AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Благотворительный проект «Музыка за мир» обратился к Азербайджану с просьбой дать концерт для азербайджанских беженцев

Благотворительный проект «Музыка за мир» обратился к Азербайджану с просьбой дать концерт для азербайджанских беженцев

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
12.02.2018 13:03

/upload/iblock/8ce/8ceed56fe056a98dc8ccd4f532bf8bca.jpg

«Музыка за мир» - международный благотворительный проект российских музыкантов - пианистки Марии Немцовой и классического саксофониста Виталия Ватули. Ребята на протяжении семи лет ездят в разные точки мира, в которых произошли конфликты, войны. Их цель – через силу музыки облегчить страдания людей, оказать духовную поддержку всем тем, кто испытал трагедию в результате конфликта, привнести в этот мир немного добра. Мария и Виталий встречаются с молодыми музыкантами и дают им мастер-классы, общаются с беженцами. Главное в проекте, как подчеркивают его создатели, - проект отрицает всякую политику. Для ребят прежде всего есть человек, которому необходимо помочь. Именно поэтому музыканты считают нужным давать концерты по обе стороны конфликта. В интервью «Москва-Баку» Мария Немцова рассказала, как родился проект, где было играть тяжелее всего и почему она со своим партнером Виталием Ватулей хотела бы поехать в Азербайджан.

-Мария, проект «Музыка за мир», насколько мне известно, появился после личной трагедии – вы потеряли близкого человека…

-Жизнь – такая штука, что ты однажды сталкиваешься с потерей близкого человека и потом очень долго не понимаешь, как с этим жить. В 21 год это случилось со мной... и я вообще не понимала, как с этим справиться, как справиться с чувством боли, потери… Прошло уже много лет, и сейчас я уже по-другому смотрю на ситуацию. Но на тот период было очень тяжело. У меня не было никакой психологической помощи, ничего не помогало. В России религия пытается заменить моральную поддержку, но это не очень работает. Так сложилось, что выбраться из этого состояния мне помогли музыка, увлечение, интерес к искусству. Я начала чувствовать, видеть во многих музыкальных произведениях эту острую для меня на тот момент тему любви и смерти и поняла, что очень многие композиторы обращаются к ней. Я поняла, что это та тема – которая интересует практически любого творца, художника – человека искусства и это осознание стало очень важным для меня. Из этих размышлений, переживаний, ощущений, из этого моего состояния родилось понимание, что на Земле существует большое количество мест, где людям может быть так же плохо и им не оказывают моральную поддержку. Cогласитесь, зачастую если происходит какая-то трагедия, со стороны возникает порыв помочь, а уже через какое-то время о трагедии, о пострадавших, прежде всего в психологическом плане, забывают. А люди продолжают жить со своей трагедией, внутренними переживаниями, оголенными чувствами, пытаются справиться с ними, а помощи никакой не получают. Так с моим партнером - прекрасным классическим саксофонистом Виталием Ватулей мы создали проект «Музыка за мир» и ездим с ним по разным точкам мира, в которых людей настигла беда – вооруженные конфликты, войны, где людям плохо, где они испытали трагедию, потерю близких и попытаться разукрасить жизнь этих людей, помочь им музыкой. Не знаю, насколько это реальная помощь, но мы стараемся. 

/upload/iblock/efa/efa799fd765b8c7c3e10a387ff2fcc2b.jpg

Идея проекта «Музыка за мир» родилась в 2010 году, с 2011 мы стали ездить по зонам конфликтов. Наши выступления разделены на сезоны, так за это время прошло четыре сезона и с нашим проектом мы успели побывать в более чем 20 странах.

Самый первый концерт в рамках проекта дали в Северной Осетии – в Беслане, где в 2004 году в школе на 1 сентября произошел потрясший весь мир теракт. Потом выступали с концертами и мастер-классами в Палестине, Израиле, Иордании, Сербии, Косово, которое Сербия считает своей территорией, Ливане, буквально недавно, в декабре прошлого года посетили с концертом столицу Сирии - Дамаск.

Естественно, нам всегда c принимающей стороны кто-то помогает отправиться в ту или иную точку страны, так как извне, конечно, все довольно сложно организовать.

/upload/iblock/b7f/b7f5121b62ae132daad76c82e3c8c48f.jpg

Владикавказ

Мы всегда подчеркиваем, что «Музыка за мир» - ни в коем случае не политический проект. Когда мы едем в зоны, где произошли конфликты, мы не занимаем ничью сторону. Для нас нет политики, для нас есть люди с их горестями, их трагедиями, которым нужно помочь, для нас нет национальностей и разделений по каким-то факторам. Мы всегда даем концерты по обе стороны конфликта, потому что люди – везде люди. И мы хотим донести эту идею до всех. Именно поэтому мы даем концерты людям по обе стороны конфликта – будь то Палестина или Израиль, Сербия или Косово и т.д. Мы хотим показать, что люди страдали с обеих сторон. И сегодня им нужен мир.

Так мы стали первыми российскими музыкантами, побывавшими в непризнанном Косово. Сразу после войны 2008 года мы играли в Грузии - в Гори, после этого играли для другой стороны конфликта – в Цхинвале. Потому что горечь войны – она по обе стороны…

Мы встречаемся со студентами музыкальных вузов – даем им мастер-классы, также встречаемся со всеми другими людьми, пострадавшими от конфликта, встречаемся с беженцами. Все наши концерты бесплатные, открытые – на них может прийти любой желающий.

Например, в Голландии беженцы живут обособленно, мы встречались с ними, играли для них.

-Вы недавно посетили Сирию. Cирийский вопрос – один из самых актуальных сегодня в международной повестке. Весь мир следит за той трагедией, которая разворачивается в Сирии. Поделитесь подробностями этой поездки.

-Дело в том, что в Дамаске очень хотели, чтобы мы приехали. Посыл был такой, что люди находятся в абсолютной изоляции - никто в Сирию не приезжает, кроме российских музыкантов, но они посещали базу Хмеймим… встречались с российскими военнослужащими, проводили концерты. Но в сам Дамаск из зарубежных музыкантов никто не приезжает. Мы же столько лет ездим по конфликтным точкам, поэтому в Сирию, как говорится, нам сам Бог велел поехать – не игнорировать место, где такая помощь наиболее актуальна. В Дамаске мы провели мастер-класс для студентов Музыкальной академии, дали два концерта в оперном театре. Вы знаете, там совершенно потрясающий камерный зал примерно на 800 человек. Очень хороший рояль Steinway. Я к тому, что условия для музыкантов - просто великолепные. Студенты, которым мы давали мастер-класс, невероятно хорошие. Мы чувствовали к себе огромное уважение и сильнейшее желание ребят получить новые знания, чувствовали вовлеченность в процесс. Очень искренне, действительно замечательно прошли мастер-классы. Мы были очень рады познакомиться с сирийцами.

/upload/iblock/00e/00ed14b2b685d241cfdc2cf4a1c0eb84.jpg

На наш взгляд очень важно, чтобы в конфликтных зонах была возможность какой-то культурной жизни – чтобы люди видели не только ужасы войны, чтобы у них была возможность отвлечься, пойти куда-то, подпитаться культурными мероприятиями. Тогда бы им было легче… Такую возможность мы и стараемся им дать.

/upload/iblock/677/67708703db9ca3432dfd8e933b9480e3.jpg

-Вы общались с людьми, которые лично пережили трагедии в результате конфликта. Может быть есть какая-то история, которая вас больше всего поразила, задела душу? Человек подошел к вам и рассказал свою историю…

-Конечно, таких историй много… И к сожалению, такие истории никогда для тебя не проходят бесследно… Это очень тяжело… Это такой опыт, который остается с тобой навсегда… Ты его проносишь через всю жизнь, потому что забыть это невозможно… Еще страшнее понимать, как тяжело было этим людям, которые испытали все это.

Самым сильным впечатлением для меня была наша первая поездка - в Беслан. Мы поехали туда в 2011 году. До сих пор боль бесланской трагедии остра – она никогда не утихнет, но тогда это особенно ощущалось. В Беслане мы познакомились с большим количеством матерей, чьих детей боевики согнали в спортивный зал… В Беслан мы ехали, понимая, что этим женщинам, пережившим трагедию, потерявших детей, нужна моральная поддержка, нужны такие вот культурные выходы… Подобрали специальную музыкальную программу. Что и говорить, было очень много слез…

Мы были в той школе, где произошла трагедия, на кладбище, которое оставляет жуткое впечатление – 300 одинаковых могил, памятник в виде дерева в память о жертвах. Многие матери до сих пор носят траур, каждый день ходят на кладбище, ползают в слезах по могилам … Жуткие картины.

/upload/iblock/d5c/d5c028e8450ddc81b289356c0d504042.jpg

/upload/iblock/e9c/e9c451ecdbbc018e06e9b3d5933b9df7.jpg

Мы познакомились с одной женщиной – Мадиной, вместе с детьми 1 сентября 2004 года она оказалась в том злополучном спортзале, в той трагедии она потеряла дочь, cын остался инвалидом. Через какое-то время после произошедшего она взяла к себе приемную девочку. Так теперь у нее растет потрясающая дочь. Для меня эта женщина стала примером стойкости и щедрости человеческого духа, того, как человек смог перебороть, перерасти страшную боль и более того - сделать благое дело. Она повернула весь этот ужас случившейся трагедии в русло, когда ты сам, чтобы перебороть боль, делаешь добро…

Еще одна девушка в Беслане рассказывала нам, как после той трагедии ее спасла музыка. Она также находилась в том спортзале, после трагедии, как сама она нам призналась, стала очень замкнутой – ушла в себя. И уроки музыки, музыкальная школа (сейчас она работает в ней) вернули ее обратно в жизнь. Вот такие истории…

/upload/iblock/e82/e82597b56334792e94a18422f6b2b8cb.jpg
Беслан

-Страшные результаты конфликтов не только в искалеченных судьбах людей… Но и в разрушенных городах…

-Часто так происходит, что в местах, где произошел конфликт, разрушенные дома не трогают – либо нет денег на восстановление, либо оставляют как страшную память. Яркое воспоминание, засевшее в голове – страшная картина в Цхинвале – ты стоишь, а перед тобой буквально изрешеченные снарядами, взрывами дома… Это невозможно забыть.

В Косово посреди города стоит недостроенный православный храм. Стоит и никто не знает, что с ним делать… И так он стал символом неразрешенного конфликта, символом трагедии. 

Впечатляет построенная между Палестиной и Израилем стена...

Очень много вспышек в памяти, связанных с такими трагическими картинами, местами…

-Давать концерты в мирных городах - это одна ситуация. А вот играть в местах, где недавно прошли тяжелые конфликты, где буквально собралась вся вселенская печаль - это что-то другое...

-Разница ощутимая. В мирных городах чувствуется некая пресыщенность, здесь есть из чего выбирать, здесь действуют законы музыкального рынка... 

В конфликтных зонах все по-другому – обнаженные чувства людей... Ты понимаешь, что перед тобой человек, оказавшийся в сложнейшей ситуации, и все его чувства на поверхности.

/upload/iblock/bf1/bf19d52247d690d4d966454648965e4a.jpg
Беслан

/upload/iblock/dab/dab6de7d1f48ab8973364799e72b71ac.jpg
Владикавказ

-Где планируете дать следующий концерт?

-У нас недавно закончился четвертый сезон, в конце прошлого года мы провели большой фестиваль в Москве и Санкт-Петербурге - это фестиваль актуальной классики под названием Re: Formers. В основе идеи нашего фестиваля – новый взгляд на классику, поэтому мы обращаемся к разным, скажем так, нетрадиционным формам ее подачи зрителю, в том числе через театр. Мы хотим показать, что помимо этого «самого узнаваемого» - допустим, Первого концерта Чайковского или Третьего концерта Рахманинова есть и другая красивая, интереснейшая музыка, которая достойна звучать со сцены, но которую, к сожалению, очень часто игнорируют. Фестиваль вырос из проекта "Музыка за мир" и сейчас мы надеемся на продолжение.

Вы знаете, в рамках «Музыки за мир» мы побывали на всем российском Кавказе и во всех странах Закавказья – Грузии, Армении, кроме Азербайджана. И очень хотели бы восполнить этот пробел, это упущение. Уже многие годы мы очень хотим поехать в Азербайджан. Я знаю, что это очень музыкальная страна с богатой историей и культурой. Мне рассказали, что именно в Азербайджане была создана первая опера на всем мусульманском Востоке. И потом очень хотелось бы побывать на родине Мстислава Ростроповича, Муслима Магомаева. Я знаю, что в Азербайджане на сегодняшний день проводится большое количество музыкальных фестивалей – классической музыки, джаза.

Вся моя семья успела побывать в Баку и все очень любят этот город, всем он очень нравится. Моя племянница учится в Московском архитектурном институте, она специально ездила в Баку, чтобы посмотреть на современную архитектуру. Моя сестра также была в Баку, вот осталось только мне съездить. Так сложилось, что и мой первый педагог по фортепиано родилась и выросла в Баку, училась там в консерватории…

К сожалению, некоторое время назад Азербайджан внес нас в список нежелательных лиц. Дело в том, что несколько лет назад наш коллектив – я с Виталием Ватулей, наши коллеги-музыканты - Евгений Новиков, Дмитрий Уваров и Хуан Мануэль Домингес посетили Нагорный Карабах, который, как оказалось, Азербайджаном считается оккупированной территорией, и если ты намерен поехать туда, должен сделать запрос у Азербайджана. Как я уже и говорила, наш проект никак не связан с политикой. Мы - люди культуры, которые стремятся нести в мир добро. Наш проект благотворительный и мы считаем, что если у нас есть возможность помочь людям по обе стороны конфликта, мы должны это сделать и мы это стараемся делать. 

Как-то пытались поехать в Азербайджан, но нас не пустили. Мы, конечно, мечтаем побывать в этой стране с концертом. Знаем, что и в Азербайджане есть беженцы, пострадавшие в результате нагорно-карабахского конфликта, и хотели ли бы в рамках проекта «Музыка за мир» поддержать их - приехать в селение Джоджуг Марджанлы и дать концерт.