AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

Сегодня архитектору Центра Гейдара Алиева в Баку исполнилось бы 66 лет

Life
31.10.2016 22:58
Фото: Google
Фото: Google


Сегодня самому, пожалуй, модному архитектору современности Захе Хадид исполнилось бы 66 лет. Лайф #Дом рассказывает о неизвестных гранях ее творчества, которые выходили далеко за пределы одного лишь зодчества. Заха Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде в семье нефтепромышленника и художницы. В 22 года переехала в Лондон, где поступила Архитектурную ассоциацию Великобритании на курс видного голландского архитектора Рема Колхаса. 

Фото: © dezeen.com/Hufton and Crow
Фото: © dezeen.com/Hufton and Crow


После учебы Хадид работала в архитектурном бюро Metropolitan в Роттердаме, а в 1980 году создала собственное бюро в Лондоне — Zaha Hadid Architects. Сегодня там работает около 400 человек, из последних реализованных проектов – новое здание порта в Антверпене и археологический центр в Саудовской Аравии, построенный по заказу ЮНЕСКО. 

Фото: © dezeen.com
Фото: © dezeen.com


Долгие годы архитектор работала в стол. Первое здание по ее проекту было построено лишь в 1986 году а Берлине. Сложно себе представить более узнаваемую современную архитектуру, чем здания Захи Хадид: текучие линии, хай-тек, динамика, обилие белого цвета и воздушного пространства внутри зданий. Все эти отличительные черты стали ее визитной карточкой. 

Фото: © wikipedia.org
Фото: © wikipedia.org


Центр искусств в Абу-Даби, центр Гейдара Алиева в Баку, музей современного искусства в Риме и «Доминион тауэр» в Москве также были построены по проектам Хадид. 



Ее имя стало синонимом инновации в архитектуре и строительстве. Заха Хадид стала первой женщиной архитектором в истории получившей Притцкеровскую премию. 

Фото: © dezeen.com
Фото: © dezeen.com


Влияние ее стиля на современное зодчество и дизайн очевидно — достаточно взглянуть на проекты центра современного искусства в Чэнду и оперный театр в Харбине китайского бюро MAD, а также музей Аманды Левит в Лиссабоне студии MAAT. 

Фото: © dezeen.com
Фото: © dezeen.com


Тем интереснее узнать, сколь огромным было влияние русского авангарда на её работы. Здания Захи Хадид видел практически каждый, но мало кто знает, что она была ещё серьёзным графиком и живописцем. С самого начала своей карьеры Хадид находилась под сильным влиянием Казимира Малевича. В течение 70-х и 80-х годов, во время учёбы у Колхаса и теоретического архитектурного проектирования, в её работах отчетливо прослеживалось влияние русского супрематизма. Например, в дипломном проекте 14-го уровня гостиницы Хангерфорд, связанном с мостом через Темзу, который так и назывался — Malevich's Tektonik, прослеживается схожесть с колористической и геометрической организацией работы русского авангарда. 

Фото: © zaha-hadid.com
Фото: © zaha-hadid.com


"Я была очень увлечена абстрактным искусством, поскольку оно помогает отойти от архитектурных догм" — сказала Хадид в одном из своих интервью. Как неоднократно признавалась сама Хадид, в студенческие годы живопись была для неё частью глубокого погружения в архитектуру. Именно она помогала ей понять архитектуру как утопический процесс бесконечного эксперимента. Другие студенческие проекты — музей XIX века в Лондоне и здание парламента в Гааге (оба не были реализованы) — также написаны под влиянием творчества Малевича. 

Фото: © wikipedia.org
Фото: © wikipedia.org


В 1992 году Хадид разработала коллекцию картин и рисунков для выставки "Великая утопия" в музее Гугенхайма в Нью-Йорке. В частности, на этой выставке была её работа, посвящённая легендарной Башне III интернационала Владимира Татлина. 

Фото: © Tom/Flickr
Фото: © Tom/Flickr


Хадид никогда не называла себя художником, хотя множество её работ выставлялось в музеях. Живопись и графика вероятно были для неё неотъемлемой частью процесса архитектурных изысканий. Примечательно, что в первых домах, построенных по проектам Хадид, прослеживалось прямое влияние советского конструктивизма с его чёткими, будто устремлёнными в будущее строгими линиями, предельной функциональностью пространства и монохромными цветами. Например, здание центра современного искусства в Цинциннати или знаменитая пожарная станция Vitra, построенная в Вайле-на-Рейне в 1994 году. 

Фото: © zaha-hadid.com
Фото: © zaha-hadid.com


Тем любопытнее взглянуть на два здания, спроектированных и построенных Захой Хадид в России — Доминион тауэр и резиденцию Capital Hill в Бархвихе — особняк, специально построенный для миллиардера Владислава Доронина. 

Дом Доронина в Барвихе. Архитектор: Заха Хадид
Дом Доронина в Барвихе. Архитектор: Заха Хадид


Форма дома прямо отсылает зрителя к Трамплину в Инсбруке, построенному по проекту Хадид в 2002 году. Оба творения удивительным образом соединили в себе главные черты её фирменного стиля — белый цвет, текучие тектонические формы и давнюю любовь к русскому авангарду.