AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

Режиссер Исмаил Сафарали: Кино – это продолжение жизни

Ксения Яковлева, "Москва-Баку"
05.02.2017 21:43

Победитель «Рынка проектов-2016» фестиваля «Кинотавр» режиссер Исмаил Сафарали родился и вырос в Азербайджане, получил высшее образование в США, успел поработать на Украине и в России, где начал учиться в Московской школе нового кино. Сейчас Исмаил живет в Москве, но снимает свои фильмы в Азербайджане. О непростом пути к кинематографу, разнице между кино и жизнью, а также о своей родине он рассказал в интервью корреспонденту «Москвы-Баку».


-Герой вашего фильма «Один на один» - азербайджанский мальчик, и действие происходит в Азербайджане. Какое место родина занимает в жизни режиссера Исмаила Сафарали?

-Думаю, что она питает меня: где бы ни находился, я всегда чувствую сильную связь с родным Баку, - и весь материал (как литературный, так и драматургический) черпается мною оттуда. Я уехал из Азербайджана, но часть моей души живет там по-прежнему.

Сейчас я регулярно приезжаю в родные края, чтобы встретиться с друзьями,  в Баку остался родительский дом, в котором сейчас живет мама. Вы знаете, мой отец был довольно известным художником, я привык находиться в центре событий, относящихся к миру искусства,  эта художественная «подпитка»для меня очень важна. Местная современная живопись активно развивается: то, что делают бакинские художники – просто прекрасно, я слежу за всеми этими процессами.

Мое самое теплое воспоминание о Баку – наш загородный дом, окруженный фруктовыми садами, в котором, я, будучи ребенком, каждый год проводил лето. Мы и сейчас стараемся все три летних месяца находиться там, на берегу моря, - дочке очень нравится.

 

-Вы, коренной бакинец, живете в Москве уже более шести лет. Можете сравнить эти две столицы?

-Я родился и вырос в центре Баку. Это большой город, но не мегаполис, - по крайней мере, по сравнению с Москвой.  Они разные по динамике жизни, по культурному наполнению. Я очень люблю Баку, но культурная жизнь там не такая бурная, как в Москве. Все-таки, Баку –  курортный город у моря, а Москва – большой кипящий котел. Мне в ней очень комфортно: люблю города такого рода – большие, шумные. Баку – более размеренный, спокойный, неторопливый. Вообще, он очень располагающий и дружелюбный.

Большим преимуществом Баку считаю то, что это пешеходный город: я очень часто хожу по нему и в это время много всего придумываю. В Москве не всегда погода к таким прогулкам располагает. 

Кстати, не могу сказать, что жизнь в столице России меня сильно изменила: я очень общительный, легкий на подъем человек – был таким и в Америке, когда там учился.

В Москве я занимаюсь любимым делом - снял два короткометражных фильма, сейчас монтирую третий, победил на питчинге «Кинотавра» - по-моему, достаточно большое достижение. Как мне кажется,  это некое подтверждение того, что я сделал правильный выбор, решив заняться кино.

- Вы победили в проекте по поддержке молодых кинематографистов Азербайджана и в «Рынке проектов-2016» фестиваля «Кинотавр». Легко ли далась победа в обоих случаях?

-Продюсер проекта по поддержке молодых кинематографистов Азербайджана, режиссер и мой хороший товарищ Теймур Гаджиев, устроил питчинг, целью которого было собрать киноистории с микробюджетами. Из них выбрали четыре или пять. Их должны были снять за один или два дня, причем участвовать могли только дебютанты.  Очень позитивный опыт в моей практике. Это был первый раз, когда я стоял за камерой.

Что касается «Рынка проектов-2016», признаюсь, что долго жил с этой историей. Кроме того, я показывал тизер (визуальный ролик). Никто из моих коллег не показывал оригинальный ролик (имеется в виду, снятый специально для конкретного фильма). Думаю, визуализация для членов жюри очень важна: можно рассказывать сколько угодно, но, если ты показываешь, как и что ты делаешь, ты этим уже отвечаешь на многие вопросы. Это помогает понять твой фильм.

- Как вы подбираете актеров?

-Мой выбор зависит от многого. Например, когда я выбирал мальчика на роль главного героя в фильме «Один на один», у меня не было четкого понимания, кого я хотел бы видеть. Мы устроили кастинг: позвали 5-6-классников. Я просто искал детское лицо, которое бы меня зацепило. Все решалось на уровне интуиции. Хотел рассмотреть какую-то неожиданность, сюрприз в глазах.

Два других сценария короткометражных фильмов, наоборот, я писал под конкретных людей – под тех, с кем хотел работать. Создавая сценарий, прописывая его нюансы, уже знал, кого буду снимать.

- Как рождаются сюжеты для ваших картин?

- Фильм «Один на один» родился из заметки в английской газете, например. Сама эта заметка была очень кинематографична: там говорилось о том, что в деревенской школе учится единственный ребенок. Я начал представлять это, а потом родилась история.

Мне интересно работать с материалом про взаимоотношения взрослых и детей. Исследование детства – очень интересная тема, хотя и непростая. Все фильмы, которые я снял, так или иначе с ней связаны. В этом мне помогает общение с дочерью.

Кино – это продолжение жизни... Но я не могу снимать слишком реалистично, мне интересна поэтизация окружающего мира. 

-Какие планы на будущее?

- В мои планы входят съемки полнометражного фильма в конце лета, - именно к этому я сейчас готовлюсь. Это российско-азербайджанское производство по моему сценарию. Фильм будет двуязычным. Там заняты азербайджанские актеры, но снимаются также и российские.

Формально это мой первый российско-азербайджанский фильм.

Идей всегда много, но, к сожалению, кино – это очень затратная вещь, поэтому идеи обычно бывают ограничены возможностями. Как правило, один полнометражный фильм – это год жизни (съемки, монтаж, запуск).  Если я поставил перед собой цель снять фильм, то стараюсь максимально сконцентрироваться на этой задаче. Весь следующий год я буду думать только об этом.