Солистка Большого театра, заслуженная артистка Азербайджана, обладательница Золотой медали и Первой премии Международного конкурса артистов балета Чинара Ализаде рассказала корреспонденту «Москва-Баку» о своих балетных "университетах", сбывшейся мечте танцевать в Большом театре и опыте работы приглашенной солисткой в разных театрах мира.
- Чинара, продолжите, пожалуйста, фразу: «Балет для меня – это…»
- Любимая работа, состояние души и определенный образ жизни.
- Вы учились в Академии танца Нового гуманитарного университета Н. Нестеровой, затем перешли в Московскую государственную академию хореографии. Справедливо ли считать так: «чтобы стать успешным в балете нужно обязательно закончить МГАХ или академию Русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге»?
- Первые мои шаги в балете начались с Академии танца Н. Нестеровой. Обучалась в ней недолго, получила базу, которая в дальнейшем позволила развиваться в правильном направлении. Со мной занимался замечательный педагог - Наталья Тришина, в прошлом солистка Большого театра. Во втором балетном классе перешла в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ), тогда еще МАХУ, который много лет возглавляла легендарная Софья Головкина. В МГАХ меня взяли после серьезного просмотра, и я продолжила учебу в одном из лучших заведений, обучающих искусству балета.
Не скрою, сначала было очень тяжело, я отставала по программе. Приходилось прорабатывать все замечания, не только те, что делались мне, но и чужие – это позволяло добиваться лучших результатов. В конце года с отличием сдала экзамен.
Из МГАХ я выпустилась с красным дипломом. В этом большая заслуга моих педагогов: Натальи Архиповой и Людмилы Литавкиной. Как отличница сразу была зачислена в труппу Большого театра.
В 2005 году выиграла в Международном балетном конкурсе, проходившем в нашем театре, завоевала золотую медаль в младшей группе. Это событие очень повлияло на мое становление как артистки, на дальнейший репертуар и творческий рост.
Хочу отметить, что не все, кто выпускается из статусных учебных заведений, становятся успешными танцовщиками. Учеба в них дает больше возможностей, но нужно приложить немало усилий, чтобы чего-то достичь после окончания. В нашей профессии важна не только техническая подготовка, но и понимание того, что ты делаешь на сцене. Бывают люди, которым от природы одаренные большими возможностями, но они ими практически не пользуются. В то время, как трудолюбие и внимание к словам педагога сворачивают горы!
- Что Вы почувствовали, когда оказались в труппе Большого театра, а затем стали его солисткой? Какие партии танцевали сначала?
- Еще учась в МГАХ, я принимала участие в некоторых балетах Большого театра, там, где необходимы юные персонажи. Сам театр казался мне безумно огромным, с какой-то своей волшебной аурой. Было так волнительно и почетно выходить на его сцену со взрослыми артистами и звездами балета! И вот наступил день, когда я сама пришла в эти стены, как артистка балета! Сначала в кордебалет. Но с первого дня работы мне доверяли небольшие соло, затем им на смену пришли вариации и па-де-де. После общих репетиций с утра, днем репетировала сольные, вечером опять приходила в зал вместе со всеми - и так каждый день. Первый сольный дебют на сцене ГАБТ – в партии "Четыре лебедя". Это всем известная четверка маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Мне очень хотелось доказать себе и всем, что я все смогу, все выдержу. На седьмой сезон работы в театре я получила ставку солистки и была безмерно счастлива. Танцевала Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», Китри в «Дон Кихоте», «Жизель», Диану в «Диана и Актеон» и многое другое…
- Вас часто приглашают выступать в различные театры мира. Что Вам дает опыт приглашенной солистки?
- Часто путешествую в качестве приглашенной солистки по разным театрам мира, смотрю города и страны. Я благодарна за это судьбе. Конечно же, такая работа дает новый танцевальный опыт. На каждой сцене мира ощущаешь себя по-разному. В разных странах один и тот же спектакль может вызывать разные эмоции у публики. Это зависит от менталитета людей и культуры той страны, где выступаешь.
- Существует мнение, обоснованное историей развития мирового балета, - в России классическое балетное образование самое сильное в мире. Так ли это на сегодняшний момент?
- Издавна мы считали, что русская балетная школа самая сильная, но не следует забывать, что время движется вперед – все развивается. И поэтому, я считаю, что за границей существует большая конкуренция. Выпускники школ Гранд Опера - в Париже, Ковент-Гарден - в Лондоне отличаются высочайшей профессиональной выучкой. Единственное, в чем им не удалось опередить российского танцовщика, так это в эмоциональной открытости души танца.
- Может ли артист балета быть одинаково успешен в классических партиях и в современной хореографии?
- Существует немало направлений современного танца. Например, современная неоклассическая хореография: она наиболее близка к классике. Артисту классического балета не составит труда ее исполнить. Вообще, все индивидуально и зависит в большей степени от природной пластики и координации. Если взять другие виды модерна, то далеко не каждый классический артист может себя в нем свободно ощущать.
- Вы являетесь заслуженной артисткой Азербайджана. Чувствуете ли вы связь с родиной ваших предков? Часто ли бываете там c гастролями?
- Звание заслуженной артистки Азербайджана, которое я получила в 2012 году, для меня очень ответственно. Ведь я представляю Азербайджан как в России, так и в других странах. В Баку с выступлениями приезжаю один-два раза в сезон. Вдохновляюсь городом, людьми, культурой и заряжаюсь солнечной энергией. Здесь такие теплые, доброжелательные зрители.
- Что вы можете рассказать о хореографическом образовании в Азербайджане?
- Из Бакинского хореографического училища вышло немало хороших артистов балета, занятых сегодня в лучших театрах. В нем начинала учиться прима-балерина Большого театра Анна Антоничева. Затем, получив золотую медаль и приз зрительских симпатий Закавказского конкурса артистов балета, проходившего в Баку, она была принята в Московское хореографическое училище. В Мариинском театре танцует в статусе премьера Тимур Аскеров, в составе балетной труппы выступают Фуад и Руфат Мамедовы (интервью с артистом Мариинской труппы Фуадом Мамедовым – прим.ред). Все они закончили Бакинское хореографическое училище. Это показатель высокого уровня подготовки.