После капитального ремонта распахнул свои двери один из самых популярных музеев Баку – Музей современного искусства, инициатором создания которого в свое время выступила первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева. В экспозицию музея входят около тысячи произведений азербайджанских художников и скульпторов-авангардистов. Корреспондент «Москва-Баку» побывала в музее и увидела, что изменилось в одной из популярных галерей Баку.
Яркие и порой необычные по своей конструкции работы расположены на двух этажах музея площадью 3 тысячи квадратных метров. Один из главных принципов музея - свобода и отсутствие жёстко заданных рамок в экспозициях. Его подчёркивает и архитектура здания: отсутствие углов, открытые пассажи, разные углы наклона стен. Всё это создает ощущение постоянного движения. По крайней мере, именно так задумывал автор архитектурного проекта, создатель экспозиций и куратор коллекции, азербайджанский художник Алтай Садыхзаде.
К открытию музея приурочена уникальная выставка работ одного из самых известных художников Азербайджана - Саттара Бахлулзаде - под названием «Мелодия штрихов». Представленные на выставке картины демонстрируются впервые. Долгое время они хранилась в коллекции одного из бакинских ценителей искусства. Это и студенческие эскизы, и наброски молодого Бахлулзаде, и тематические зарисовки более позднего периода.
Как отметила главный специалист Музея современного искусства Рена Мамедова, имя азербайджанского живописца Саттара Бахлулзаде еще при жизни стало легендарным. «Молодые бакинские художники произносили его всегда с неизменным уважением и любовью. Работы Бахлулзаде стали для них символом любви к родной земле, связи традиций народной жизни, народного восприятия красоты с нашими нынешними делами, современным мироощущением», - рассказала Рена Мамедова.
Саттар Бахлулзаде родился в 1909 году в селе Амираджаны близ Баку. В средней школе учителем музыки будущего художника был азербайджанский композитор Муслим Магомаев, дед выдающегося певца. Под стать Магомаеву были и другие педагоги, сумевшие привить мальчику интерес к истории и культуре Азербайджана. «В 1927 году Бахлулзаде поступил в Азербайджанскую художественную школу, где получил первые профессиональные уроки искусства. Одним из его учителей был сам Азим Азимзаде - живая легенда азербайджанской художественной школы. В 1933 году по совету Азимзаде Саттар поступил в Московский художественный институт имени В.Сурикова. «С третьего курса он переходит в отдел живописи, где занимается в мастерской художника Григория Шегаля, причем перевод устроил сам живописец, обративший внимание на молодого азербайджанского художника во время его работ над этюдами в Крыму, - рассказывает Рена Мамедова. - После возвращения домой Саттар какое-то время преподает в Азербайджанской художественной школе, однако вскоре, оставив педагогическую деятельность, всецело посвящает себя творчеству».
В годы Второй мировой войны художник писал картины на патриотические темы, портреты народных героев. А в 50-х годах представлял зрителю свою серию пейзажей, написанных в Губинском районе («Долина Гудиялчая», «Дорога на Кыз-беневша» и др.). Именно эти первые работы, выставленные на республиканских и общесоюзных выставках, принесли ему известность как «искусного поэта родной природы».
Саттар Бахлулзаде объездил практически весь Азербайджан. Из этих поездок он привозил потрясающие по своей лиричности пейзажи, мастерски исполненные полотна, от которых веет любовью и нежностью к родной земле. Именно таковы его пейзажи «Слезинка Кяпаза», «Гюлистан», «Базардюзю», «Древняя Шемаха», «Пробуждение», «Водопады селения Лаза», относящиеся к 60-70-м годам. Он утверждал, что его картины создает сама природа, он только переносит красоту на холст.
Выставка работ Саттара Бахлулзаде продлится до 19 января 2019 года.