AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB

Азербайджанский скрипач Анар Юсифов: Когда ты дома, то у тебя вырастают крылья

Наталья Саляхова, "Москва-Баку"
05.01.2016 00:30
Фото: Google
Фото: Google
 
Более двадцати лет назад Анар Юсифов уехал из родного Баку в Москву. За это время им сыграно огромное количество концертов, репертуар произведений, входящих в программу впечатляет: от мировой классики до джаза и современной эстрадной музыки. Он находится в постоянном поиске и не перестает удивлять слушателей. Как это ему удается, и почему он не любит, когда его называют скрипачом-виртуозом? Об этом и многом другом он рассказал в беседе с корреспондентом «Москва-Баку».

- Считается, что скрипачом стать сложнее, чем, например, пианистом. Нужно иметь абсолютный слух, врожденное чувство ритма, умение схватывать «на лету» замечания педагога. Одного желания, наверно, мало? 

- Абсолютный слух можно воспитать. Знаю музыкантов, которые развили его в себе со временем. Так что исключительное трудолюбие тоже включите в перечень качеств, необходимых скрипачу. Лично я стал осознанно играть в подростковом возрасте. До этого мне нравилось, что у меня что-то получается и иногда хвалят педагоги. Знаете, в детстве мы мало решаем сами, наш выбор определяют родители. Так случилось и со мной. В музыкальную школу пришел по желанию мамы, ей нравилось, как звучит скрипка и она решила, - сын должен научиться на ней играть. Со временем втянулся в занятия. Стало в радость разучивать и исполнять произведения, выходить на сцену, слышать аплодисменты. 

Из простой музыкальной школы меня быстро перевели в специальную при консерватории им. Бюльбюля. Тогда родители спросили меня, готов ли я стать профессиональным музыкантом. Они понимали - это очень сложный хлеб и зависимая профессия. Я ответил, что готов. 

Фото: Google
Фото: Google


- Многие известные персонажи: ученый Альберт Эйнштейн, Шерлок Холмс в рассказах Конан Дойля, играли на скрипке. Этот инструмент способствует развитию интеллекта или уже предназначен для интеллектуальных людей? 

- Не хотелось бы обижать музыкантов, играющих на других инструментах, но скрипка, действительно, уникальна. По форме она напоминает женское тело, а тембр ее звука сходен с диапазоном женского голоса сопрано и меццо-сопрано. Так было задумано изначально. Мастера, изобретавшие скрипку, взяли за основу женский голос. 

Звуки скрипки влияют на центральную нервную систему, на мозг. Гениальные люди, о которых вы спрашивали, и те, что не назвали, это чувствуют. Она может вылечить определенные болезни. Я и сам себя иногда лечу звуками скрипки. Поиграл, - и все прошло. Решил, что в будущем займусь проектами, связанными с музыкальной психотерапией. Перспективное направление.

- Давайте поговорим о ваших проектах. Самый первый назывался «Золотая скрипка»?

 - Да, и в нем я попытался показать зрителю музыку разных стилей, направлений и эпох. Все произведения, которые возможно сыграть на скрипке. Собрал классику, эстрадную лирику, венгерско-цыганскую музыку, латину, рок-музыку. Каждое произведение сопровождают танцы. Это шоу – поэтому картинка нужна, и она должна меняться. 

С этим проектом мы гастролировали по 25 городам. Были с ним в Баку. Дома принимали на «ура». Мы дали два концерта подряд, и оба прошли с большим аншлагом. Так получилось, что билетов не хватило даже для родителей, я их проводил на концерт сам. 

Хочу сегодня в этот проект вовлечь детские коллективы тех городов, где проходят гастроли. Для них это будет, возможно, самый первый выход на сцену. В Королеве такой концерт, запланирован на 14 февраля 2016 года. 

Второй оригинальный проект - «Времена года-времена джаза». Я подготовил цикл произведений Антонио Вивальди «Времена года», пригласил известный джазовый квартет «The Moscow jazz passengers». В скрипичный концерт мы включили фрагменты джазовой музыки: 70 процентов Вивальди и 30 процентов джаза. Он идет полтора часа. Весь год гастрольных поездок с этим проектом уже расписан. 

Фото: Google
Фото: Google
 
Фото: Google
Фото: Google


- Вас часто представляют, как «скрипача-виртуоза», что под этим подразумевают? 

- Ненавижу это словосочетание! Произошла подмена понятий. Кто такой виртуоз? Для публики - музыкант, умеющий быстро перебирать пальцами, он чисто и эмоционально играет. На самом деле, виртуоз ставит музыку на первое место, а не демонстрирует клоунаду. Мол, смотрите, как я быстро играю! Таких скрипачей немало. Поставишь аудиозапись и сложно понять: то ли робот-исполнитель, то ли человек. Они тоже виртуозы. Я вот, например, против, чтобы меня называли скрипачом-виртуозом. Но этого требуют рекламные цели. Приходится мириться. Сейчас время потребления и нужно уметь удивлять. 

- Инструментальная классика, почему она становится все более популярной? 

- Классическая музыка в чистом виде рассчитана на подготовленного слушателя. За последние 20 лет в музыке произошла революция. Появилась возможность услышать классику в эстрадном стиле, в доступном формате. Скрипачей очень много, конкуренция бешеная. На большую концертную сцену выходят единицы. Получается, что все стучатся в одну и ту же дверь, и никто не ищет других путей. Я понял, что не хочу играть один и тот же репертуар, поэтому начал заниматься собственными проектами. 

- Вам часто удается приезжать домой, в Баку? 

- К большому сожалению, не чаще раза в год бываю в Баку. Я коренной бакинец, скучаю по родному городу, по одноклассникам. Когда дом рядом, то крылья вырастают сами собой, а когда ты один, то образно говоря, эти крылья приделываешь себе сам.