AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

Эксперты: «Транснефть» готова перенаправить свои поставки на нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан вместо Махачкалы

Юрий Югов, «Москва – Баку»
16.06.2016 13:24


Экономисты обсуждают публичные угрозы одной из крупнейших российских нефтяных компаний – «Транснефть» - отказаться от услуг Махачкалинского порта и перенаправить свою нефть в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.

a3b6cfb60832dbca232e23db531479a7.pngКак считает партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин, если спор между «Транснефтью» и властями Дагестана и партнерами вышел на публику, значит он оказался очень серьезным. «По-моему, мы уже сыты сообщениями о том, что в Дагестане то тут, то там выявляются какие-то криминальные действия, в которые вовлекаются представители администрации, государственных органов и коммерческих структур. Обстановка явно далека от здоровой. Впрочем, конкретной информации о криминальной обстановке в порту Махачкалы у меня нет», - признался эксперт в интервью порталу «Москва – Баку».

Через Махачкалу перекачивается вся нефть, которую российские компании добывают на каспийском шельфе, пояснил он. «Через махачкалинский порт работают «Лукойл», «Газпром», «Роснефть», - перечислил эксперт. – Кроме того, туда идет вся нефть, добытая в Казахстане и отчасти в Туркмении. Это важный порт». В соседних российских портах нет инфраструктуры, которая могла бы принять такие объемы нефти, поясняет Крутихин.

Напомним, компания «Транснефть» пригрозила прекратить транзит нефти через порт Махачкалы из-за криминальной ситуации в регионе. «Криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащей государству», - публично пожаловалась «Транснефть» в заявлении на своем сайте в конце прошлой недели.

Потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2% по действующим нормам, напомнила «Транснефть». При этом туркменские отправители грузов отмечают, что потери оказываются гораздо выше норм. В первом квартале они составили 1,43%, а в 2015 году – 0,44%. Если этот канал будет закрыт, нефть придется перенаправить в порты Грузии и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, предупредила компания.

Как известно, на нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан с 2013 года перенаправил часть своих поставок «Лукойл». «Технически перенаправить нефть на этот маршрут вполне может и «Транснефть», но для Москвы это станет серьезным внешнеполитическим имиджевым ударом», сказал экономист, напомнив, что власти давно добиваются, чтобы российская нефть экспортировалась только через российские порты. «Фактически компания оказалась в безвыходном положении», - подытожил Крутихин.

Зато на трубопроводе, который ведет из Баку в Джейхан (из Азербайджана в Турцию), по его мнению, нет никаких проблем с «повышенным процентом потерь» при перекачке. «Правда, там, на мой взгляд, несколько завышены тарифы для пользователей, если они не являются участниками консорциума – владельца этого маршрута поэтому не самый выгодный маршрут для экспортеров», - посетовал Крутихин.

Как пишет российская пресса, хотя порт Махачкалы формально и принадлежит государству, на самом деле борьбу за контроль над ним давно ведут несколько дагестанских олигархов. На прошлой неделе Москва попыталась сменить генерального директора порта, но затем действие приказа о его назначении было приостановлено. Вопрос о смене директора должны решить на своей встрече глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, полпред президента в округе Сергей Меликов и министр транспорта РФ Максим Соколов. Как сообщил газете «Взгляд» представитель порта, дата встречи еще не назначена, но она ожидается со дня на день. Газета предполагает, что публичные угрозы компании «Транснефть» переориентироваться на трубопровод Баку – Тбилиси - Джейхан также связаны с конфликтом в порту.