Зеркала, напоминающие замысловатые пазлы, лабиринт из картоны, клетка, из которой нужно освободить собственное «я», ландшафт, пронизанный огромной белой дырой, разноцветные слои почвы, из которой состоит наша планета и многое другое можно увидеть на выставке избранных произведений известного азербайджанского художника Аиды Махмудовой «Невыдуманные перспективы» и итальянского мастера кисти Микеланджело Пистолетто «Сделай это!». Корреспонденты «Москва-Баку» побывали на открывшейся на днях в Баку в Центре современного искусства «YARAT» выставке, чтобы увидеть и познакомиться с необычными экспонатами.
Первым нас «встречает» «Лабиринт и большой колодец», созданный Микеланджело Пистолетто из сотни картонных рулонов. Сложно уследить, где начало и конец этого лабиринта, в центре которого колодец, на дне которого зеркало. Каждый, кто заглядывает в этот колодец, видит себя. Основная идея инсталляции - сколько бы дорог ты не прошел, куда-бы не завела тебя судьба, от себя не уйдешь. Зеркало - один из излюбленных материалов знаменитого итальянца. Он сооружает из них целые коридоры, украшает золочеными рамками, словно дорогие произведения искусства. Сам Микеланджело считает, что его зеркала - это отражение жизни, и если случайно заглянуть в них, то невольно станешь одним из героев Пистолетто. В центре зала на постаменте у огромного зеркала, задумавшись, стоит римский оратор Авл Меттел. Призывая своих слушателей к вниманию, он протягивает вперед правую руку - традиционный жест, который многократно повторяется в римских произведениях. Оригинал этой скульптуры хранится в Археологическом музее Флоренции. Она была найдена в 1566 году у Тразименского озера в Италии, и относится к началу I века до н.э. Римлянин смотрит в зеркало и словно спрашивает: «Кто я?».
Почти во всех произведениях Микеланджело Пистолетто прослеживается созданный итальянцем так называемый символ «Возрождение», напоминающий математический знак бесконечности. По его задумке, один из «кругов» знака бесконечности символизирует мир природы, в которой человек рождается и с которой почти сразу начинает бороться. Второй - совокупность созданных человеком артефактов и технологий, также нередко входящих в противоречие с природой. Добавленный художником третий круг все это объединяет, олицетворяя мир, как бы родившийся заново. В этом мире природа и продукты человеческой деятельности гармонично сосуществуют друг с другом. Пистолетто называет этот элемент «Третьим раем». Художник уверен, что цивилизация доросла до совершенно нового этапа своего существования. На этом этапе большинство противоречий в жизни разных стран и каждого отдельно взятого человека могут исчезнуть благодаря усилиям всех жителей планеты, направленным на преодоление разногласий, достижение устойчивого развития и укрепление мира.
Второй этаж Центра современного искусства «YARAT» заняла выставка Аиды Махмудовой «Невыдуманные перспективы». В основе ее композиций - эксперименты с различными материалами. Художница умело сочетает в своих работах бумагу, глину, цемент, камень и мрамор, «строя» из них целые пласты. Инсталляция из напоминающих разрушенные колонны статуй и монументальных настенных произведений создает ощущение полуразрушенного и недостроенного. Процесс распада и разрушения имеет для художницы первостепенное значение, и ее произведения с их оригинальной фактурой играют роль определенных маркеров памяти, которые слой за слоем раскрывают особые моменты в личном пространственно-временном континууме автора.
В центре зала расположено масштабное полотно Аиды Махмудовой, на которой зритель, словно из иллюминатора самолета, видит разноцветный ландшафт. Зеленый, красный, изумрудный, желтый, коричневый - все цвета земли и воды гармонично соседствуют друг с другом, объединяясь в единую картину пространства. Мировой порядок «нарушает» огромная, словно вытесанная в скале могучим великаном дыра. Произведение дополняют девять композиций, каждая из которых напоминает геологические слои в разрезе. Чётко различимые слои осадочных пород, которые выглядят как чередующиеся или повторяющиеся полосы, очень красивы и необычны. Аида Махмудова с интересом изучает свойства материи, экспериментируя со светом, цветом и текстурой. В работах художницы все чаще присутствуют многослойность и эксперименты с трехмерным искусством. Применяя тот же подход к скульптурным работам, художница создает особую эмоциональную среду. Глубокие и интуитивные исследования художницы в полном соответствии с физическими свойствами выбранных материалов и любимой земной палитрой охватывают широкий спектр универсальных человеческих чувств, таких как любовь, потеря, память и желание. Говоря словами самой Аиды Махмудовой, «художественный процесс выражает попытку отслоения некоторых фундаментальных принципов, антропогенных и потому хрупких по своей сути».
Отметим, что бакинцы и гости столицы смогут посетить выставку работ Аиды Махмудовой и Микеланджело Пистолетто до 10 июня.