AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB

Сергей Караганов: На Западе действия Баку расценивают как вызов существующему порядку

Нури Гафаров, «Москва – Баку»
22.07.2015 12:09
Политологи продолжают обсуждать программную и при этом весьма эмоциональную речь президента Азербайджана Ильхама Алиева, которую он произнес в середине июля на заседании правительства в Баку. Значительная часть речи была посвящена внешней политики страны.

Ильхам Алиев заявил, что некоторые силы на Западе ведут кампанию против республики, которая особенно разгорается накануне и во время важных международных мероприятий. Он напомнил, что накануне Первых Европейских игр, которые прошли в Баку 12-28 июня, информационная война против Азербайджана вступила в самый жесткий этап.

«Однако в этой информационной войне победили Азербайджан и азербайджанский народ», - подчеркнул президент, которого цитировал портал «Москва – Баку». «С Азербайджаном нельзя разговаривать языком диктата. С Азербайджаном можно быть другом, партнером, и мы к этому готовы», - заключил глава государства.

Как писал портал «Москва – Баку» накануне саммита «Восточного партнерства» 21−22 мая, Брюссель пообещал изменить формат сотрудничества в «партнерстве» — в соответствии с интересами отдельных государств. Напомним, что ранее Баку отказался подписывать с ЕС «соглашение о ассоциации». Вместо этого стандартного документа он предложил Брюсселю заключить равноправный договор о стратегическом партнерстве. Основания для этого есть. Неслучайно, сами западные государственные деятели признают стратегическую роль Азербайджана в обеспечении энергобезопасности Европы.

О том, почему на Западе устроили информационную атаку на Азербайджан в дни Евроигр, в интервью порталу «Москва – Баку» рассказал декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Сергей Караганов.



- Сергей Александрович, Ильхам Алиев призвал определить новый механизм и концепцию сотрудничества с Евросоюзом. Но готов ли Брюссель сегодня на новый механизм, на равноправное сотрудничество?

- Брюссель пока не пойдет на это ни по политическим соображениям, потому что не может, ни по техническим, - ему не до того. ЕС сам в трудном положении и ни на какие активные действия не готов. Его раздирают внутренние противоречия, он в состоянии нарастающего кризиса и ему просто не до внешних партнеров.

Кроме того, действия Баку как в отношении Евросоюза, так и ОБСЕ расцениваются на Западе как вызов существующему порядку. Поэтому для Брюсселя пойти навстречу подобного рода требованиям означает проявить слабость.

- Нынешний усредненный вариант «соглашения об ассоциации» президент Ильхам Алиев в своей речи расценил как «листок с указаниями». А нельзя добиться выгодных для себя принципов и в рамках такого соглашения?

- Я знаю все эти механизмы. Речь шла о том, что разные страны, которые присоединяются к этому сотрудничеству, берут на себя определенные обязательства, причем не только экономические односторонние, но и политические. А взамен иногда получают что-то, а иногда не получают ничего. Каждый раз надо оценивать стоимость этого вопроса, но, как правило, подобного рода соглашения крайне невыгодны.

Россия подписала в 1994 году сроком на 10 лет соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, которое ей предлагалось. Но когда срок его истек и речь пошла о более «глубоком» соглашении, хотя оно было внешне гораздо более равноправное, чем соглашение об ассоциации, даже оно оказалось крайне невыгодным, и Россия уже отказалась. В нем Москве предлагалась позиция крайнего младшего партнера, даже ученика. Да еще и требовали внешнеполитических и внутриполитических уступок. Ну вот, подобного рода соображения движут и Азербайджаном.

Мы видели, что такое соглашение Украины с Евросоюзом, которое до смеха невыгодно Украине, но которое поддерживается частью украинской элиты просто потому, что она надеется спасти свой кусок пирога. Подобный вариант в Азербайджане вряд ли пройдет.

- Президент Алиев подверг резкой критике бундестаг Германии, принявший в дни Первых Европейских игр резолюцию по правам человека в Азербайджане. Он также коснулся резолюции, принятой в ПАСЕ, назвав ее «антиазербайджанской» и «враждебной»… А это не может быть просто совпадением, что обе резолюции появились во время Евроигр?

- Это не совпадение. Похожее что-то было и в отношение Олимпийских игр в России. Евросоюз теперь гораздо меньше может влиять на страны «Восточного партнерства», вот он и использует все возможности, в том числе и подобные. Хотя надо сказать, использовать спортивные игры в политических целях является не только вызовом традиционным спортивным ценностям, но и традиционным ценностям, которые раньше провозглашала сама Европа. Это признак слабости.

- В своей речи глава государства обратил внимание на такой контраст - Азербайджан успешно развивается, тогда как рядом, на Ближнем Востоке растет напряженность, а Европа переживает глубокий экономический кризис...

- Кризис в Евросоюзе носит комплексный характер, и экономический – это лишь его небольшая часть. Но Европа все-таки находится не в ситуации развала и упадка, а в стагнации. Азербайджану все равно будет выгодно торговать с Европой, думаю, это дело продолжится.

Другое дело, что Европа как модель, как единственный полюс притяжения сейчас перестает работать даже для многих европейцев, которые смотрят по сторонам. И теперь заговорили о выходе Британии и Греции. Не исключаю, что выход ряда стран все-таки состоится через какое-то количество лет.

В этой ситуации надо уже просто смотреть на новые рынки, искать новые возможности. Думаю, что Евразийский союз и «Экономический пояс Шелковый путь» становятся центрами развития и взаимодействия. Может быть, это дает Азербайджану возможность гораздо более «многополярной» политики.

- А на расклад сил на Ближнем Востоке и в Закавказье не повлияет сделка Ирана с «шестеркой»? Не начнется быстрое сближение Исламской республики с Западом, с США?

- Сомневаюсь, что Иран будет сближаться только с Западом, он просто будет более тесно торговать с ним, он станет гораздо более мощной региональной державой, которая будет одновременно сближаться и с Америкой, и с Россией, с Китаем, с Азербайджаном, с Евросоюзом, - просто потому, что у него появится больше пространства для маневра.

Иран не сближается с Западом, он просто выходит из-под санкций и получает возможность развиваться нормально, быстро. Кстати, Иран развивался быстро - относительно своих соседей - даже под санкциями.

То обстоятельство, что Иран, Индия, Сирия, Китай, среднеазиатские страны будут формировать некое новое экономическое сообщество – это гораздо более интересная и выгодная для Азербайджана ситуация. Именно в этом регионе будет формироваться новый центр экономического роста.