AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
В Центре современного искусства «YARAT» открылась выставка Аиды Махмудовой и Микеланджело Пистолетто (фото)

В Центре современного искусства «YARAT» открылась выставка Аиды Махмудовой и Микеланджело Пистолетто (фото)

Самира Кязимова, Тофик Бабаев    "Москва-Баку"
02.04.2018 12:25

/upload/iblock/a38/a382f2f7f694cccb3a2575c3a5b03973.JPG

Зеркала, напоминающие замысловатые пазлы, лабиринт из картоны, клетка, из которой нужно освободить собственное «я», ландшафт, пронизанный огромной белой дырой, разноцветные слои почвы, из которой состоит наша планета и многое другое можно увидеть на выставке избранных произведений известного азербайджанского художника Аиды Махмудовой «Невыдуманные перспективы» и итальянского мастера кисти Микеланджело Пистолетто «Сделай это!». Корреспонденты «Москва-Баку» побывали на открывшейся на днях в Баку в Центре современного искусства «YARAT» выставке, чтобы увидеть и познакомиться с необычными экспонатами.

Первым нас «встречает» «Лабиринт и большой колодец», созданный Микеланджело Пистолетто из сотни картонных рулонов. Сложно уследить, где начало и конец этого лабиринта, в центре которого колодец, на дне которого зеркало. Каждый, кто заглядывает в этот колодец, видит себя. Основная идея инсталляции - сколько бы дорог ты не прошел, куда-бы не завела тебя судьба, от себя не уйдешь. Зеркало - один из излюбленных материалов знаменитого итальянца. Он сооружает из них целые коридоры, украшает золочеными рамками, словно дорогие произведения искусства. Сам Микеланджело считает, что его зеркала - это отражение жизни, и если случайно заглянуть в них, то невольно станешь одним из героев Пистолетто. В центре зала на постаменте у огромного зеркала, задумавшись, стоит римский оратор Авл Меттел. Призывая своих слушателей к вниманию, он протягивает вперед правую руку - традиционный жест, который многократно повторяется в римских произведениях. Оригинал этой скульптуры хранится в Археологическом музее Флоренции. Она была найдена в 1566 году у Тразименского озера в Италии, и относится к началу I века до н.э. Римлянин смотрит в зеркало и словно спрашивает: «Кто я?».

Почти во всех произведениях Микеланджело Пистолетто прослеживается созданный итальянцем так называемый символ «Возрождение», напоминающий математический знак бесконечности. По его задумке, один из «кругов» знака бесконечности символизирует мир природы, в которой человек рождается и с которой почти сразу начинает бороться. Второй - совокупность созданных человеком артефактов и технологий, также нередко входящих в противоречие с природой. Добавленный художником третий круг все это объединяет, олицетворяя мир, как бы родившийся заново. В этом мире природа и продукты человеческой деятельности гармонично сосуществуют друг с другом. Пистолетто называет этот элемент «Третьим раем». Художник уверен, что цивилизация доросла до совершенно нового этапа своего существования. На этом этапе большинство противоречий в жизни разных стран и каждого отдельно взятого человека могут исчезнуть благодаря усилиям всех жителей планеты, направленным на преодоление разногласий, достижение устойчивого развития и укрепление мира.

Второй этаж Центра современного искусства «YARAT» заняла выставка Аиды Махмудовой «Невыдуманные перспективы». В основе ее композиций - эксперименты с различными материалами. Художница умело сочетает в своих работах бумагу, глину, цемент, камень и мрамор, «строя» из них целые пласты. Инсталляция из напоминающих разрушенные колонны статуй и монументальных настенных произведений создает ощущение полуразрушенного и недостроенного. Процесс распада и разрушения имеет для художницы первостепенное значение, и ее произведения с их оригинальной фактурой играют роль определенных маркеров памяти, которые слой за слоем раскрывают особые моменты в личном пространственно-временном континууме автора.

В центре зала расположено масштабное полотно Аиды Махмудовой, на которой зритель, словно из иллюминатора самолета, видит разноцветный ландшафт. Зеленый, красный, изумрудный, желтый, коричневый - все цвета земли и воды гармонично соседствуют друг с другом, объединяясь в единую картину пространства. Мировой порядок «нарушает» огромная, словно вытесанная в скале могучим великаном дыра. Произведение дополняют девять композиций, каждая из которых напоминает геологические слои в разрезе. Чётко различимые слои осадочных пород, которые выглядят как чередующиеся или повторяющиеся полосы, очень красивы и необычны. Аида Махмудова с интересом изучает свойства материи, экспериментируя со светом, цветом и текстурой. В работах художницы все чаще присутствуют многослойность и эксперименты с трехмерным искусством. Применяя тот же подход к скульптурным работам, художница создает особую эмоциональную среду. Глубокие и интуитивные исследования художницы в полном соответствии с физическими свойствами выбранных материалов и любимой земной палитрой охватывают широкий спектр универсальных человеческих чувств, таких как любовь, потеря, память и желание. Говоря словами самой Аиды Махмудовой, «художественный процесс выражает попытку отслоения некоторых фундаментальных принципов, антропогенных и потому хрупких по своей сути».

Отметим, что бакинцы и гости столицы смогут посетить выставку работ Аиды Махмудовой и Микеланджело Пистолетто до 10 июня. 

/upload/iblock/804/8049965c6023921fbc3492336cd6db7f.JPG

/upload/iblock/d71/d71b88d66ce6db653a11788c0420f7d6.JPG

/upload/iblock/56e/56e6cef4026b24b4aa2eeabaf9e4c17d.JPG

/upload/iblock/107/107c9146537ae3146affbfc7d4719d64.JPG

/upload/iblock/f5f/f5f8c3f170eccbcdfdf8f3119f02abab.JPG

/upload/iblock/922/9221ee48ae367fe0a12647be7cc6b645.JPG

/upload/iblock/447/4470a9d186e8cf4d2110ad59e81b20b6.JPG

/upload/iblock/235/2357ab0bd8679c2cc0215c78164337bd.JPG

/upload/iblock/7a1/7a1bebb0d74efff93fea6dec5bd96f06.JPG

/upload/iblock/112/112c81749b5ba3404301b81e4a59d2a4.JPG