному серпантину.