AZN = 55.48 RUB
USD = 94.32 RUB
EUR = 100.28 RUB

100 лет со дня рождения легендарной женщины-дирижера бакинки Вероники Дударова

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
05.12.2016 23:51



Исполняется сто лет со дня рождения легендарной женщины-дирижера Вероники Дударова. Темпераментная осетинка перевернула представление о дирижере, как исключительно мужской профессии и покорила весь мир своим филигранным мастерством. Ее искусство – это целая эпоха в истории российской музыкальной культуры. Юбилей народной артистки СССР будет отмечен как на родине, в Азербайджане, так и в России, в Москве – городе, где она провела большую часть своей творческой жизни.



Она родилась в Баку, в семье, ведущей свою родословную от старинного осетинского аристократического рода Дударовых. Отец Борис Дударов работал инженером на азербайджанских нефтяных промыслах, а затем занимал пост в Совнархозе. Воспитанием трех дочерей занималась мама, и когда Веронике исполнилось пять лет, она отвела ее в музыкальную школу при Бакинской консерватории. По счастливой случайности, в эти годы в Баку преподавал австрийский дирижер Стефан Штрассер, который собирал у себя в классе одаренных детей и занимался с ними теорией музыки. Он многому ее научил, а самое главное - привил любовь к дирижерскому искусству. «В моей семье не было музыкантов. Мне дали хорошее образование, включая игру на фортепиано, - вспоминала Дударова. - Когда в Баку приехал оперный театр, я не пропускала ни одного спектакля. Я была ребенком, но меня совершенно не интересовало, что за красочное действо происходит на сцене. Положив руки на перила, я закрывала глаза. Я слушала только музыку. Позже, тоже в Баку, я увидела оркестр. Увидела много разных инструментов, которые своим звучанием и создают музыку. Тогда я поняла, что музыка — это оркестр, и я хочу быть в этой музыке главной».

Начало 1930-х годов оказалось переломным для семьи Дударовых: отца Вероники репрессировали, а спустя некоторое время скончались ее две старшие сестры. В 1933 году 17-летняя Вероника вместе с матерью переехала из Баку в Ленинград. Здесь она устроилась в Дом культуры преподавать детям фортепиано, параллельно поступила на фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории. Однако фортепиано девушка так и не полюбила, «для меня в нем недоставало простора», - жаловалась Вероника. И тогда она решила осуществить мечту детства – стать дирижером.



Ее не смутило то, что в мировой практике до нее эту профессию не рискнула выбрать ни одна женщина. Поэтому приемная комиссия Московской консерватории сильно удивилась, когда увидели перед собой абитуриентку-девушку. «Почему вы решили поступать на дирижерский факультет?» – спросили ее. «Потому что я не помещаюсь на фортепиано, я слышу музыку только от симфонического оркестра», – смело ответила она. А когда ей велели продирижировать двумя пианистами, исполняющими симфонию Моцарта, то амбициозная девушка заявила, что музыканты не могут передать сущность данного произведения, а затем пропела так, как, по ее мнению, должно быть. И, признав в ней дарование, умудренные опытом педагоги тут же приняли ее на факультет симфонического дирижирования. Талантливая Дударова удивляла окружающих и уже во время учебы она получила шанс стать дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории. В 1947 году она получила заветный диплом дирижера, и с этого времени начался карьерный взлет этой удивительной женщины – следующие 13 лет она дирижировала Московским государственным симфоническим оркестром, а в 1960-м ее назначают его главным дирижером и художественным руководителем. Вплоть до 1989 года вместе с оркестром она гастролировала по всему миру, вызывая восторги публики и критики. А в 1991 году она организовала и возглавила на долгие годы Симфонический оркестр России. Лишь в 2003 году Вероника Дударова передала дирижерскую палочку Павлу Сорокину, сохранив за собой звание художественного руководителя оркестра.

С первого взгляда ее карьера кажется стремительной, однако всего этого Дударова добилась долгим и упорным трудом. Ведь ей пришлось преодолевать профессиональную дискриминацию - многие не хотели признавать в ней дирижера. Но Вероника считала, что если точно знаешь, чего хочешь, и умеешь это делать, то штампы, табу, условности и прочая ерунда перестают иметь значение. Она не стеснялась ходить на репетиции других дирижеров, хотя многие над ней из-за этого подсмеивались. «Понимаете, когда человек встает за пульт, ему начинает казаться, что он самый-самый! А я всегда считала, что у великих надо учиться, на то они и великие. Вот и Мравинский мне говорил: «Не была бы ты женщиной, взял бы тебя к себе в оркестр», - рассказывала осетинка.

Веронику Дударову отличала интеллигентность, эрудиция, талант и обаяние. Она была одаренный музыкант, со своим видением об исполняемом произведении. С ее корректировками соглашались известные композиторы, ведь они понимали, что именно от ее профессионализма зависит то, как прозвучит их произведение. Может быть, поэтому ей доверили дирижировать одним из лучших оркестров СССР и не ошиблись. Взмахом палочки ей удавалось удерживать огромный симфонический коллектив. Но оркестр под управлением Вероники Дударовой было интересно не только слушать, но и смотреть, как она им управляет. Дирижерская палочка в ее руках казалась поистине волшебной. Ее называли королевой бисов. Так, в 1986 году во время гастролей в Испанию в Королевском театре в Мадриде оркестр имел такой успех, что «Болеро» Равеля по настоянию публики бисировали целиком, в в городе Мурсия третий раз по просьбе слушателей повторяли вальс Свиридова из «Метели», а в конце вся публика встала и стала двигаться в ритме вальса. В 1933 году во время выступления в Андорре Дударова так увлеклась, что упала с пульта! Лежа на полу, опираясь на правую руку и улыбаясь, она продолжала дирижировать левой рукой, и оркестр не остановился до конца пьесы. Зал просто взорвался от восторга!

И все-таки даже в таком мужском занятии, как дирижирование, она оставалась женщиной. Сетовала лишь на то, что очень трудно подобрать красивое платье. «Сложно из-за дирижерских движений. Мужчинам проще - у них фрак. Хвосты летают - и всё. А женщине очень сложно. Надо массу ткани навешивать, сразу становишься какой-то коровой...», - подсмеивалась Вероника Борисовна.

Вероника Дударова стояла за дирижерским пультом более 70 лет. У нее были бесчисленные награды: народная артистка СССР, народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии России, орденами Октябрьской Революции, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, медалью «Во славу Осетии». Ей удалось достичь вершин мировой славы и войти в десятку лучших дирижеров ХХ века. Имя Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как единственной в мире женщины-дирижера, непрерывно выступавшей более полувека. А еще ее именем названа одна из малых планет Солнечной системе.

Ее 90-летие в 2006 году отметили в Москве в торжественной обстановке. В этот день она была необыкновенно красива и изящна, и напоминала Коко Шанель: то ли черным платьем с белой отделкой и ниткой жемчуга на шее, то ли традиционным «каре» — этой прическе она не изменяла всю жизнь. До своего столетия она не дожила семь лет. Она скончалась в 2009 году и была похоронена на Троекуровском кладбище.

Юбилейные мероприятия, приуроченные к столетию Вероники Дударовой, пройдут как в России, так и в Азербайджане. 5 декабря прошла церемония возложения цветов на могилу знаменитого дирижера на Троекуровском кладбище в Москве, а затем состоялся торжественный вечер и концерт в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. Чайковского. Празднование юбилея Дударовой в Азербайджане состоится чуть позже, в феврале 2017 года, в ходе проведения Дней культуры Северной Осетии в Баку. В эти дни на одном из бакинских домов появится памятная доска, рассказывающая о том, что здесь родилась и жила легендарный дирижер Вероника Дударова.