AZN = 37.31 RUB
USD = 63.49 RUB
EUR = 73.93 RUB
BRENT = 73.03 USD

Профессор МГИМО Владимир Сухой: Как обезопасить экономику Азербайджана от внешних угроз и катаклизмов

Профессор МГИМО Владимир Сухой: Как обезопасить экономику Азербайджана от внешних угроз и катаклизмов

22.03.2018 17:50
/upload/iblock/5e3/5e32fac4cd3ca481bd65869abc95eb02.PNG

О перспективах роста экономики Азербайджана в 2018 году рассуждает профессор МГИМО, журналист-международник Владимир Сухой


Авторитетное международное рейтинговое агентство Moody's ожидает рост экономики Азербайджана на 1,5% в 2018 году. «Повышение цен на нефть в начале 2017 года оказало поддержку стабилизации экономики Азербайджана», - говорится в отчете агентства. Согласно прогнозам Moody's, профицит платежного баланса Азербайджана составит 1% ВВП в 2018 году.

с111.PNGНесколько ранее хорошие новости осторожно преподнес Азербайджану и Всемирный банк. Эксперты банка улучшили прогнозы по росту экономики Азербайджана в сравнении с более ранними оценками - до 0,9% в текущем году и 1,5% - в 2019 году. Прогнозы Всемирного банка относительно перспектив экономического роста Азербайджана в ближайшие годы более сдержанны, чем прогнозы рейтинговых агентств и правительства, но подтверждают: в национальной экономике республики наметилась тенденция от спада к росту.

Причинами замедления экономики в минувшем году послужили отголоски уменьшения государственных доходов в связи с падением цен на нефть в 2014 — 2016 годах, проблемы в банковском секторе и сужение кредитования. В 2017 году в Азербайджане велись работы по оздоровлению климата в ненефтяном секторе и наращиванию инвестиций в неэнергетические отрасли. Как отметил недавно глава Бакинского офиса Всемирного банка Навид Хассан Нагви, снижение цен на энергоресурсы и последовавшая за этим девальвация национальной валюты создали возможность для развития других (ненефтяных) секторов экономики. Нынешний обменный курс позволяет многим потенциальным экспортерам агропродукции реализовывать ее по более конкурентоспособным ценам на различных рынках.

Согласно прогнозу Всемирного банка, в 2019 году валовый внутренний продукт (ВВП) Азербайджана вырастет на 1,5%, а в 2020 году — на 2,6%. По сравнению с ожиданиями, зафиксированными экспертами банка в предыдущем, летнем докладе "Перспективы мировой экономики", прогнозы роста ВВП страны в 2018 году увеличены на 0,3%, а на 2019 год — на 0,2%.

Отмечу, что оценка экспертами Всемирного банка состояния и потенциала азербайджанской экономики намного более консервативна, чем экспертные расчеты правительства относительно экономического роста в ближайшие годы. По оценкам азербайджанских экономистов, в 2018 году рост ВВП ожидается на уровне 1,5%. В 2019 году — 4%.

Ощутимый рост ВВП

2018 год обещает стать годом стабильности и ощутимого экономического роста для Азербайджана. Все показатели, формирующие общую экономическую базу, позволяют надеяться, что рост реального показателя ВВП действительно приблизится к 1,5%. Объем поступлений в казну будет меньше государственных затрат, то есть, согласно прогнозу, собранные суммы несколько уступят тому, что планируется затратить. Так, доходная часть бюджета определена в размере 20 миллиардов 127 миллионов манатов, а расходная — 20 миллиардов 906 миллионов манатов. Естественно, предусмотрены и источники для ликвидации дефицита. Что касается базовой цены на нефть, которая регулярно закладывается в годовой бюджет, то она составляет 45 долларов за баррель, что, собственно, и определило параметры многих вошедших в документ показателей. Доля частного сектора в ВВП будет доведена до 83%. В 2018 году упор вновь будет сделан на развитие ненефтяного сектора, доля которого в ВВП должна существенно превысить нефтяной сегмент. Замечу, что уже по итогам января 2018 года рост валового внутреннего продукта достиг в ненефтяном секторе 3,9%.

Судя по суммам, заложенным в доходную и расходную части государственного бюджета Азербайджана 2018 года, мы станем свидетелями устойчивого роста и макроэкономической стабильности, которые наблюдались в стране в прошлом году.

Год серьезный реформ

2017 год с полным правом можно назвать годом серьезных экономических реформ. В стране начался процесс глубокой и всесторонней диверсификации экономики. Упор был сделан на сферы образования, управления, туризма и обслуживания. Ненефтяной сектор экономики вырос примерно на 3 процента, а ненефтяная промышленность — на 4 процента. Валютные резервы увеличились на 4,5 миллиарда долларов и составили примерно 42 миллиарда долларов. Объем инвестиций, вложенных в экономику, составил 14,6 миллиарда долларов.

Нефтегазовый сектор, который не играет ощутимой роли в создании новых рабочих мест, однако, оставался основой азербайджанской экономики. Несмотря на все успехи в развитии ненефтяных секторов, нефтяной все еще обеспечивал формирование почти 70 процентов ВВП страны. И поскольку зарубежным инвесторам интересна все же нефтяная сфера в азербайджанской экономике, то большая часть иностранных капиталовложений продолжала идти в нефтянку.

Природа доходов

Хочется более подробно остановиться на доходной части бюджета 2018 года. Как уже было сказано, она достигнет 20 миллиардов 127 миллионов манатов, что равно 29% ВВП страны. Доходная часть бюджета 2018 года почти на 20% превышает фактический показатель выполнения доходов бюджета 2017 года. Однако, следует признать, что достичь прорыва в финансово-бюджетной политике Азербайджана, наглядной демонстрацией которого стало бы существенное уменьшение доли нефтяной сферы в общих доходах, в 2018-м все же не удастся. Этот показатель по-прежнему составляет больше половины всех поступлений - 55%. Причем, львиную долю этих нефтяных поступлений сформирует трансферт из Государственного нефтяного фонда, размер которого превысит 9 миллиардов манатов.

В целом инвестиции в основной капитал в 2018 году должны составить 15,9 миллиарда манатов. Большая часть этой суммы, то есть 9,5 миллиарда манатов, пойдет на развитие ненефтяного сектора. Соответственно, остальные 6,4 миллиарда манатов поглотит нефтянка.

Если же детализировать ненефтяной сектор по доходам, то здесь выдержаны традиционные пропорции: самая большая нагрузка достанется Министерству налогов Азербайджана (66,7%), затем идут обязательства Государственного таможенного комитета (26,9%), а оставшиеся 6,4% будут покрыты из других источников.

Особой статьей в бюджете обозначены поступления от ненефтяного сектора, где, как мы уже отметили, основную роль будут играть налоговые удержания. Чрезвычайно интересно описание того, каким образом налоговики обеспечат в 2018 году рост доходов. К примеру, за счет налога на прибыль удастся собрать 2 миллиарда 320 миллиона манатов, и здесь свою роль сыграет рост ненефтяного ВВП.

Что необходимо предпринять, чтобы обезопасить экономику от возможных внешних угроз и катаклизмов? Как раз об этом на интерактивном заседании Давосского форума рассуждал президент Ильхам Алиев: «Конечно, нам необходимо завершить реализуемые в настоящее время проекты, но в качестве основных источников дохода мы должны рассматривать сферы технологий, инноваций, промышленность, предпринимательство и сельское хозяйство. Мы приступили к осуществлению серьезных реформ, которые уже дают хорошие результаты. Поэтому должен отметить, что процесс диверсификации уже начался, и мы не намерены затягивать его».

Куда идут расходы

Особое внимание, конечно же, привлекает расходная часть бюджета 2018 года. По сути, каждый раздел представляет огромный интерес. Ведь в зависимости от того, на что тратятся государственные деньги, можно говорить о качественной стороне социально-экономической политике государства. 

Приоритетными в документе признаются проекты, обеспечивающие долгосрочное социально-экономическое развитие страны. А это - стимулирование сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иной социальной инфраструктуры, защита интересов в сфере государственной безопасности и обороне, увеличение занятости и помощь малообеспеченной части населения. Здесь же и выплата взносов за членство Азербайджана в ряде международных организаций, и обслуживание внешнего долга. 

В бюджетном документе расходы делятся на текущие и капитальные. Такое распределение государственных средств весьма распространено и полностью соответствует установившейся общеэкономической практике. К текущим принято относить ту часть расходов бюджета, которая обеспечивает функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, господдержку отдельным отраслям экономики в форме дотаций, трансфертов и субсидий. Также в качестве текущих определяются расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов. В свою очередь, капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства. Под этой статьей проходят капитальные вложения в основные фонды, суммы, затрачиваемые на реализацию утвержденных инвестиционных программ, расходы на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности, создание государственных запасов и резервов, предоставление кредитов и ссуд.

Так вот, в бюджете 2018 года к текущим отнесено 51,5% (10 миллиардов 770 миллионов манатов), а к капитальным — 37,7% (7 миллиардов 873 миллиона манатов). Оставшиеся 10,8% (или 2 миллиарда 263 миллиона манатов) пойдут на погашение внешних обязательств страны. И самый любопытный момент заключается в том, что по сравнению с бюджетом 2017 года капитальные затраты возрастут на 7,6%, а текущие, наоборот, уменьшатся на 9,3%. Это свидетельствует о том, что в 2018-м предстоит запуск новых государственных проектов инновационного или инвестиционного характера. И на этот счет в бюджете есть даже конкретная ссылка, в которой говорится, что на финансирование инновационных программ и мероприятий в 2018 году будет затрачено 8 миллиардов 513 миллионов манатов, или более 40% всей расходной корзины.

Позитивный настрой

Нет и не может быть никакого секрета в том, что достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами — одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти. Иными словами, бюджетные средства необходимы для успешного выполнения государством своих задач и функций. И судя по тому, какие суммы заложены в годовой бюджет Азербайджана, 2018-й год обещает стать насыщенным новыми крупными проектами, социально-ориентированным, а главное, стабильным с макроэкономической точки зрения. Стабилизация ситуации в национальной экономике, заявил на днях глава Центрального банка Азербайджана Эльман Рустамов, привела к тому, что в феврале 2018 года уровень годовой инфляции составил 4,7 процента, что ниже прогнозируемых 6-8 процентов.

Азербайджан стремительно и успешно развивается. Это относится ко всем сферам жизни. Что же касается экономики, то здесь в последние годы были достигнуты большие успехи. Все понимают, что противостоять любым угрозам сегодня можно только тогда, когда у страны есть устойчивая экономика и стабильность внутриполитической ситуации. И в этом плане, азербайджанское общество готово к реформам, обладает позитивным настроем и готовностью нормально воспринимать и продолжать преобразования.