AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Скульптор Салават Щербаков: Такие певцы, как Муслим Магомаев, рождаются раз в сто лет!

Скульптор Салават Щербаков: Такие певцы, как Муслим Магомаев, рождаются раз в сто лет!

Наталья Саляхова    "Москва-Баку"
17.08.2018 22:41

/upload/iblock/038/038010ebf069df7e62391834e62ad421.PNG

Накануне дня рождения народного артиста СССР Муслима Магомаева, автор мемориальной доски, созданной к 75-летию певца, скульптор Салават Щербаков, поделился с «Москва-Баку» эксклюзивными воспоминаниями.

Он с большим чувством рассказал насколько творчество Магомаева - настоящего «Орфея XX века» было созвучно эпохе и описал впечатления от встреч с великим маэстро.

Салават Щербаков – автор памятников, посвященных Гейдару Алиеву в Баку, князю Владимиру и Александру I у стен Кремля, воинам-интернационалистам на Поклонной горе, принцессе Баденской Луизе в Германии, писателю Антону Чехову, политику Петру Столыпину, а также другим великим людям, оставившим свой след в истории.

- Страна узнала Муслима Магомаева совсем молодым. Он стал популярным во время эпохи оттепели и открытости в мир. Это был свежий, невероятно симпатичный, позитивный, но, при этом, скромный образ. Все девушки моего поколения были в него влюблены. Наши мамы и бабушки пребывали в восхищении, в настоящем восторге! Всеобщий кумир, он «подкупил» весь СССР.

Мое знакомство с Муслимом Магомаевым произошло сначала через его творчество - не с человеком лично, а с состоянием и настроением большого мастера. Во многом он внес новое настроение и в жизнь всей страны, подарил глоток свежего воздуха, оптимизма… Это было вне идеологической политики, а заключалось в обращении к общечеловеческим ценностям.

Мы несколько раз встречались в Центральном доме работников искусств (ЦЕДРИ) на Пушечной улице, где Магомаев любил бывать. Мимолетные, легкие встречи. Беседовали, перебрасывались шутками. Он любил общаться в таком стиле – рассказывая о чем-то, пошутить. Мне были очень ценны эти моменты общения, знакомство с идеями большого профессионала, его искусством и самоощущением человека.

Надо помнить, какое тогда было время. Все читали Ремарка, Бёлля, смотрели итальянские фильмы с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. В СССР наблюдался небывалый подъем искусства, - несмотря на то, что с одной стороны все зажато, присутствовала и свобода личности.

Мы присматривались к судьбам таких людей, будто читали роман. Шли годы, мы взрослели вместе с ними…

Я являюсь поклонником творчества Муслима Магомаева. Его песни оказались проверены временем, выдержали высокую планку. Поколение моих детей восхищается удивительными мелодиями и великолепным голосом. Как он умел «подавать» эмоцию – это по-настоящему уникально. Такие певцы рождаются раз в сто лет, и мы их знаем наперечет! Он был человеком мира в самом широком смысле этого слова.

…Я познакомился с Тамарой Ильничной Синявской, супругой Муслима Магомаева, когда маэстро не стало. Работал около года над его мемориальной доской, которая установлена на фасаде дома в Леонтьевском переулке, где он жил. Услышал от Тамары Ильиничны много важного и нового об эпохе, об искусстве Муслима.

Теперь хочу рассказать о том, что еще связывает меня с Азербайджаном. В Баку мы делали памятник Гейдару Алиеву. Во время работы много общался с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и его супругой Мехрибан-ханум. Семья Гейдара Алиева произвела на меня потрясающее впечатление - очень серьезные и вдумчивые люди. Огромный вклад в работу внесла Мехрибан-ханум, она подбирала варианты и давала ценные советы. Президент Азербайджана приезжал к нам в цех, в мастерскую, смотрел, как продвигается дело. Мы показывали макеты памятника Ильхаму Алиеву. Так что это была совместная работа.

Еще я участвовал в создании дизайна и исполнении первого ордена «Гейдар Алиев» - высшей награды Азербайджана. Орден представляет собой звезду и закреплен на цепи. Это тоже была наша совместная работа с Мехрибан-ханум.

Я довольно долго жил в Баку, мне повезло его узнать. Всей душой полюбил этот город, теперь приезжаю периодически с семьей и наслаждаюсь атмосферой Старого города, который мне особенно нравится.