AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

Эксперты: Азербайджан стремится в первую очередь продать свое сырье, а не служить транзиту Казахстана

Юрий Югов, «Москва – Баку»
19.01.2016 01:46
{PHOTO_1}

Экономисты продолжают обсуждать создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), которое произошло в субботу в Пекине. На церемонии присутствовали представители 57 стран-учредителей, а председатель Китая Си Цзиньпин заявил, что банк - это шаг к реформе системы глобального экономического управления, который сделает ее более справедливой. Предполагается, что уставной капитал организации составит 100 млрд долларов, и львиную долю внесет Китай.

Запуск в Пекине нового глобального финансового института, который сопоставим по значимости с такими «столпами» мировой финансовой архитектуры как Всемирный банк и МВФ, говорит о том, что Китай стал не только очень крупной, но действительно авторитетной державой на мировом рынке, заявил замминистра финансов России, заместитель управляющего от РФ в АБИИ Сергей Сторчак, который представлял Москву на церемонии.

Как отмечают наблюдатели, созданный банк фактически замещает инструменты Всемирного банка. Если МВФ занимался финансированием только крупных проектов или проектов развитых стран, то Всемирный банк финансировал небольшие инициативы, объемами примерно от 10 млн долларов. Например, такие кредитные линии он предоставил для Украины, в основном, как раз для малого и среднего бизнеса. Такого рода инструментов действительно не хватает, поскольку суверенный рейтинг у них небольшой, а валюты, как правило, очень неустойчивые. Поэтому затруднен доступ к альтернативному финансированию, тем более к такому политизированному, как у Всемирного банка.

Фонд для малого и среднего бизнеса

Кроме того, председатель КНР Си объявил, что выделит 50 млн долларов для создания специального фонда, который будет помогать менее развитым странам-участницам банка в разработке инфраструктурных проектов. Таким образом, по мнению экспертов, Пекин собирается охватить весь сегмент. Крупные компании, корпорации могут получить поддержку в рамках Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, а небольшие компании, небольшие проекты могут обращаться в специальный фонд.

«Пекин занимается целенаправленным выстраиванием финансовой системы. Если этот банк инфраструктурных инвестиций занимается крупными проектами, уровня Шелкового пути, то основной задачей специального фонда должна стать поддержка небольших проектов», - пояснил порталу «Москва – Баку» президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«До сих пор Китай этим и занимался. Возьмите Узбекистан, Таджикистан, Туркмению. Шло небольшое финансирование, но оно шло по линии госбанков. Теперь эту функцию могут взять на себя и международные институты. С одной стороны, это снизит риск невозвратов. С другой – легитимизируют систему, которая в глазах инвесторов станет менее политизированной, более приемлемой», - уточняет Дмитрий Абзалов.

Как отметили накануне открытия АБИИ российские экономисты Ярослав Лисоволик и Евгений Винокуров в совместной статье, на фоне замедления роста китайской экономики в прошлом году (и роста опасений по поводу дальнейшего ухудшения) активность Китая на пространстве СНГ быстро росла. Главным проектом, служащим активизации взаимоотношений с соседями, стал «Экономический пояс Шелкового пути».

С практической точки зрения концепция «Пути» содержит три основных инструмента: политическое сотрудничество, торговля и инвестиции. Третий инструмент прежде был в положении бедной родственницы при первых двух, но теперь ситуация изменилась, пояснили экономисты в статье, опубликованной в газете «Ведомости».

Маршрут через Каспий

Ранее в Баку Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Однако без необходимой инфраструктуры сделать это будет сложно, предупреждают эксперты.

Основную часть перевозок в контуре Средней Азии составляют подгруппы ТЭК, напоминают эксперты, но при нынешних ценах на нефть использовать их становится все менее выгодно. Так, в Средней Азии уже почти весь газ уже законтрактован. Туркменский газ полностью законтрактован Китаем, узбекский – тоже. То же самое касается и углеводородов Казахстана. Для серьезного изменения на этом направлении потребуется серьезная смена приоритетов, смена энергоносителей. Страны будут нацелены на то, чтобы обеспечить продажу, в первую очередь, собственного сырья. Азербайджан стремится, в первую очередь, продать свое сырье, а не служить транзиту Казахстана.

«Альтернативой для Китая этот маршрут все равно не станет. Это большой угол, - все время надо будет перегружать на разные виды транспорта. И заменой морскому пути в Китай через Малаккский пролив не станет. Заменой Транссибу тоже не станет, - придется пересадки большие делать. Так что, видимо, это попытка показать альтернативу, только непонятно, подо что она?», – риторически спрашивает Дмитрий Абзалов, напоминая, что объем любых грузоперевозок во время кризиса падает.

Ярослав Лисоволик и Евгений Винокуров уверены, что Китай будет и дальше вкладывать деньги в создание коридора для своих товаров в западную Европу. «В рамках «Шелкового пути» Китай, вероятно, будет всячески продвигать широтные коридоры по направлению «восток – запад». Менее приоритетны для Китая меридиональные коридоры «север – юг», которые исключительно важны и для Казахстана, и для России (направления на Иран, Ближний Восток, в перспективе – Индию; товарная номенклатура – зерно, продукция агропрома, удобрения, металлопродукция, машиностроение, нефтехимия), - пишут они. - Эти коридоры, которые Россия и Казахстан будут стремиться создать по обеим сторонам Каспия, вероятнее всего, предстоит финансировать преимущественно за счет собственных ресурсов».

Шелковый путь – пока что, по базовой схеме - все равно будет заходить на российскую территорию, напоминает Абзалов, и для его создания надо выполнить несколько условий. «Во-первых, надо доурегулировать ситуацию вокруг Каспийского моря. Во-вторых, обеспечить безопасность. В-третьих, надо вложить несколько миллиардов просто в инфраструктуру. В принципе, этот проект можно осуществить», - оговаривается Дмитрий Абзалов. «Но сперва для этого нужно: восстановление Китая, восстановление цен на углеводороды и серьезный инвестиционный капитал», - подытожил эксперт.