AZN = 54.33 RUB
USD = 92.37 RUB
EUR = 99.53 RUB

Политолог Александр Караваев: Азербайджанская модель многовекторности

Москва-Баку
07.10.2015 18:26
Охлаждение отношений Азербайджана с официальными структурами ЕС, отказ Ильхама Алиева от поездки на рижский саммит "Восточного Партнерства", и на этом фоне заметно расширяющееся сотрудничество с Россией и Ираном, заставило некоторых наблюдателей говорить о крене Азербайджана в сторону Москвы. Особо "горячие головы" говорили даже об отказе Баку от многовекторной модуляции внешней политики в пользу российского вектора. Так ли это?

Aleksandr-Karavaev.jpgДействительно, снижение интенсивности контактов Баку в западном направлении объективно оказалось следствием непродуманной политики либерального крыла ЕС, усиленно критиковавшего Баку по ряду идейно-правовых вопросов. Тем не менее, было бы ошибкой говорить об отказе Баку от принципов многовекторности.

Многовекторность для Азербайджана означает не просто определенный дипломатический стиль, а выгодный метод ведения внешней политики, следуя которому наиболее полно реализуются национальные интересы, сформулированные правящей элитой. Однако, такая практика устанавливалась постепенно, методом проб и ошибок. Лишь позднее, в начале 2000-х, данный метод стал критерием эффективности внешнеполитического курса, своеобразным эталоном.

Если сформулировать точнее, Баку исповедует "динамичную многовекторность" - то есть выгодно использует преимущества того или иного направления внешнеполитического взаимодействия, тогда, когда это требуется, и стараясь не вступать в острые конфликты с сильнейшими державами. В определенном смысле, это реализация стратегии "Движения неприсоединения", к которому Баку официально присоединился в 2011 году.

Азербайджан, как и другие государства Южного Кавказа, связанные этно-территориальными конфликтами демонстрирует собственный, уникальный путь становления и развития многовекторной политики
Как это выглядит на практике? Возьмем, к примеру, вопросы взаимодействия с российскими интеграционными проектами. Не вступая в ЕАЭС, Азербайджан наиболее тесный союзник объединения. Баку, по сути, главный после России партнер из числа постсоветских стран для Астаны и Минска. На первый взгляд, имеющаяся диспозиция с Россией вокруг нефтегазового экспорта на один и тот же европейский рынок, при более обстоятельном разборе является элементом большой картины взаимодействия азербайджанской SOCAR, с Газпромом, Роснефтью, Лукойлом и рядом других российских компаний, находящих общие точки соприкосновения с

Азербайджаном в выгодных совместных проектах. Поэтому азербайджанские нефтегазопроводы - от Баку-Джейхан до ТАNAP, не стали кризисной проблемой во взаимоотношениях с Москвой, а дополнительными возможностями для совместного взаимодействия.

Конечно, по ряду вопросов существует значительная разница в международной повестке России и Азербайджана, есть расхождения отраслевых и корпоративных интересов, имеет место некоторая разница в оценках методов и скорости карабахского урегулирования. Но динамика, между различными взглядами Москвы и Баку и их совпадениями, обрисовывает любопытную мозаику общего вектора. ШОС - как раз одно из таких совпадений. Азербайджану выгодно быть участником нового формирующегося центра мировой экономики и безопасности. В Азербайджане количественно наращиваются проекты "Азиатского банка развития", весной 2015 года Баку оформил членство в новой инициативе Китая - "Азиатском банке инфраструктурных инвестиций"...

Получив некое охлаждение в отношениях с ЕС, в качестве последствия критики со стороны европейской либеральной элиты по вопросам прав человека, Азербайджан интенсивно наращивает двусторонние отношения с большой группой европейских стран, осуществляющих самостоятельную политику, без оглядки на Брюссель. При этом Баку не рвет отношения с ЕС: в рамках "Восточного партнерства" Азербайджан занимает очень осторожную позицию, используя только те элементы программы, которые работают на пользу реформам. Уже на старте этой программы, было понятно, что Баку будет использовать преимущества "Партнерства" чисто инструментально – там, где это выгодно с точки зрения кредитов и модернизации ряда инструментов госуправления, для улучшения механизмов отношений между гражданами и властью. При этом, кризис целеполагания этой европейской инициативы заставляет Баку держать достаточную дистанцию в стороне от авантюр евроинтеграции. В этой теме обнаруживается известная доля совпадений с Россией. Удар критики европейской либеральной элиты по Москве и Баку происходит не только ради риторики, преследует «не исправление» Азербайджана и России в направлении более свободных и демократичных государственных моделей, а ставит целью именно свержение режимов, аннигиляцию действующих бюрократических корпораций двух стран. Исходя из этих соображений Ильхам Алиев отказался от участия в рижском саммите "Восточного Партнерства".

При этом как и Россия, Азербайджан выступает за продуктивное и взаимовыгодное сотрудничество с Европой. Как и для России, европейские торговые маршруты являются главным направлением
нефтегазового экспорта. Во всяком случае, пока, потому как рынок Юго-восточной Азии, Южной Кореи, Вьетнама и, конечно, мощного Китая все больше влияет на азербайджанскую экономику, а восточное направление нефтеэкспорта становится заметным конкурентом европейскому - благодаря порту Джейхан, куда поступает каспийская нефть по трубопроводу из Баку, постоянно растет число потребителей азербайджанской нефти в Азии. В этом "повороте на Восток" также видно определенное совпадение с Москвой, которая наращивает нефтегазовые поставки на рынки Азии и Китая.

Многовекторность стала способом политической поддержки внешних инвестиций азербайджанских компаний. Наиболее очевидные примеры - опять же, из ряда проектов нефтегазовой SOCAR Причем инвестиционная активность компании не ограничивается постсоветским пространством (Грузия и Украина). В целях освоения ближневосточного нефтяного рынка SOCAR вложилась в строительство терминала для хранения нефти в порту Фуджейра (ОАЭ). Дочерние подразделения SOCAR Trading действуют в Турции, Западной и Южной Европе, в Юго-Восточной Азии. И эти направления весьма успешно развиваются.

Прежними темпами ведется строительство нефтехимического комплекса в Измире, где недавно состоялась сдача портового терминала. Госнефтекомпания вложила в нефтехимический сектор Турции свыше $2,5 млрд, а с учетом инвестиций в транспортный, энергетический и другие секторы в ближайшие годы эти инвестиции удвоятся. SOCAR Trading также сохранила за собой 20% в проекте строительства электростанции на Мальте и планирует поставлять сюда топливо.

Таким образом, инвестиционная активность SOCAR по-прежнему играет роль драйвера по продвижению азербайджанских капиталов на мировые рынки.

Азербайджан, как и другие государства Южного Кавказа, связанные этно-территориальными конфликтами демонстрирует собственный, уникальный путь становления и развития многовекторной политики. В разные периоды новейшей истории все государства региона прошли путь вынужденного или сознательного отказа от широкой, равнообозначенной многовекторности в пользу дискретного выбора внешнеполитических партнеров, чья поддержка была остро необходима в конкретной стадии развития кризиса.

Результатом этого стало интересное явление – появление модели «состязательной» многовекторности. Что ее характеризует? Это определенный метод поддержания режима многовекторной политики в качестве одного из средств в арсенале борьбы за свои интересы против соседнего государства, с которым ведется этно-территориальный конфликт. Многовекторность Азербайджана подчинена задаче возвращения Карабаха и оккупированных территорий вокруг него. Соответственно обрастание международной поддержкой, рост регионального бизнес влияния Баку, появление других важных и независимых от проблемы карабахского конфликта результатов развития (например: выход на мировой рынок углеводородов) – все, является подчиненным именно этой задаче – возвращению территорий.

Одна из особенностей азербайджанской модели многовекторности - возникновение широкого внутреннего импульса к внешней политике подобного рода. С ростом глобализации азербайджанской экономики возникают группы элит, настроенных осуществлять торгово-промышленные операции преимущественно в одном или другом векторе. Хотя, строгой границы бизнес интересов Баку не заметно, но предпочтения у отдельных компаний наблюдались и наблюдаются. Особенно это касается среднего и мелкого бизнеса. Заметную роль в этом плане играет азербайджанская диаспора, формирующая торгово-инвестиционные сети привязанные к стране пребывания (Россия, Турция, Иран). Однако доминантные предпочтения, сконцентрированные в правящей группе (они собственно артикулируются как национальные интересы) на этом высоком уровне не демонстрируют особо явных противоречий. Говоря обывательски, правящая элита держит яйца в разных корзинах. Поэтому в случае с Азербайджаном мы наблюдаем многовекторность подкрепленную экономическими предпосылками.

Еще одна отличительная черта азербайджанской многовекторности - способность интегрировать различные направления внешней политики в один курс, а также способность гасить возникающие проблемы такой политики, что на самом деле является не рядовой задачей. Активная многовекторность сразу становится фактором геополитики. Наиболее наглядный пример – дихотомия азербайджано-иранских и азербайджано-американских отношений. Позднее к этому полю напряжения добавился израильский вектор азербайджанской политики при сохранении нормального уровня отношений с Тегераном. Действительно существуют определенные особенности взаимодействия Азербайджана и Ирана в связи с многомиллионным азербайджанским населением в этой стране. Его учитывают все партнеры Азербайджана. Но факт достаточно глубокого сотрудничества между Азербайджаном и Израилем, безусловно, уникален для исламской страны. Тем более, если мы вспомним, что этот процесс развивался на фоне турецко-израильских
политических трений, а теперь и сирийского конфликта. Если говорить в целом про государства Южного Кавказа, то умение балансировать между интересами держав (Россией, Турцией, Ираном), считающими Кавказ зоной своих национальных интересов, является жизненно необходимым условием их устойчивого развития.

В частности, благодаря тому, что Баку не стал следовать западным рекомендациям охладить отношения с Ираном в период международных санкций, теперь Азербайджан получил возможность расширить линии экономического взаимодействия с южным соседом. Баку и Тегеран обсуждают условия нефтегазовых инвестиций SOCAR в персидские месторождения. Намечены варианты взаимодействия в судоремонте и судостроительстве. Наконец, Баку может стать для Ирана посредником в ряде западных технологий, к примеру предложить свои адаптированные для региона технологии в альтернативной энергетике...

Многовекторная модуляция внешнеполитических линий приводит к заметному продвижению национальных интересов государства только в том случае, когда власть использует весь комплекс внешнеполитических методов. Иными словами, когда оказывается продуктивное влияние не только на государственный аппарат, но и на элиту, когда средствами СМИ формируется общественное мнение в различных социальных слоях выбранной страны. Необходимость создания общественного мнения, поддерживающего сотрудничество с данным государством одна из сложных задач многовекторной политики. Постоянное поддержание «силового» поля многовекторности, является своеобразным вызовом современности, не все государства способны полноценно справится с этой задачей. В группе государств Южного Кавказа наиболее полно с этим вызовом пока справляется лишь Азербайджан.