AZN = 34.08 RUB
USD = 56.30 RUB
EUR = 61.67 RUB
BRENT = 52.33 USD

Солистка балета Большого театра Чинара Ализаде: Я представляю свою родину Азербайджан как в России, так и в других странах

Наталья Саляхова, "Москва-Баку"
25.01.2016 12:02

Солистка Большого театра, заслуженная артистка Азербайджана, обладательница Золотой медали и Первой премии Международного конкурса артистов балета Чинара Ализаде рассказала корреспонденту «Москва-Баку» о своих балетных "университетах", сбывшейся мечте танцевать в Большом театре и опыте работы приглашенной солисткой в разных театрах мира.

 

- Чинара, продолжите, пожалуйста, фразу: «Балет для меня – это…»

- Любимая работа, состояние души и определенный образ жизни.

- Вы учились в Академии танца Нового гуманитарного университета Н. Нестеровой, затем перешли в Московскую государственную академию хореографии. Справедливо ли считать так: «чтобы стать успешным в балете нужно обязательно закончить МГАХ или академию Русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге»?

- Первые мои шаги в балете начались с Академии танца Н. Нестеровой. Обучалась в ней недолго, получила базу, которая в дальнейшем позволила развиваться в правильном направлении. Со мной занимался замечательный педагог - Наталья Тришина, в прошлом солистка Большого театра. Во втором балетном классе перешла в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ), тогда еще МАХУ, который много лет возглавляла легендарная Софья Головкина. В МГАХ меня взяли после серьезного просмотра, и я продолжила учебу в одном из лучших заведений, обучающих искусству балета.

Не скрою, сначала было очень тяжело, я отставала по программе. Приходилось прорабатывать все замечания, не только те, что делались мне, но и чужие – это позволяло добиваться лучших результатов. В конце года с отличием сдала экзамен.

Из МГАХ я выпустилась с красным дипломом. В этом большая заслуга моих педагогов: Натальи Архиповой и Людмилы Литавкиной. Как отличница сразу была зачислена в труппу Большого театра.

В 2005 году выиграла в Международном балетном конкурсе, проходившем в нашем театре, завоевала золотую медаль в младшей группе. Это событие очень повлияло на мое становление как артистки, на дальнейший репертуар и творческий рост.

Хочу отметить, что не все, кто выпускается из статусных учебных заведений, становятся успешными танцовщиками. Учеба в них дает больше возможностей, но нужно приложить немало усилий, чтобы чего-то достичь после окончания. В нашей профессии важна не только техническая подготовка, но и понимание того, что ты делаешь на сцене. Бывают люди, которым от природы одаренные большими возможностями, но они ими практически не пользуются. В то время, как трудолюбие и внимание к словам педагога сворачивают горы!

Фото: Ewa Krasucka
Фото: Ewa Krasucka

Фото: Ewa Krasucka
Фото: Ewa Krasucka

- Что Вы почувствовали, когда оказались в труппе Большого театра, а затем стали его солисткой? Какие партии танцевали сначала?

- Еще учась в МГАХ, я принимала участие в некоторых балетах Большого театра, там, где необходимы юные персонажи. Сам театр казался мне безумно огромным, с какой-то своей волшебной аурой. Было так волнительно и почетно выходить на его сцену со взрослыми артистами и звездами балета! И вот наступил день, когда я сама пришла в эти стены, как артистка балета! Сначала в кордебалет. Но с первого дня работы мне доверяли небольшие соло, затем им на смену пришли вариации и па-де-де. После общих репетиций с утра, днем репетировала сольные, вечером опять приходила в зал вместе со всеми - и так каждый день. Первый сольный дебют на сцене ГАБТ – в партии "Четыре лебедя". Это всем известная четверка маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Мне очень хотелось доказать себе и всем, что я все смогу, все выдержу. На седьмой сезон работы в театре я получила ставку солистки и была безмерно счастлива. Танцевала Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», Китри в «Дон Кихоте», «Жизель», Диану в «Диана и Актеон» и многое другое…


- Вас часто приглашают выступать в различные театры мира. Что Вам дает опыт приглашенной солистки?

- Часто путешествую в качестве приглашенной солистки по разным театрам мира, смотрю города и страны. Я благодарна за это судьбе. Конечно же, такая работа дает новый танцевальный опыт.  На каждой сцене мира ощущаешь себя по-разному. В разных странах один и тот же спектакль может вызывать разные эмоции у публики. Это зависит от менталитета людей и культуры той страны, где выступаешь.

Фото: Ewa Krasucka
Фото: Ewa Krasucka

Фото: Е. Фетисова
Фото: Е. Фетисова

- Существует мнение, обоснованное историей развития мирового балета, - в России классическое балетное образование самое сильное в мире. Так ли это на сегодняшний момент?

- Издавна мы считали, что русская балетная школа самая сильная, но не следует забывать, что время движется вперед – все развивается. И поэтому, я считаю, что за границей существует большая конкуренция. Выпускники школ Гранд Опера - в Париже, Ковент-Гарден - в Лондоне отличаются высочайшей профессиональной выучкой. Единственное, в чем им не удалось опередить российского танцовщика, так это в эмоциональной открытости души танца.

- Может ли артист балета быть одинаково успешен в классических партиях и в современной хореографии?

- Существует немало направлений современного танца. Например, современная неоклассическая хореография: она наиболее близка к классике. Артисту классического балета не составит труда ее исполнить. Вообще, все индивидуально и зависит в большей степени от природной пластики и координации. Если взять другие виды модерна, то далеко не каждый классический артист может себя в нем свободно ощущать.

- Вы являетесь заслуженной артисткой Азербайджана. Чувствуете ли вы связь с родиной ваших предков? Часто ли бываете там c гастролями?

- Звание заслуженной артистки Азербайджана, которое я получила в 2012 году, для меня очень ответственно. Ведь я представляю Азербайджан как в России, так и в других странах. В Баку с выступлениями приезжаю один-два раза в сезон. Вдохновляюсь городом, людьми, культурой и заряжаюсь солнечной энергией. Здесь такие теплые, доброжелательные зрители.

- Что вы можете рассказать о хореографическом образовании в Азербайджане?

- Из Бакинского хореографического училища вышло немало хороших артистов балета, занятых сегодня в лучших театрах. В нем начинала учиться прима-балерина Большого театра Анна Антоничева. Затем, получив золотую медаль и приз зрительских симпатий Закавказского конкурса артистов балета, проходившего в Баку, она была принята в Московское хореографическое училище. В Мариинском театре танцует в статусе премьера Тимур Аскеров, в составе балетной труппы выступают Фуад и Руфат Мамедовы (интервью с артистом Мариинской труппы Фуадом Мамедовым – прим.ред). Все они закончили Бакинское хореографическое училище. Это показатель высокого уровня подготовки.