AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB

Уникальные куклы: свидетели прошлых эпох

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
25.01.2016 13:20


Эльмира Аббаслы является основоположником авторской куклы в Азербайджане, а ее работы хорошо известны зарубежным коллекционерам и галеристам. На самом деле, это не простые куклы, а произведения искусства, наполненные восточным колоритом и имеющие свою философию. В ее уютном доме-мастерской бок о бок живут красочные персонажи азербайджанских сказок, жители Старого города и француженки эпохи Просвещения. «Москва-Баку» побывала в гостях у члена Союза художников России и Азербайджана, заслуженного работника культуры Азербайджана Эльмиры Аббаслы, чтобы рассказать вам о созданном ей сказочном мире.



- Эльмира ханум, вы помните свой первый профессиональный успех?

- Это было в 1983 году, когда я создала первые куклы в национальных костюмах в качестве подарка для участников Международного симпозиума по ковру. К тому времени я уже проработала модельером на фабрике игрушек, преподавала в Детской картинной галерее, создавала костюмы в Театре марионеток. Эти были текстильные куклы, которые я сделала по своей собственной технологии «жесткого текстиля». На самом деле, это было нелегко: в те времена не было интернета, нужных книг, приходилось самой все придумывать. Тем не менее, эти 30 кукол имели невероятный успех на симпозиуме и вдохновили на новые работы.

В 1987 году я уже участвовала в Международном бьеннале кукол в Кракове, где моя «Бабушка» заняла третье место. Через несколько месяцев в Хельсинки прошла моя первая персональная выставка, я читала в местном университете лекцию о народно-прикладном искусстве Азербайджана. А спустя год меня приняли в Союз художников СССР. Это было невероятно, потому что у меня не было специального образования, а без этого в Союз не принимали. Повезло, что мои работы к тому времени были известны, я часто представляла страну на международных мероприятиях, поэтому меня приняли в Союз художников в виде исключения.

- Вы ведь какое-то время работали в Москве, расскажите об этом периоде.


- В 2001 году меня пригласили в российскую столицу. Я тогда была в поисках новых контактов, а там моими работами заинтересовались в галерее Шаншиевой. Уже через год состоялась моя персональная выставка в Государственном музее Пушкина.

- Парча, кружева, золотое шитье, украшения, башмачки – можно часами разглядывать эти мелкие детали на ваших куклах. По ним можно изучить историю, культуру, традиции Азербайджана… Как вам удается с такой точностью воспроизвести дух прошлых эпох?

- Я провела много времени в фонде Музея истории Азербайджана, где хранятся редкие образцы национальных костюмов и ювелирных украшений.

Здесь изучала каждый узор, рисунок, брала консультации у специалистов. Эти невероятно красивые национальные костюмы вдохновили меня на их пересоздание, но уже в миниатюре, на куклах. При создании женских платьев я использовала технику старинной вышивки, бисероплетения, золотого шитья, поэтому каждая работа максимально точно рассказывала о персонаже и о времени, к которому он относился.



Знаете, разглядывая старинные костюмы и украшения, я еще раз убедилась, что азербайджанские женщины были искусницами и любителями красоты. Они украшали все, что было возможно. Например, ножницы. Казалось бы, это обычный металлический предмет, что тут можно тут придумать? Так они создавали для него футляр, украшенный золотым шитьем.

- Я помню, резонанс, созданный вашей коллекцией, посвященной Ичеришехер. Расскажите, как она создавалась?

- Это было в 2009 году, историко-архитектурный заповедник Ичеришехер предложил мне создать 12 образов Старого города. А я ведь выросла в Ичеришехер, знаю его историю по рассказам бабушки, ее подруг, которые собиралась каждый вечер у нас дома на традиционное чаепитие. Поэтому эта коллекция неразрывно связана с моими детскими воспоминаниями. Мне хотелось передать дух прошлого времени, оживить образы жителей Старого города, которые сейчас нигде не увидишь. На самом деле каждая из работ это отдельное художественное произведение, как, к примеру «Бабушка Ханымана и дедушка Гаджиага». Они вместе прошли все жизненные испытания и невзгоды, вырастили детей и внуков, сохранив уважение и любовь друг к другу. По этой композиции можно увидеть, как одевались в ту эпоху – она покрыла голову цветочной шалью, а у него папаха из овчины и кафтан, подпоясанный кушаком.



Другой образ «Абдулла бек». Когда-то он был очень богатым человеком, но с приходом советской власти все его имущество конфисковали, и теперь у него осталась только старинная музыка и любовь к избалованному попугаю. Или, например «Чайханщик Тофиг», который каждый день без устали приносит уголь, раздувает самовар, заваривает чай и с нетерпением ждет своих завсегдатаев. Эта композиция показывает традиции азербайджанского чая. Посмотрите, сколько национальных элементов в этой работе – поднос со стаканами «армуды», старинный самовар, медный чайник, палас и многое другое. Эти работы до сих пор выставляются на культурных мероприятиях, проводимых Фондом Гейдара Алиева за рубежом.



- Какие другие свои произведения вы считаете знаковыми?

- В первую очередь это «Белая верблюдица», являющаяся олицетворением божественной энергии: верблюдица не просто идет, она шествует, на ней в позе послушания сидит мальчик - символ Нового Рождения. Верблюдицу сопровождают две мистические фигуры, это проводники Вечности. Это произведение символизирует Божественную Истину, которая в Вечном движении и в Вечном Творении.



Над «Фавориткой султана» я работала целый год, и прежде чем ее создать, долгое время изучала исторические материалы. Весь ее образ продуман до мелочей, начиная от скульптуры и заканчивая национальным костюмом, созданным из дорогой парчи, кружев и золотых нитей. Сейчас в связи с этой куклой у меня появилась новая идея, могу сказать, что скоро «Фаворитка султана» будет не одна.

В моих работах раскрывается не только характер, но и мое мировоззрение, восприятие мира. Одна из моих любых тем - это старики, они мудрые, искренние, любящие. Например, есть композиция «Бабушкино счастье». Старик-сапожник в молодости был влюблен в веселую и красивую девчонку, но, увы, им не было суждено быть вместе. И вот уже старушкой она вновь проходит мимо него и в сердце старика вспыхивает до боли знакомое чувство. Этой работе я посвятила следующие строчки: В твоем плену, какой десяток лет, Любовь моя, очей целебный свет! Воды уж сколько утекло, Горю и таю все равно, Давно уже - на склоне лет, Но не нарушу данный мной обет - В любимой раствориться Прекрасней ничего на свете нет! Шепчу эти слова в тиши, Услышавший поймет: Даже в Аду есть Рай Для любящей Души!



Ко многим свои работам я пишу стихи, в которых раскрываю философию своих композиций. Ведь я создаю куклы, которые отличаются не только внешним видом и одеждой, но и характером.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Сейчас я завершаю работу по проекту Фонда Гейдара Алиева, им так понравилась моя коллекция Ичеришехер, что они заказали новую. Это живые и колоритные образы будут представлены на выставке, которую в скором времени организует Фонд Гейдара Алиева.

- И кого нам предстоит увидеть?

- Хотелось бы держать все в сюрпризе до открытия выставки, но вам я раскрою некоторые образы. Например, в новую коллекцию вошел «Интеллигент», который очень похож на знаменитого персонажа музыкальной комедии великого Узеира Гаджибекова «Не та, так эта». Или другая работа - «Свадебный файтон», где счастливый жених гонит лошадей, спеша за своей невестой. Я с нетерпением жду момента, когда посетители смогут увидеть и оценить эти работы. Мне очень хочется своими работами внести вклад в культуру Азербайджана, показать колорит нашей страны, ее уникальные традиции.