05 2016, 11:27 Понедельник
1 AZN = 43.6 RUR

Муслим Магомаев: Пусть меня запомнят поющим…

Муслим Магометович ушел со сцены молодым, на самом пике славы. Причем тихо, без помпы и больше уже не возвращался. Так сложилось, что наша встреча в канун его 65-летия и опубликованное позже интервью в одном из федеральных изданий, оказалось последним интервью великого певца... Он давно чувствовал себя не важно и все откладывал разговор. Хотя иногда звонил, будто извиняясь, и тогда мы находили много тем для общения. Однажды Муслим Магометович неожиданно спросил: «Вы можете сейчас приехать»? Через час я уже был у маэстро. Мы тогда говорили о многом: почему он покинул сцену, что происходит с отечественной эстрадой, о новых тенденциях в музыке и многом другом. Сегодня мы предлагаем читателям вернуться к тому интервью, которое поразительным образом сохраняет свою остроту и актуальность.

– Муслим Магометович, где вас сегодня можно увидеть или услышать?

– Практически нигде. Я редко выхожу даже из дома. Общаюсь только с узким кругом друзей. А с поклонниками поддерживаю связь через интернет-сайт. Скучать не приходится. Обычно в день рождения или после телепередач меня заваливают письмами. Бываю даже не в состоянии ответить каждому.

– А выйти опять на сцену и выступить с сольным концертом?

– Нет, сколько можно?! Да я и раньше не частил с выступлениями. У меня очень мало специальных телевизионных съемок. Ходить на телевидение для меня было большой мукой. Поэтому и записей мало. Вот сейчас друзья готовят мне подарок к юбилею – видеозаписи моих выступлений разных лет. Это альбом из пяти дисков: и классика, и эстрада, и мюзиклы. Вот там можно и увидеть, и послушать Магомаева.

– То есть ни на корпоративах, ни в клубных вечеринках вы не участвуете?

– Я давно сказал, что ухожу. Лучше достойно уйти, пока тебя помнят поющим. Зачем снова и снова возвращаться, как делают некоторые коллеги?Нет, ради бога! Их право! Я уважаю Лемешева, которого все запомнили поющим, не смотря на годы. И поющим очень хорошо. Помню еще Марка Осиповича Рейзена, нашего соседа. Человеку уже 85, а он вышел и спел Гремина. И спел очень достойно. Я никак не мог понять – как это можно? Столько лет быть на сцене, сохранить голос, сохранить желание выступать. У меня, к сожалению, давно уже нет такого желания. Потому что я по натуре, простите за сравнение, соловей: хочу – пою, не хочу – не пою. Раньше мы с Тамарой (Синявской – певицей и супругой Магомаева. – авт») ездили с концертами, зарабатывали деньги. Иногда по два и даже по три концерта в день. Для меня это было каторгой. Просто так сложилось. Я всегда говорю, что я не Кобзон.

 – А Иосифу Давыдовичу поется всегда?

– Получается так. Дело в том, что Кобзон сейчас поет не хуже, чем пел 20 лет назад. Таким же голосом, с таким же настроением, так же на сцене сопереживает. Дита (Эдита Пьеха. – «НИ») тоже поет. И дай им бог! Я свое уже отпел. И уже нигде – ни в открытом, ни в самом закрытом в клубе –петь не собираюсь. Недавно очень известный и состоятельный человек попросил меня выступить в маленьком клубе для ограниченного круга друзей. Никто об этом якобы не будет знать. Я сказал: «Я буду об этом знать и перестану себя уважать». Помимо пения у меня были привязанности к рисованию, написанию музыки, да много чего. От всего этого я сильно уставал. Если бы больше ничего не делать, а только петь, то, может, и сейчас бы продолжал.

– Но многие по прежнему поют: с удовольствием и помногу.

– Да, там хорошо платят, но мне это не надо.

– Пенсия народного артиста СССР позволяет вам нормально существовать?

– У меня никакой пенсии в России нет. Да и прописка появилась не так давно. Я всю жизнь прожил в Москве как бакинец (Смеется.), женатый на москвичке Тамаре Синявской. И гражданство России получил сравнительно недавно. По этому поводу обращался даже к Гейдару Алиевичу (Алиеву – покойному президенту Азербайджана. – «авт»). «Я живу все время в Москве, – говорю ему. – Вы видите, какие накаляются страсти. Завтра придет какой-нибудь человек и спросит: вы что здесь делаете? Без прописки живете. Ваша жена – Тамара Синявская, но вы-то что здесь делаете? Мне, наверное, придется сделать московскую прописку». «Естественно, – ответил он. – Ты уже давно москвич. У тебя должен быть российский паспорт». Потом, во время отдыха в Баку, приезжает вдруг на дачу человек с азербайджанским паспортом. Звоню Гейдару Алиевичу: «В чем дело?» – «Ты, – говорит, – российский гражданин, но мы тебя никуда не отпустим. Поэтому – положено не положено – мне не важно. Ты наш гражданин тоже».

– Вы не ведете концертную деятельность, не получаете пенсию. А вокруг все дорожает...

– В свое время нам очень помог Гейдар Алиевич. С тех пор ежемесячно получаем из Баку некую премию. Это не пенсия, а своего рода жест государства за популяризацию республики и народа. А Ильгам Гейдарович (нынешний президент Азербайджана И.Г. Алиев. – «авт») не только не собирается отменять решение своего отца, а, наоборот, даже прибавил нескольким деятелям искусства, которые внесли наибольший вклад в развитие культуры государства.

– А сколько Россия платит своим артистам, заслужившим всемирное признание?

– Можно я не буду отвечать? Стыдно сказать, сколько получает Тамара Ильинична, солистка Большого театра, народная артистка СССР!

– Вы чувствуете себя в Москве «лицом кавказской национальности»?

– Нет, никогда. Всегда чувствовал себя бакинцем. Ведь в свое время Баку считался самым интернациональным городом в стране, да простят меня другие республики Советского Союза. Там жили представители всех национальностей, все друг друга любили. И многие из них до сих пор считают себя бакинцами. Вот такая была «национальность». В Америке русские, евреи, азербайджанцы, когда собираются за столом, всегда называют себя бакинцами.

– Вокруг вас всегда было много людей. Вам приходилось разочаровываться в друзьях?

– Есть несколько человек, которых я не могу даже назвать друзьями. Разочарование у меня только одно. Не хочу называть имени этого человека. Слишком много я для него сделал. Оградил от гнева Гейдара Алиевича, когда тот решил его снимать. Этот человек обратился ко мне, просил помочь. Тогда он звонил по два-три раза в день. Поэтому я его прощать не собираюсь, и упоминать его мы тоже не будем. А остальных я быстро прощал. Хотя всегда понимал, когда человек врет, даже когда он говорит тебе приятные слова.

– Российские исполнители на равных соревнуются на «Евровидении», хотя дома их не понимают, считая, что эстрада у нас не на подъеме.

– О чем вы говорите? Я в свое время не понимал Утесова. Мне нравились поющие артисты театра и кино Бернес, Трошин, очень нравилась Шульженко. Как она играла голосом! Это было целое представление, шоу! Но это совсем другая эпоха. А с Утесовым мы позже подружились. Первая наша встреча произошла при необычных обстоятельствах. Я делал на радио интервью с известными людьми. И вот звоню Утесову, приглашаю его в студию. Он со мной разговаривает как-то сдержанно. Потом говорит: «Хорошо, я приду. К которому часу?» Сижу, жду его. Смотрю, заходит Утесов. Как-то осторожно, крадучись и подозрительно оглядывается по сторонам. Я встал, иду навстречу. А он как-то радостно заулыбался и говорит: «Слава богу, я считал, что меня разыгрывают. Зачем, думаю, я понадобился Магомаеву?» Было очень смешно. Мы проговорили почти два часа. Времени еле хватило, настолько было интересно его слушать. Нам понадобилась большая передача, после чего совсем иначе стал воспринимать Леонида Осиповича. Я совершенно не осуждаю публику. Сейчас другая музыка, другое абсолютно все. И нет гарантии, что дальше на сцене не появится что-то вообще непонятное, несуразное, которое будет нравиться массам. Поэтому никогда нельзя говорить: «В наше время было хорошо, а сейчас плохо». Потому что может быть еще хуже.

– А с бывшими коллегами поддерживаете отношения?

– Часто общаемся с Левой Лещенко, Володей Винокуром, с Кобзоном. С Аллой Борисовной поддерживаю связь. Я помню, на моем дне рождении (мне тогда исполнилось пятьдесят пять) Пугачева вышла и говорит: «Вы можете спокойно уходить! Все равно вас будут помнить всегда!» Я-то ушел, но многие остались и до сих пор никак не желают покидать сцену. Я мог бы выступать и сегодня. Подобрать себе репертуарчик – с голосом все в порядке. Кстати, на моем сайте есть запись новой песни, сделанной буквально месяц назад. Петь, слава богу, могу. Но на сцену выходить больше не желаю. Пусть меня запомнят таким, каким я был...

СПРАВКА: Муслим МАГОМАЕВ - самый молодой Народный артист СССР (1973), родился 17 августа 1942 года в Баку. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано (1958), музыкальное училище, Бакинскую консерваторию (1970) по классу вокала. На сцене дебютировал в 1961 году в составе Ансамбля песни и пляски Бакинского военного округа ПВО. Первую известность принесло участие в составе советской делегации на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году, где Магомаев стал лауреатом за исполнение песен «Бухенвальдский набат» и «Хотят ли русские войны». По возвращении в Баку был стажером, а затем солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1963 году своими концертами покорил Москву. Одной из главных причин оглушительного успеха молодого певца стало исполнение им как классического оперного материала, так и эстрадных композиций. С тех пор Магомаев – обязательный участник всех правительственных концертов и праздничных программ на телевидении. В 1964 году уехал на годичную стажировку в Миланский оперный театр «Ла Скала». В 1969 году удостоен Первой премии на Международном фестивале молодежной песни в Сопоте (Польша). В 1975–1978 годах руководил созданным им Азербайджанским государственным эстрадно-симфоническим оркестром. В 1978–1987 гг. пел в Бакинском оперном театре. Автор песен, сочиняет музыку для театра и кино. Его голосом пел Трубадур в мультфильме «По следам бременских музыкантов» (1973). В 1982 году исполнил главную роль в художественном фильме режиссера Эльдара Кулиева «Низами». В течение нескольких лет на ТВ и радио вел цикл передач, посвященных великим певцам мира. В дискографии артиста 45 грампластинок и 15 дисков.

 


Новости партнеров

Другие новости по теме
Общетюркскую историю буду изучать школьники пяти стран
735
Культура
Культура 27.03 12:34
В Баку открылся Центр Современного Искусства YARAT
В Баку состоялось открытие Центра Современного Искусства YARAT. Площадка открылась выставкой Ширин Нешат «Дом моих глаз», которая была создана после путешествия известной иранской художницы в Азербайджан.
Культура 26.11 14:59
Сегодня российская группа «СерьГа» выступит на рок-фестивале в Баку (фото)
Российская рок-группа «СерьГа» сегодня выступит хедлайнером Baku Rock Festival 2016, который пройдет сегодня в Hotel Badamdar Hazzard. Об этом сообщает Trend Life.
Британскому певцу Джону Ньюмену снова диагностировали рак мозга
1039
Культура
Культура 28.08 12:53
Социологи из Гэллап называют азербайджанцев одними из самых неэмоциональных людей в мире
Одна из самых известных организаций, занимающихся социологическими исследованиями – институт Гэллапа – назвал азербайджанцев одними из самых сдержанных в мире людей по части проявления эмоций. В своем ежегодном рейтинге эмоциональности, который в 2014 году охватил жителей 148 стран, Гэллап отвел место Азербайджану в последней тройке. Если верить исследованию, жители республики менее к проявлению эмоций, чем, например, граждане Молдавии, Казахстана, Белоруссии, Украины и Грузии.
В США состоится премьера художественного фильма «Али и Нино»
886
Культура
Культура 04.05 14:22
Оксана Ризаева представит Азербайджан на конкурсе "Мисс Евразия 2016". ФОТО
Азербайджанская модель Оксана Ризаева примет участие в международном конкурсе красоты "Miss Eurasia 2016" в Турции, сообщает Trend Life .
Культура 29.10 14:19
«Русская гуманитарная экспедиция» посетила Баку
Представители Московского педагогического государственного университета (МПГУ) провели в Бакинском славянском университете для учителей русского языка и литературы методический семинар. Об этом сообщает АзерТАдж cо ссылкой на пресс-службу Российского информационно-культурного центра.
Присоединяйтесь к нам
Последние новости

Присоединяйся к нам в Cоц. сетях
У нас есть группа в Facebook
Присоединяйся и будь в курсе новостей! Присоединяйся
А еще мы есть в: