Изумительной красоты мозаика в павильоне «Азербайджан» на ВДНХ, авторы которой вдохновлялись древними рукописями великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви, спустя полвека снова доступна взору посетителей.
«Побеждает тот, кто верит, что победа неизбежна
Нужно только научиться терпеливо к ней стремиться»!
Эти восхитительные строки из гениальной поэмы Низами Гянджеви – «Искандер – Намэ» можно поставить эпиграфом ко всей истории Азербайджана.
От этой мудрой, нестареющей книги и отталкивались в своем замысле архитекторы М.А.Усейнов и С.А.Дадашев, когда проектировали знаменитый павильон Азербайджанской ССР на ВДНХ в 1939 году, за создание которого они были удостоены Государственной премии.
Книга Низами стала как бы ориентиром в затхлом воздухе бездушного сталинского времени:
«Но народ, чья мудрость вечна, одолеет все невзгоды
Словно Феникс, возродится для прекрасной, вечной жизни».
Но как донести до людей те мысли, которые высказал великий поэт? В те времена это было возможно только в виде иносказания, образной трактовки своего замысла.
Весь облик павильона Азербайджана был замыслен, как стремление национальной души народа к Небу! К той счастливой жизни о которой мечтал Низами.
И, конечно, начало разгадки кроется в фасаде этого необыкновенного здания.
Возведенный из мрамора, он был украшен изящным многоцветным карнизом и фантастической красоты орнаментальными панно. Самым главным украшением стала надвходная арка, с золотыми гроздьями винограда, которая плавно переходила в золочёный герб Азербайджанской ССР.
На потолке портика была применена орнаментальная роспись по золоту, А ещё павильон украшали бронзовые золочёные решётки, которые завершали образ, манящий как восточная сказка.
Вот, что писал об этом Главный архитектор ВДНХ Профессор А.Ф. Жуков: «Павильон привлекает внимание не столько оригинальным объемно-пространственным решением, сколько богатой палитрой убранства, в котором с помощью разнообразнейших приемов отделочных работ и материалов выражены лучшие традиции азербайджанского национального стиля.
Архитектурный замысел фасада выражен величественным мраморным портиком с расположенной за его колоннами большой нишей главного входа в павильон. Портал входа украшен орнаментальным витражом, изображающим фрукты, хлопок, пшеницу; он завершен сталактитовым полукуполом с майоликовым обрамлением; сталактиты обвиты золотой виноградной лозой.
Карниз портика облицован цветной майоликой и покрыт черепицей. Проемы окон закрыты ажурными «шебеке»(решетками) из орехового дерева, образующими геометрический узор оправы цветных стекол. В облицовке капитальных кирпичных стен использована богатая гамма тонов мрамора и гранита.
Плоскости фасадов декорированы сталактитовыми нишами с расписанными лепными орнаментами. Великолепные двери павильона выполнены в виде деревянной мозаики с бронзой.
Залы залиты золотистым светом, проникающим сквозь шебеке(решетки) и бросающим яркие пятна на узорчатые полы, стенные ковры, экспонаты. Особенно выделяются расписанные тонким узором, слегка тронутые золотом балки и кессоны перекрытий.
Простота пространственной композиции, богатство декора и разнообразие отделочных материалов, взаимно дополняя друг друга, гармонично сочетаясь с экспонатами, создают самобытный, яркий и запоминающийся образ павильона».
Но главное, что упустили из виду сталинские идеологи – это удивительная орнаментальная мозаика павильона. Она не столько копировала, сколько трактовала орнамент книги Низами в рукописях.
Известно, что исламская культура негативно относилась к изображениям человека. Поэтому орнамент стал своеобразным языком передающим все оттенки замыслов художника. Этого не учли партийные цензоры и «запретители».
И язык орнамента, как музыка, раскрыл все духовное богатство азербайджанского народа, его стремление к миру, к совершенству и просвещению. И в конце концов, к свободе!
Однако, очень скоро изысканная красота этого здания настолько затмила соседние павильоны, что ретивые администраторы ВДНХ решили все поставить на свои, бесцветные места и заляпали волшебное кружево грубой штукатуркой. Так и стоял этот павильон долгие годы, лишенный своей волшебной силы.
Впрочем, в советской России к подлинному искусству всегда относились с подозрением и ненавистью.
В итоге, в 1963 году это замечательное творение национального духа «перепрофилировали» в «Вычислительную технику».
Это была вполне обезличивающая идея. А в 1967 году фасад павильона был спрятан под таким же безликим алюминиевым кубообразным сооружением, которое вполне соответствовало новому содержанию экспозиции.
Только теперь павильон Азербайджана стал оживать. В 2014 году, в рамках приведения территории ВДНХ в порядок, начались работы по восстановлению его первоначального облика. Были раскрыты рельефы и цветная плитка, около полувека скрытые под идиотскими навесными конструкциями в стиле хай-тек. И стал очевиден замысел создателей – предельно точно выразить чаяния и устремления многонационального Азербайджанского народа.
Пока еще фасад скрыт за ажурными строительными лесами, но уже сейчас можно наслаждаться необыкновенной красотой замысла и воплощения.
То, о чем в свое далекое время писал великий Низами Гянджеви – свершилось! Азербайджан стал свободной страной.