AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB

Иран приближается к «Южному газовому коридору»

Иван Трубин, "Москва-Баку"
12.03.2015 18:12
Тегеран проявляет интерес к участию в проекте «Южный газовый коридор». Это дал понять посол Исламской Республики Иран в Азербайджане Мохсун Пак Айин. 

В интервью «Новости-Азербайджан» дипломат заявил, что эта тема уже обсуждается в Тегеране. Пак Айин добавил, что Азербайджан и Иран тесно сотрудничают в нефтегазовой сфере и намерены в дальнейшем развивать связи в этом направлении. «Иран намерен присоединиться к региональным газовым коридорам, а также другим энергетическим проектам, - заметил представитель иранского внешнеполитического ведомства. - У Тегерана есть соответствующая воля. Мы выберем тот коридор, который будет отвечать национальным интересам страны».

Напомним, переговоры по «Южному газовому коридору» в последнее время заметно активизировал Евросоюз, который ищет альтернативу поставкам российского газа в европейские страны. «Южный газовый коридор» свяжет ряд действующих и строящихся газопроводов в единую сеть. Речь, в частности, идет о проект расширения Южнокавказского трубопровода (Баку-Тбилиси-Эрзурум), а также строительства на территории Турции газопровода TANAP (Трансанатолийская трубопроводная система) и его продления по Европе — газопровода TAP (Трансадриатический трубопровод). Предполагаемая протяженность сети — 3500 км. Стоимость реализации проекта оценивается в 45 млрд. евро. «Южный газовый коридор» свяжет газовый рынок ЕС с азербайджанским морским газоконденсатным месторождением «Шах Дениз».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заверил, что страна располагает достаточными ресурсами, чтобы удовлетворить потребности европейцев в энергоносителях. «Запасы основного месторождения “Шах Дениз" превышают триллион кубометров, а общий запас газа оценивается в 2,5 триллиона кубометров, - заявил он . - Уже более 20 лет Азербайджан выводит свои энергетические ресурсы различными маршрутами на международные рынки. У нас разветвленная транспортная инфраструктура, но “Южный газовый коридор” сейчас самый крупный из существующих проектов, которые реализуются в Европе».

На прошлой неделе стало известно, что к договоренностям о присоединении к проекту приблизилась и Туркмения, которая также рассматривается Евросоюзом как один из стратегических партнеров по поставкам энергоносителей. В частности, в Ашхабаде, который с визитом посетил турецкий президент Реджеп Эрдоган, достигнута договоренность о проведении в 2015 году саммита участием глав Турции, Азербайджана и Туркмении по вопросам продвижения проекта Трансанатолийского газопроводного проекта и строительства транскаспийского газопровода. «Принято решение поднять уровень консультаций до лидеров стран и провести первое заседание в Туркменистане», - пояснил Реджеп Эрдоган.

Азербайджан сегодня добывает около 30 млрд. кубометров газа в год; половину этого объема Баку отправляет на экспорт. Туркменистан добывает более 80 млрд. кубометров (свыше 50 млрд. кубометров идет на экспорт). Годовая добыча газа в Иране составляет 150 млрд. кубометров.

Поставки иранского газа могли бы существенно снизить зависимость Евросоюза от российских энергоносителей. Однако в отношении Ирана по-прежнему действует режим международных санкций, который ограничивает подобные коммерческие проекты. При этом в последнее время ряд европейских и американских политических деятелей дали понять, что ожидают смягчения санкций. «Мы хотели бы, чтобы как можно больше партнеров присоединились к “Южному газовому коридору”, - заявил, в частности, осенью прошлого года в ходе торжественной церемонии, посвященной закладке “Южного газового коридора” спецпредставитель Госдепа США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн. - США поддерживают проект по транспортировке газа из Каспийского региона, Азербайджана в Европу. Если другие страны присоединятся, это будет решение консорциума». «Что касается Ирана, мы находимся в процессе переговоров по урегулированию ядерной проблемы, и я надеюсь, что мы достигнем согласия. И это может открыть Ирану дверь в проекты такого рода», - заметил американский чиновник.