AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB

Сценарист фильма "Афоня" Александр Бородянский: Наше кино мало думает о зрителях

Катя Максимович, "Москва-Баку"
07.07.2016 16:48

Фото с сайта http://mozgovoyshturm.ru/
Фото с сайта http://mozgovoyshturm.ru/

После недавно прошедшего 38-ого Московского кинофестиваля корреспондент портала «Москва – Баку» встретился с известным сценаристом Александром Бородянским (автором «Афони, «Курьера», «Мы из джаза», «Ворошиловский стрелок» и др.), чтобы поговорить о состоянии современного кинематографа и драматургии, о проектах «тогда» и «сейчас».

- Александр Эммануилович, у вас большая фильмография, всего и не перечесть – и все фильмы известные, успешные…

- Очень даже перечесть. Недавно я составлял каталог-перечень для общества правообладателей со всеми сценариями, по которым сняли фильмы – оказалось 70. Первый – «Афоня».

- На недавно прошедшем ММКФ, да и в нашем прокате, российские картины представлены мало, они по большей части слабые и невостребованные. Как вы считаете, это проблема драматургии?

- Наше кино мало думает о зрителях – вот в чем вся проблема. А у меня простой принцип: «Зрителю должно быть интересно сейчас и интересно, что будет дальше», я потом прочитал эту же мысль у испанского режиссера Луиса Бунюэля. Других законов драматургии нет. Для того, чтобы картина состоялась должен быть или интересный герой, или интересный сюжет. Бунюэль пишет, что это – непреложное правило драматургии, и я с ним солидарен. Я за любой свой сценарий, если его не изменили режиссеры, отвечаю – что там есть сюжет, развитие, и что интересно. Вот в «Курьере» или в «Афоне» были интересные характеры – если проследите, там в каждой сцене что-то происходит.

- Вы для себя сформулировали, какой герой интересен современной публике?

- Лично у меня героев современного поколения нет, я их и не знаю, между нами говоря. В то время, когда я начал писать сценарии, я очень хорошо знал рабочую жизнь: сам работал маляром, штукатуром, проектировщиком. А сейчас я же не работаю в офисах, к примеру, и не знаю, что это такое. А приметы нынешней жизни очень важны. В офисах всегда есть какие-то интриги, сюжеты, характеры. Например, написать бы сценарий про коуча – это актуально будет! (коуч - это специалист который профессионально помогает другим людям достигать поставленных целей в личной и профессиональной сферах жизни - ред.) Я когда писал «Афоню» и создавал героя-сантехника, то тоже рисковал – никто в жизни не интересовался сантехниками. Но от профессии героя очень многое зависит – он же сначала был у меня маляром. Но это неинтересно, а профессия сантехника давала огромные возможности для создания характеров, «подглядывания». Сейчас герои нашего времени – не положительные характеры, а в основном жулики и авантюристы. Они не очень моральны и нравственны, но любопытны. Нельзя, конечно, главным героем сделать конченного подонка и негодяя, это да, но и полностью положительный герой будет неинтересен.

Google
Google


- Сейчас много фильмов губит то, что они вынуждены создаваться исходя из производственных параметров – денег государство выделяет мало, несмотря на то, что нынешний год – Год кино...

- Я бы вообще не давал денег на кино – только дебютантам и экспериментальным проектам. Поставил бы все на самоокупаемость. Не так, чтобы финансовая поддержка Министерства культуры, а, к примеру, можно сделать беспроцентный кредит, и тогда режиссер, когда будет снимать кино, станет думать, как окупить фильм, как вернуть деньги. Или сделать фонд как во Франции и Польше.

- Что за фонд?

- Были мы как-то в Польше с моим другом-продюсером Александром Литвиновым и бывшим главным редактором «Мосфильма» Женей Никишовым, поляки нас пригласили на конкурсное мероприятие, в жюри. Так вот там мы и узнали, что у поляков никаких денег государство не дает, большая часть прибыли от проката идет в этот Фонд кино и уже управление этого Фонда решает, кого будет финансировать. Очень правильный подход. У них вон производство выросло с восьми до девятнадцати фильмов в год. Надо бы и нам такой принцип – тогда российские режиссеры станут задумываться о своем зрителе.

- О чем вы думали, когда писали свой первый сценарий «Афоня»?


- Это был мой курсовой сценарий во ВГИКе и назывался «О Борщове, слесаре-сантехнике жэка №2». Потом его сделали дипломным, но мой мастер его не засчитал – испугался политики. На последней странице диплома было написано: «Сценарий подвергнут обсуждениям в мастерской. Автору указано на его идеологические ошибки». На самом деле, всего этого не было, ничего мы не обсуждали. И все эти упреки были типа «ну эта твоя комедия»… Я лично не считал «Афоню» комедией. Сценарий поначалу был, кстати, менее смешной, это уже потом мы с Георгием Николаевичем Данелия его переделывали. В итоге я должен был защищаться с другим сценарием – «Смотри в оба», по нему потом тоже фильм поставили. Но за «Афоню», которого я по настоянию друга отослал на конкурс сценариев о рабочем классе, я неожиданно получил первую премию. И в итоге мой мастер прислал телеграмму: «Горжусь!» - и предложил защищаться двумя сценариями. Так что с «Афоней» тоже было не все гладко.

- Тем не менее, фильм снял Георгий Данелия, и он имел большой успех. А несколько лет спустя, после «Афони», у вас сложился долгий творческий тандем с режиссером Кареном Шахназаровым. Как вы друг друга нашли?

- Карена ко мне привел Вадим Абдрашитов, когда я работал главным редактором одного из объединений на Мосфильме. Представил нас друг другу и сказал, вот, мол, очень способный парень. Мы пошли в кафе «Юпитер» на улице Пудовкина, там постоянно ошивались все мосфильмовцы, и выпили за знакомство. А потом Карена в армию забрали, и мы с ним долго не общались. Когда он через год вернулся, я как раз в 77 году увольнялся с Мосфильма. Шахназаров на тот момент задумал проект – у него был такой рассказ «Кафе «Канава» писателя Льва Славина и он искал сценариста. Он обратился к Данелии, который дружил с родителями Шахназарова и часто бывал у него дома, с просьбой порекомендовать кого-нибудь для написания сценария по этому рассказу. Ну, Георгий Николаевич и посоветовал ему меня. И все. Мы поехали в Подмосковье в пансионат, там у родителей Карена квартира была, и мы там сидели, писали сценарий. Но сценарий в итоге у нас не приняли, раскритиковали в пух и прах. Меня еще вызвал директор «Мосфильма» Сизов Николай Трофимович и накричал: «Что же ты написал мне такой антисоветский сценарий?»… В общем, зарубили его. 

- Закрыли проект?

- Нет, не закрыли, нам просто предложили другой вариант написать. А Карену тем временем предложили по готовому сценарию снимать фильм – «Добряки». Он мне позвонил, объяснил ситуацию, думаю, чувствовал себя неловко. В общем, он стал его снимать, а я занялся чем-то другим.

- Но тот сценарий, что вы писали, был в итоге реализован?


- Но не Шахназаровым. Очень вовремя появился такой режиссер Ваня Киасашвили, и Данелия предложил ему вместе со мной переделать сценарий, над которым мы работали с Кареном. И мы переделали ту версию и получился фильм «Дамы приглашают кавалеров». А с Кареном мы начали работать с фильма «Мы из джаза» через пару лет и пошло – «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро» и так далее. Нам просто было работать вместе, совпали.

- Насколько известно, Карен Георгиевич сейчас снимает «Анну Каренину», вернее, уже снял и находится в стадии пост-продакшна. А вы над чем работаете?

- Это уже давняя история, работаю над проектом «Мозг Ленина». Написал 15-17 страниц и все остановилось, прервался на семь лет. А должен был быть фантастический комедийный фильм. Действие начинается в 91 году после путча и развала Советского Союза. Старые большевики решают, что только Ленин может восстановить СССР, и с помощью молодых ученых клонируют вождя мирового пролетариата. Так как они сделали это в 1991 году, то мы видим уже результат – само действие фильма происходит в 2027 году в Соединенных Штатах, где победила социалистическая революция. Теперь социализм в Америке, а в России – капитализм, на этом я тогда прервался. А сейчас рассказывать не буду, то, что пишу, кардинально изменилось по сравнению с первым замыслом.

- Вы недавно были в Баку. По работе?   

- В этом году в апреле и в мае я действительно летал в Баку, в первый раз в жизни. Город очень красивый! Он очень современный, меня удивило то, что там много модерновых, нестандартной архитектуры построек, различных спорткомплексов. Мне рассказали, что так как там проходило Евровидение и Первые Европейские игры, то много объектов было отстроено, изменено, отреставрировано. Ездил в Баку специально по делам, поработать, помогал одному хорошему азербайджанскому режиссеру с монтажом его фильма, связанного с важными историческими событиями Азербайджана. К сожалению, подробностей о картине рассказать вам не могу, но сотрудничество было очень интересным.