AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Профессор МГИМО Владимир Сухой: Баку соединяет Индийский океан с Балтийским морем

Профессор МГИМО Владимир Сухой: Баку соединяет Индийский океан с Балтийским морем

22.12.2017 14:24
/upload/iblock/9b3/9b37875e513d15d2916fd3d1b1eb56bb.jpg

Профессор МГИМО Владимир Сухой о связующей роли Азербайджана в международном транспортном коридоре "Север-Юг"

Иран объявил о запуске 25 декабря железной дороги Астара (Иран) - Астара (Азербайджан). Дорога от северо-западного иранского города Астара до одноименного города в Азербайджане призвана соединить железнодорожные магистрали двух стран в рамках международного транспортного проекта "Север-Юг". Протяжённость железной дороги Астара - Астара на территории Азербайджана до границы с Ираном составляет восемь километров, далее еще два километра дорога простирается до иранского города Астара. Проект также включает мост на реке Астарачай, которая течет вдоль границы.

Как рассказал генеральный директор Управления по международным делам «Железных дорог Исламской Республики Иран» Аббас Назари, Азербайджан и Иран обсудили таможенные процедуры и порядок выдачи виз, а также вопросы использования грузового терминала в иранской Астаре.

Мост длиной 7200 километров

Хочу напомнить, что международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг" должен соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией, в том числе объединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России. Весь коридор «Север – Юг» будет иметь протяженность 7200 километров. 

Намерение соединить разрозненные участки железнодорожной магистрали и создать единый транспортный коридор Россия, Иран и Азербайджан обсуждают чуть ли не 15 лет

Азербайджан присоединился к проекту в 2005 году. Активная фаза строительства международного транспортного коридора «Север-Юг» началась с 2008 года. На первом этапе по коридору планируется транспортировать пять миллионов тонн грузов в год, а в дальнейшем - более 10 миллионов тонн грузов.

В конце прошлого года Азербайджан завершил строительство односторонней железнодорожной линии протяженностью 8,3 километра от станции Астара до границы с Ираном. Это фактически железнодорожный мост в Иран через реку Астара. Железнодорожный участок Астара – Астара - важнейший отрезок транспортного коридора, последнее недостающее звено прямого железнодорожного маршрута по западной ветви МТК "Север – Юг". 

/upload/iblock/a2c/a2c9efc5ef576ab5291d6ce3e2ab3c32.jpg
  

В Европу за $1 миллиард

Сейчас ведутся работы по ускоренному вводу в эксплуатацию новой железнодорожной линии Казвин – Решт - Астара протяженность 350 километров. Участок Казвин - Решт был готов весной 2017 года. Заминка возникла с достройкой конкретного участка Решт – Астара (Иран) протяженностью 172 километра. Иран оценил стоимость проекта в 1,1 миллиарда долларов и заявил о недостатке средств на строительство. 

Министр экономики Азербайджана Шахин Мустафаев посетил Иран, ознакомился с ходом реализации проекта строительства железной дороги Казвин-Решт-Астара и обсудил сотрудничество с иранской стороной по участку Решт-Астара. Позже было объявлено, что Международный банк Азербайджана выделяет кредит в 500 миллионов долларов на этот проект. Что это означает? Не надо быть великим математиком, чтобы понять: Азербайджан взял на себя как минимум половину расходов. 

Готовность принять участие в строительстве железной дороги Решт – Астара продемонстрировали также Чехия и Венгрия. Не надо забывать, что речь идет о недостающем элементе пути для организации прямого железнодорожного сообщения из Персидского залива в Европу. 

В свою очередь, «Север -Юг» - это налаживание прямого железнодорожного сообщения между иранскими портами Персидского залива и российскими портами Балтийского моря. 

Коридор соединит Россию (до Санкт-Петербурга) с индийским Мумбаи 

Перевозки по этому коридору останутся мультимодальными, то есть с использованием не только железнодорожного, но и автомобильного и морского транспорта. 

Сейчас по этому коридору уже транспортируются грузы, в том числе с участием РЖД. Объем перевозок в 2016 году составил порядка 8 миллионов тонн. После соединения железнодорожных веток грузопоток может вырасти до 15 миллионов тонн в год. 

/upload/iblock/f64/f6467c56e1590bc9addc2e87e133cb23.jpg
  

Удобнее, чем по морю


Предполагается, что международный транспортный коридор «Север – Юг» может оказаться даже удобнее морского маршрута через Суэцкий канал. И выгоднее с точки зрения себестоимости перевозок. Основное преимущество западной ветви МТК "Север – Юг" перед другими маршрутами заключается в более коротком расстоянии перевозок, что позволяет существенно сократить сроки доставки грузов.

Новое направление будет востребовано, прежде всего, для организации межгосударственных контейнерных перевозок. 

В настоящее время в рамках взаимодействия России, Азербайджана и Ирана ведется работа по формированию мультимодального маршрута Индия – Иран – Азербайджан – Россия, по которому на регулярной основе планируется организация перевозок грузов в контейнерах

Перспективы развития грузовых перевозок в рамках рассматриваемого коридора будут связаны как с развитием торгово-экономических связей стран-участниц Международного соглашения о международном транспортном коридоре "Север – Юг" между собой, так и привлечением товаропотоков в сообщении стран Европы со странами Персидского залива и Южной Азии.

Прямое железнодорожное сообщение между Азербайджаном и Ираном, кроме всего прочего, будет способствовать и увеличению взаимного потока туристов, а также росту числа верующих из Азербайджана в места паломничества в Иране. В прошлом году, например, был запущен поезд из Нахичеванской автономной республики в иранский Мешхед, где находится одна из главных шиитских святынь – гробница имама Рзы.

На стадии завершения находится также строительство скоростной автомобильной дороги, соединяющей Баку с контрольно-пропускным пунктом «Астара» на азербайджано-иранской границе. Она позволит обеспечить прямые автомобильные перевозки по современным скоростным дорогам из Ирана на север (в Россию) и на запад (в Грузию). 

/upload/iblock/32a/32a6c7472cae2b0188c25baefb8c811a.jpg
  

Основное звено

Если масштабный проект «Север-Юг» будет реализован, то, в первую очередь, благодаря Ирану и Азербайджану. У России объективно сейчас нет лишних денег. После снятия санкций Иран начал зарабатывать на продаже нефти, наращивает ее добычу, ищет новые рынки сбыта и готов вкладываться в такие крупные инфраструктурные проекты.

Азербайджан очень хочет видеть проект «Север-Юг» завершенным как можно скорее. 

По сути, коридор "Север-Юг" – это транснациональный проект, основным звеном которого является Азербайджан  

Баку заинтересован в том, чтобы товары из Индии отправлялись по морю в иранский порт Бандар-Аббас в Персидском заливе, затем доставлялись в Решт по железной дороге, оттуда грузовыми автомобилями в Астару и, наконец, через железнодорожную сеть Азербайджана в Россию или в других направлениях. Под «другими направлениями», конечно же, подразумевается Европа, ее восточная и северная части.

Азербайджан и Россия, естественно, поддерживают друг друга в вопросах регионального сотрудничества, обсуждают широкий спектр направлений по расширения взаимодействия в транспортной сфере. Один из примеров такого регионального сотрудничества - транспортный коридор "Север-Юг". По словам президента России Владимира Путина, проект "Север-Юг" уже показал свою экономическую целесообразность и эффективность.

"Север - Юг" - международный транспортный коридор, который призван обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран. Основное преимущество транспортного коридора "Север - Юг" перед другими маршрутами (в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал) - существенное снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути. 

/upload/iblock/f63/f63e898494e37f7b07a11aca6862ab20.jpg
  

Это очень масштабный проект, в реализации которого заинтересованы сразу три региональные страны. Проект отвечает экономическим, энергетическим и политическим интересам Азербайджана, России и Ирана. Мне кажется, что такой формат сотрудничества полезен для сближения позиций, нахождения точек соприкосновения в вопросах, которые представляют взаимный интерес для всех трех государств. Именно этот формат способствует выстраиванию нового взаимодействия в треугольнике Азербайджан-Иран-Россия, подает надежды на реализацию многих совместных планов в будущем.