AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB

Худрук театра Сатиры Александр Ширвиндт в эксклюзивном интервью "Москва-Баку" рассказал над чем сегодня смеется зритель (видео)

Наталья Саляхова, "Москва-Баку"
30.10.2016 14:06



Художественный руководитель театра Сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт в преддверии выпуска нового спектакля рассказал «Москва-Баку» об искусстве талантливо веселить публику, которым сам он владеет в совершенстве. Свидетельство тому любимые несколькими поколениями фильмы. Достаточно вспомнить «Трое в лодке, не считая собаки», «Ирония судьбы или С легким паром!», «Самая обаятельная или привлекательная» и многие другие, чтобы лицо расплылось в улыбке.

Он поделился наблюдениями за современным зрителем, объяснил почему комедию считают самым сложным жанром и дал ответ можно ли научиться шутить.

- Александр Анатольевич, какие главные события переживает сегодня театр Сатиры?

- У нас два крупных события. Вот только что прошла премьера. В театре две сцены: большая и, особо любимая актерами, малая - «Чердак Сатиры». Она рассчитана на 150 мест, что очень уютно и удобно. Нижний зал в 1250 зрительских мест, от этого крик и фронтальность, что меня лично ужасно раздражает.

Так вот, на «Чердаке Сатиры» наш замечательный актер Федор Добронравов играет премьеру - моноспектакль по Хемингуэю, который называется «… и море». Полтора часа один «воюет» с морем и зрителями.

В нижнем зале я ставлю комедию американского драматурга Сэма Бобрика «Никогда не поздно» Это история о безумстве омоложения. Старый муж нашел молодую девицу, а пожилая жена увлеклась юным парнем. Пьеса веселая. Решил за нее взяться, потому что она поднимает очень актуальную тему. Там показана сегодняшняя страсть к разновозрастным бракам, приобретающим размах эпидемии - возрастной перепад в тридцать, а то и больше лет. 15 ноября мы должны сыграть премьеру.

- Над чем сегодня готова смеяться публика? Сложно ли ее рассмешить?

- Сейчас публика компьютерно-интернетно-телевизионная. Круглые сутки идут эти «камеди клабы», «камеди вумены» с сидящими полукупленными, полунагнанными зрителями, которые ржут в голос. Обязательность смеха очень развращает.

- На современном телевидении мало талантливых юмористов?

- Они есть и очень талантливые! Талантливая и работоспособная команда – «Сибирские пельмени». Когда они начинали – было прелестно. Сейчас все поставлено на поток. Шутим, шутим, шутим…

Ваня Ургант, Максим Галкин, Юрий Гальцев – все необыкновенно одаренные люди. Но в связи с тем, что они круглые сутки «шутют», то… Я вам так говорю, потому что им все время это озвучиваю. Они мне в ответ: «Как быть? Конкуренция, рынок, только остановись и все!». Что тут скажешь?

- Почему комедию сложнее поставить, чем любой другой жанр?

- Другой жанр предполагает возможности окунуться в лиризм, драматизм, полемическую политику. Комедия требует необходимости смеховой реакции. Рассмешить очень трудно, если не ориентироваться на юмор ниже пояса. Очень трудный жанр, в котором присутствует элемент вкусового зрительского разброса.

- Чувство юмора – качество врожденное или его можно в себе развить? Вообще, можно ли научиться шутить?

- К сожалению, - это врожденное. Научиться можно только голую задницу показывать, а юмору – нет.

- Кто ваш любимый артист комического жанра? Предлагаю на выбор: Чарли Чаплин, Луи де Фюнес, Аркадий Райкин?

- Евгений Евстигнеев. Он был эталоном органики. Куда бы его не «бросали», в любой безысходной ситуации он себе не позволял кривляться. Вот эта абсолютная органика при обаянии и удивительном чувстве юмора и давала то, что мы видели на экране и на сцене.

- Совет от Александра Ширвиндта: как поднять себе настроение?

- Надо выпить и убежать как можно дальше от всех комедий.

- Что вы скажете по поводу речи Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей о запрете и цензуре. По его мнению, цензура в России становится все заметнее. Должна ли быть в искусстве цензура?

- Тенденция от полной безнадзорности – «делай, что хочешь» до - «это не надо, а это надо» очень опасна. Намечается перспектива, что государство дает деньги, и извольте делать то, что нужно государству. Это страшная позиция. Государство у нас разное и по вкусам и по положениям.

Раньше цензура была связана с дорогой в светлое коммунистическое будущее. А сейчас ничего не понятно. В слове «цензура» корень «ценз». У нас «ценз» исчез, а «ценз-» – означает вкус и меру.