Корреспондент портала «Москва-Баку» встретилась с руководителем школы искусств Азербайджана в Москве «Карабах» Фамилом Ахмедовым. В его школе занимаются 120 учеников. Сфера их интересов – народные танцы Азербайджана, игра на национальных инструментах и изучение азербайджанского языка. Руководитель школы рассказал об истории возникновения коллектива и поделился планами на будущее.
- Фамил, интересно узнать историю создания вашей школы. Почему вы выбрали для нее название «Карабах»?
- Я родом из Красноярска, в городе существует прекрасный коллектив народного азербайджанского танца, и я в нем с детства с большим увлечением занимался. Профессионального хореографического образования у меня нет. Но с гордостью могу сказать, что педагоги привили нам, ученикам, любовь к национальному танцу на всю жизнь.
Мой преподаватель учился основам азербайджанской хореографии у Алибабы Абдуллаева. Он постановщик самых известных азербайджанских танцев, работал с Рашидом Бейбутовым и Муслимом Магомаевым. В коллективе соблюдается преемственность поколений. Очень ценно, что информацию о народном танце мы получали из первоисточника.
Сегодня народные азербайджанские танцы – мое хобби, которому я посвятил жизнь. Переехал в Москву, и отметил, что это направление вызывает здесь большой интерес. Я понял, что могу способствовать тому, чтобы красиво и интересно представить азербайджанскую культуру.
Мы открылись под эгидой: «Культура должна быть доступной». «Карабах» - это название, которое должно объединять молодежь вдали от родины.
Школа существует полгода. Без преувеличения скажу, что в эти сроки мы уложились, чтобы сделать себе имя. Начиналось все так: я загорелся идеей создать коллектив, приехал из Красноярска в Москву с тремя талантливыми парнями-танцорами. Сначала в коллективе было три человека, сейчас в ансамбле «Карабах» 40 человек, а всего в школе 120 учеников.
Мы участники многих концертов, выступали в различных шоу, например в грандиозном спортивном шоу индустрии ММА смешанных единоборств в Лужниках FightNights Global, туда приезжал азербайджанский борец Нариман Аббасов.
Мое основное образование менеджера пригодились для того, чтобы организовать коллектив, сплотить его, и сделать так, чтобы процесс, что называется, пошел.
У нас обширная деятельность, мы к этому стремимся. Зарабатываем выступлениями на концертах и корпоративах. Школа существует за счет этих средств. Нам оказывает поддержку Фонд Гейдара Алиева.
- Кто может поступить в школу и по каким принципам идет отбор? Меня примите?
- Конечно, примем. К нам могут поступить все желающие. Сейчас на базе школы действуют четыре группы: детская, мужская, женская по азербайджанскому направлению танца. Есть еще женская по северокавказским танцам.
В школе изучают азербайджанский язык, учат играть на народных музыкальных инструментах. Скоро начнутся курсы, обучающие игре на балабане, зурне, нагара.
Кроме того, у нас действует футбольный клуб «Карабах», десять дней назад он стал Чемпионом Москвы. Это пока любительская лига, но тем не менее, мы и в этом направлении развиваемся. Следующий шаг – открытие бойцовского клуба.
И, кстати, собираемся открыть курсы грузинского языка. Появились желающие его изучать.
- Давайте поговорим об особенностях азербайджанских танцев. Практически все народы Кавказа танцуют лезгинку, в чем специфика азербайджанской лезгинки?
- У азербайджанцев лезгинки нет. Лезгинка, как таковая, не имеет сюжета. Особенность азербайджанских танцев как раз в том, что они сюжетные. В Азербайджане есть танец джигитов.
Здесь важна техника исполнения, иначе можно травмировать ноги, такие случаи были. Но если все делать правильно – не страшно.
Азербайджанский танец оригинален в истории и сюжете. У каждого движения есть свое объяснение, определенное значение. Почему рука танцора находится не около шеи, а у затылка? Так мужчина говорит: «Вот папаха, я – мужчина». Много движений рук сосредоточены на груди. Так танцующий показывает – вот моя честь, я - достойный человек.
Есть танец, название которого переводится «Не кокетничай». Сюжет такой: выходит парень и в танце говорит: «Подождите, сейчас я покажу вам мою красавицу». Выводит девушку, а она закрывается фатой, как бы объясняя: «Нет, я не покажу вам свое лицо». Это танец-игра жениха и невесты. По тому, как они держатся за руки, можно понять, что пара помолвлена.
Азербайджан страна богатая своей историей, подтверждение тому - народная хореография. Традиции, обычаи все это отражено в танцах.
- Назовите самые популярные азербайджанские танцы. Что, например, исполняют на свадьбах, на народных гуляниях?
- Танец яллы – визитная карточка Азербайджана. Это национальный хоровод, его часто исполняют в конце свадьбы. Яллы около ста видов.
Танец джигитов, пастухов, танец гянджлик – все они демонстрируют мужскую удаль.
- Можно ли сказать, что интерес к вашей школе со временем становится больше?
- Безусловно, и мы для этого многое делаем. Недавняя хорошая новость. Мы прошли кастинг на украинском телевидении в программе «Танцуют все». В апреле летим в Киев. Нас там принимают на федеральном телевидении, как азербайджанский инструментально - хореографический ансамбль «Карабах».