AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB

Экономисты: Коридор Туркмения-Азербайджан–Турция можно считать одной из новых веток «Экономического пояса Шелкового пути»

Юрий Югов, «Москва – Баку»
14.09.2016 14:48


В Ашхабаде в начале этой недели была подписана декларация о создании транспортного коридора из Пекина в Лондон, который пройдет через Туркменистан, Азербайджан и Турцию. «Производство смещается с запада на восток, поэтому существует потребность в эффективных транспортных коридорах для вывода на западные рынки продукции, производимой в азиатском регионе», - отметил министр по делам транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан на церемонии подписания, добавив, что с подписанием декларации «мы приблизились еще на шаг к нашей цели». Документ вместе с ним подписали замминистра транспорта Азербайджана Ариф Аскеров и министр автомобильного транспорта Туркменистана Максат Айдогдыев.

Коридор планируется для грузоперевозок из северо-запада Китая (провинция Урумчи) сперва в Азербайджан. Оттуда новая железная дорога Баку-Тбилиси-Карс позволит транспортировать грузы до Лондона. Кроме того, через черноморские порты грузы пойдут и в Центральную Европу. Как известно, грузооборот между Евросоюзом и Китаем достигает примерно 100 миллионов тонн, что оценивается в 600-650 млрд долларов. Это порядка 90 процентов экспорта КНР и примерно 10-15 процентов экспорта ЕС. До сих пор большая часть перевозок приходилась на морские маршруты. Кроме того, как поясняли ранее власти в Баку, новый коридор понадобится для транспортировки грузов из Узбекистана, которые до сих пор шли через Казахстан. На грузооборот Узбекистана приходится 14-16 миллионов тонн. Это хлопок, текстильная продукция, карбомид и другая продукция.

6e29baf2cfd3d95cc339ec60e850a63e.jpgНовый коридор можно считать одной из веток «Экономического пояса Шелкового пути», считает председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» член Центра национальной политики МГУ Григорий Трофимчук. «Надо понимать, что целый ряд производств Китай собирается переносить со своей территории на другие, - в первую очередь, в центральную Азию, что оправдает новый маршрут, - предположил он.

«Связать еще и таким образом Китай с Великобританией - идея неплохая. Однако, как известно, ни Китай, ни Великобритания не граничат с этим блоком стран. Понадобятся дополнительные договоренности с большой группой смежных партнеров, чтобы обеспечить скорость переброски товаров по этой линии», - сказал эксперт. «Возможно, также Ашхабадская декларация поможет слегка «приоткрыть» Туркменистан, так как в своем текущем замкнутом формате он не сможет соответствовать задачам такого трансконтинентального интеграционного коридора», - сказал он порталу «Москва – Баку». 

Григорий Трофимчук напоминает, что у нового проекта есть и геополитическая составляющая. «Политические преимущества есть в любом подобного рода проекте, потому что он выходит за пределы каждой отдельной страны или в данном случае даже целой группы стран – Азербайджан, Туркменистан и Турция. Именно по этой причине он становится даже не просто политическим, а геополитическим, поскольку пересекает границы всех этих государств, подразумевая такую амбицию - охватить весь евразийский континент от края до края. Естественно, здесь есть политическая составляющая, но надо учитывать растущее военно-политическое напряжение внутри той же самой евразийской плиты», - почеркнул господин Трофимчук.   

R_b4c548.jpg«Напомню, что этот маршрут считался основным еще со времен проекта ТРАСЕКА, который еще в 1993 году инициировал Евросоюз при участии, в том числе, и Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, а позднее и Турции. Суть идеи была в том, чтобы связать все страны вокруг России транспортными маршрутами, - сказал порталу «Москва – Баку» научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин. - Но все это уперлось, разумеется, в необходимость огромных инвестиций, в итоге проект заглох. Теперь проекты все равно развивают, в первую очередь, Китай за свой счет, который создает «Шелковый путь», либо сами страны региона, как например, железную дорогу Баку–Тбилиси–Карс строят сами Азербайджан, Грузия и Турция. Все это остается в рамках логики и проекта ТРАСЕКА, и «Шелкового пути», но эту дорогу строят на азербайджанские деньги».  

7IMG_228911.jpg«Эта система может работать в перспективе на нужды Ирана, если он будет быстро развиваться, или на транспортировку энергоносителей из Казахстана. Пока новая схема - рабочая именно для стран региона. Если она будет обеспечена трафиком самой Средней Азии или в рамках коридора «Север – Юг», то понятно, как ее использовать», - сказал порталу «Москва – Баку» президент российского Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Тем временем, казахские эксперты еще год назад объявили о том, что начинают планировать еще более грандиозный проект - более чем 200-километровый мост через Каспийское море. В будущем мост должен связать казахский порт Актау с Баку прямой автомобильной и железнодорожной трассой.