Первый канал продолжает показ многосерийного фильма «Троцкий». «Москва-Баку» удалось связаться с режиссером-постановщиком сериала Александром Коттом и выяснить, что он думает о главном герое картины Льве Троцком - незаурядной и невероятно противоречивой личности.
Даже спустя много лет, Троцкий вызывает много споров, «забытым» героем его назвать никак нельзя… Об этом, а также еще об одной своей памятной работе, создатель проекта Александр Котт рассказал журналистам.
Символично, что разговор состоялся 7 ноября - в день столетия Октябрьской революции и день рождения Льва Троцкого.
- Александр, что для вас было определяющим в создании сериального Троцкого, от чего отталкивались?
- Троцкий – «серый кардинал» революции. «Фитилем», который все это поджег, был именно Троцкий. Опирались мы на факты и документы, в смысле жизни Троцкого ничего придумано не было, все имеет под собой фактическую основу.
- Вызвал ли он ваш интерес не только как историческая личность, но и как обыкновенный человек?
- Безусловно, он интересен для исследования. Интересный человек, кстати, не всегда означает хороший. Он разный: когда надо - нежный или тиран, он умеет покорить народ, повести его за собой, по-настоящему увлечь. Он такой, каким нужен в данный момент и умело этим пользуется.
Наш фильм про революцию, но в главной роли оказался не Владимир Ленин, а Троцкий. Как выяснилось, он являлся гораздо более ярким оратором, хотя Ленина мы все знаем, как человека, который словом «кипятил» людские эмоции.
Троцкий в качестве материала для исследования очень интересен. Но мне он по-человечески не близок – не мой герой и я его не оправдываю. Как режиссер не ставил цели его оправдать, а вот понять - да. Я рад, что у меня в руках оказался такой материал.
- Если предположить, - он узнал, что спустя сто лет произошло с его детищем, его революцией. Как бы отреагировал?
- Полагаю, так или иначе, его мир бы рухнул. Но, думаю, как человек умный, он бы понял, что если за сто лет не произошло то, о чем он так мечтал – всемирной революции, то это нужно принять как данность. Он мыслил масштабными категориями.
- Отношениям Троцкого с женщинами уделяется в сериале большое внимание. Для чего такой акцент на личной жизни героя революции?
- Реально, его обожали все женщины, первые красавицы были у его ног. Будучи официально женатым, он уехал от своей жены Соколовской (и она это приняла), поскольку сделал он это в интересах революции. Как ни удивительно это сейчас читать, семейные ценности для настоящих революционеров ничего не значили. Был период, когда пропагандировалась свободная любовь. Уходить в быт ради великой цели считалось недостойным, не «по- революционерски».
- В одной из серий фильма появляется Зигмунд Фрейд. Они действительно были знакомы?
- Троцкий бывал на его лекциях, встречался лично. Учения Фрейда вызывали у него живой интерес.
- Умение воздействовать на массы - результат владения Троцким специальной техникой или это от природы?
- Без таланта, без этого дара, он бы не смог быть таким талантливым оратором. Это, безусловно, дар, полученный при рождении.
- Александр, в свое время вы экранизировали роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Съемки проходили на Кавказе? Какие впечатления остались у вас, когда «шли» по следам Печорина?
- Снимали «Героя нашего времени» в Кисловодске, Пятигорске, Адыгее… Я до сих пор помню свои впечатления от тех мест, настолько они меня вдохновили и заставили задуматься о вечности. Я как будто попал в другой мир. Горы – они вечные. Рядом с ними чувствуешь себя так: «Вдохнул, выдохнул – вот и жизнь прошла».
Встреча с «опасным» гостеприимством произвела огромное впечатление. «Опасным», потому что для гостя в тех краях готовы сделать буквально все и ты не в праве отказаться от того приема. Как меня там угощали и принимали я буду помнить всю жизнь.