AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Руслан Хасбулатов об урегулировании нагорно-карабахского конфликта

Руслан Хасбулатов об урегулировании нагорно-карабахского конфликта

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
19.04.2017 18:17

/upload/iblock/589/5892cd1feb9e15a4edaa424e265ba482.jpg

Экс-председатель Верховного совета РФ, заведующий кафедрой «Мировая экономика» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Руслан Хасбулатов в интервью «Москва-Баку» рассказал, как возможное вступление Азербайджана в Евразийский экономический союз может стать инструментом для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также о необходимости возвращения к идее единого мирного Кавказа.

-Азербайджан сегодня становится все более весомым государством на международной политической арене. Более того, Азербайджан все больше показывает, что его волнуют не только свои проблемы, но проблемы мирового масштаба, вызовы, с которым сталкивается мировое сообщество. Азербайджан все чаще выступает в качестве миротворца, посредника в урегулировании конфликтных ситуаций. Всем известная роль Азербайджана в урегулировании кризиса в отношениях между Россией и Турцией после инцидента со сбитым самолетом. Некоторое время назад именно Баку был выбран в качестве площадки для встречи начальников генштабов России и США…

-Азербайджан сегодня действительно не только волнуют проблемы мира, проблемы региона, но он активно участвует и играет ведущую роль в обсуждении этих сложных вопросов. Азербайджан непосредственно примыкает к Ближнему Востоку, являющемуся сегодня одним из главных очагов напряженности. Роль Азербайджана в мировых процессах повышается, об этом свидетельствуют события во всех направлениях – политическом, экономическом, культурном, спортивном. Азербайджан по праву играет высокую роль.

-Нагорно-карабахский конфликт является болезненной темой для Азербайджана. Как вы считаете, как можно урегулировать эту проблему?

-Я скажу так. Я мечтаю, чтобы все бывшие республики СССР были вовлечены в Евразийский экономический союз. И через него и Межпарламентскую ассамблею, думаю, можно было бы решить и территориальные конфликты. Создать особые условия для того, чтобы стереть разницу межгосударственного плана, чтобы спорные области, территории стали общим достоянием этого экономического союза. Тогда, я думаю, в рамках этого Союза можно было бы попытаться разрешить и нагорно-карабахский конфликт, и грузино-осетинский конфликт. Евразийский экономический союз мог бы стать инструментом решения в том числе этих вопросов.

Конфликт между Арменией и Азербайджаном на сегодняшний день приобрел слишком затяжной характер. А когда конфликт затягивается, он чреват новыми вспышками. Ну вот смотрите, Израиль, палестино-израильский конфликт. Я много раз бывал в Израиле. Вроде бы живут неплохо, но что это за жизнь, когда начиная с малолетства готовишься к войне. Ничего хорошего из этого не выйдет. Представьте себе, с детских лет начинают учиться владеть оружием, вместо того, чтобы играть в нормальные игрушки. Все равно палестино-израильский конфликт когда-нибудь выльется в большую войну, если его не урегулировать. И ведь будут кусать локти, почему мы раньше не решили эту проблему.

В нагорно-карабахском урегулировании, к сожалению, проявляется ущербность российской дипломатии, которая, на мой взгляд, пассивна, учитывая роль России как ядра бывшего СССР. Москва должна нести моральные обязательства перед бывшими республиками. Российская политика, дипломатия должны бы были выступить более серьезным инструментом для налаживания поиска решения нагорно-карабахского конфликта. У российской стороны в этом вопросе серьезные упущения. Ведь это было бы выдающее достижение России, российской дипломатии, если бы она сумела примирить народы и решить эту проблему. Диалог-то по конфликту худо-бедно идет, но что в этом толку, надо в конце концов разрешить этот конфликт.

Мне кажется, было бы неплохо если бы лидеры стран заинтересовались Евразийским экономическим союзом в том числе с точки зрения возможности с его помощью урегулирования конфликтов. А Баку мог бы выступить в качестве удачной площадки для дипломатических переговоров.

Затягивание нагорно-карабахского конфликта не выгодно никому. Армения страдает от этой ситуации, ведь она по сути заблокирована в регионе, армяно-турецкая граница закрыта из-за нагорно-карабахского конфликта, поэтому Армения не может участвовать в ведущих экономических, энергетических проектах. Если будет урегулирован конфликт, если откроется граница, регион будет больше развиваться.

Нужно решиться на серьезные переговоры по нагорно-карабахскому конфликту, причем в целях достижения урегулирования, а не для переговоров ради переговоров.

Нагорно-карабахский конфликт войной нельзя решать. Война – это самое худое дело. Когда она начинается, у обеих сторон обнаруживаются союзники, а значит, конфликт расширяется. Надо все решать мирным путем. И всем политическим силам это надо понять. Конечно, наверняка есть те, кто думает, что вот, надо сохранить напряженность, чтобы легче влиять на обе стороны конфликта. Но это неправильное представление. Война может перекинуться на соседние страны регионы. Кавказ - достаточно нестабильный регион, и поэтому он должен быть един. Кавказ – можно сказать, целый континент с многоэтнической целостностью, земля, где десятки народов жили сотни лет в мире и дружбе и всегда приходили на помощь друг другу, когда кто-то вторгался. Бывали временами внутренние распри, но кавказские народы никогда не терпели несправедливости, захватов и всегда умели решать свои проблемы мирным путем. Мне кажется, что одним из величайших достижений современной политики могло бы стать возвращение к идее единого мирного Кавказа.

-Cегодня Азербайджан ориентирован на развитие ненефтяного сектора. Ведется активная политика по развитию туристического сектора. Сейчас в Баку проходит первый шопинг-фестиваль. Как на Ваш взгляд Азербайджан сегодня справляется с мировым экономическим кризисом?

-Азербайджан справляется неплохо, правда, думаю, что развитию ненефтяной экономики стоило уделить внимание еще раньше. Сейчас все как-то увлекаются туризмом. На том же Северном Кавказе что ни республика – везде ведутся разговоры о туризме. Туризм - это хорошо, но надо развивать и другие отрасли – и легкую промышленность, и машиностроение, информационные технологии. Для Азербайджана это было бы очень хорошо, тем более, рядом Турция, которая за за последние десятилетия из бедной отсталой страны сумела стать передовой промышленной, региональной экономической державой. И Азербайджану необходимо развивать многоотраслевую экономику. Современное машиностроение, станкостроение. Чтобы в селах Азербайджана был не только сельскохозяйственный труд, но и труд индустриальный. И развивать это нужно ускоренно. У Азербайджана для этого есть серьезные ресурсы, в отличие от соседних с ним республик, и такую возможность нужно использовать.

Азербайджану, как и России, важно добиваться сокращения социального расслоения, ликвидировать пропасть между богатыми и неимущими. Это основное условие дальнейшего развития стран в принципе. В связи с этим вопросом бьют тревогу лучшие экономисты мира, требуют от правительств принять меры. Неолиберальные доктрины ни к чему хорошему не привели и способствовали, в том числе в Российской Федерации, концентрации богатства в руках узкого круга людей. Нужно приближать жизнь каждого человека к власти. Это очень сложная задача, которая не только для Азербайджана важна, она для важна для всех стран. В любом случае, учитывая региональный масштаб Азербайджана, эти проблемы стоило бы вывести на первый план.

-Известно, что Азербайджан не стремится в Европейский союз. При этом сейчас идут переговоры о заключении нового соглашения о сотрудничестве между Азербайджан и ЕС…

-Если есть возможность, стоит подписывать любые социально-экономические соглашения с прогрессивно, устойчиво развивающимися странами. Азербайджан не стремится в ЕС и ведет свою, независимую политику. Но дело в том, я как специалист, считаю, что интеграция – это региональный процесс, что она возможна только в том случае, если тебя с одной из интегрирующих стран объединяют общие границы. Армения является членом интеграционной группы – Евразийского экономического союза, но у России с ней общая граница? Если нет общих границ, то не может быть и интеграции в полном смысле этого слова. У России с Азербайджаном может быть интеграция, поскольку у нас есть общая граница. Если между нашими странами будет такое сотрудничество, тогда и с Арменией могут быть такие интеграционные отношения. И тогда же могут быть соответствующие договоренности и с Грузией. Поэтому в случае с политикой интеграции в Европейский союз не все так просто. Можно и на Луне объявить, что вот мы интегрируемся. Азербайджан, как и Грузия, даже если захотят, не смогут стать полноправными членами ЕС, это все от лукавого. А вот сотрудничество с ЕС – это дело полезное. Тем более если речь идет, к примеру, об облегчении визового режима, то почему бы не подписать соглашение, но делать из этого вывод, что идет процесс интеграции, это неверно.

-Вот вы перед этим говорили о том, что Евразийский экономический союз мог бы решить многие вопросы. Что вы думаете о перспективах вступления Азербайджана в ЕАЭС?

-Азербайджан мог быть стать хорошим участником Евразийского экономического союза. Как я и сказал, в этом случае могли бы открыться пути решения карабахского конфликта в рамках этого союза.

Конечно, к нынешнему состоянию и развитию ЕАЭС у меня есть претензии. По-настоящему интеграционной группой он пока не стал, но потенциал и перспективы у него есть.

Мы должны жить в мире со своими соседями. Еще античный автор говорил: «Плох тот правитель, который не может жить со своим соседом». Надо уметь жить со своим соседом в дружбе, в хороших отношениях, в доверии. Это самое главное. Кроме тебя самого твои проблемы никто не решит, но если есть возможность совместно с соседями их решать, то это, как говорят экономисты, создает дополнительный, кумулятивный эффект – эффект масштаба, совместного подхода. Тогда появляются более широкие возможности. Одновременно расширяется потенциал доверия, мира, что становится привлекательным примером для других стран. В любом случае, у России и Азербайджана очень много возможностей для сближения, для сотрудничества, для решения и экономических, и других вопросов.

-В последнее время говорят о формировании триумвиратов, геополитических треугольников – таких как Россия-Азербайджан-Иран, Россия-Азербайджан-Турция. Что вы думаете о таких союзах?

-Мне кажется, триумвираты эти временные и нельзя сказать, что они характеризуются устойчивыми связями. Это показали последние события вокруг Сирии, когда стало понятно, что некий фактор может разрушить все сотрудничество махом. Такие союзы формируются для решения конкретных политических или экономических задач. В таких союзах я не вижу ничего плохого, тем более что они не направлены против отношений России со странами, входящими в ЕАЭС. Такие союзы направлены на решение крупных политических вопросов, выходящих за пределы союзнических обязательств. Для решения конкретных регионально-геополитических вопросов могут быть соглашения и между двумя, и тремя, и четырьмя странами – Россия-Азербайджан-Иран-Турция и т.д.

При этом, я считаю, не надо каким-то образом нарушать союзнические обязательства со своими ближайшими партнерами, не стоит испытывать судьбу. В любом случае, России стоит дорожить всеми республиками, которые входили в Советский Союз, ведь история отношений наших народов не началась с создания СССР, она исчисляется веками, и это культурные, этнические связи, это сформировавшиеся общие традиции, обычаи. Этим надо дорожить, от этого не надо отказываться. Отказ от таких вещей означает регресс.

Вот азербайджанцы – очень дружелюбный народ. Они всегда отличались высоким уровнем интернационализма, и меня это радует. Я дружил со многими азербайджанцами. Помню, в общежитии МГУ у меня был большой друг Нофель Каримов. Как кавказцы, мы все дружили.

Вот взять Баку. Он всегда был интернациональным городом. Странно… (смеется) а вот Ереван почему-то всегда был городом с исключительно армянским, моноэтническим населением. Я, знаете, бывает, шучу со своими армянскими друзьями. Говорю, что вы, армяне, почему-то очень толерантны, дружественны, когда уезжаете из Еревана и живете где-то за границей, а в Ереване при этом у вас одни армяне живут. Ну смеемся так, чисто по-дружески. А Баку всегда был интернациональным и хорошо, что он таким и остается. Раньше я часто бывал в этом городе, очень часто. Но давно не был. В Баку было ощущение чего-то домашнего… Кухня всегда была хорошей, а сейчас, говорят, еще лучше. Для меня лучшая - турецкая кухня. Почему турецкая мне нравится… потому что она вобрала в себя и европейскую, и восточную. И получился такой синтез всего прекрасного. Но мне сказали, что нет, сегодня лучшая – азербайджанская и азербайджанцы превосходят всех.

-Вас как экономиста не могу не спросить о сегодняшней экономической политике России. Что о ней думаете?

-Я давний критик экономической политики России. Cчитаю, что именно ее недальновидность обрекает нашу страну на отставание. России, чтобы она преуспела в мировых делах, нужны темпы экономического роста в 6-8 процентов, а не какие-то 1-2. Мои предложения о преобразовании экономической политики страны отражены двухтомнике «Закат рыночного фундаментализма». Сегодня экономическая политика та же самая, что была при Ельцине, при Гайдаре. За 25 лет никаких изменений. Это порочная экономическая политика. Если так будет продолжаться, экономические позиции России будут только ухудшаться. Главная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, это то, что нет никакого экономического роста. Люди не видят никаких результатов. Все полагали, что цены на нефть будут высокими, хотя мы, экономисты, говорили, что мировая экономика развивается циклически, и что таких высоких цен на нефть быть не может. Но нас никто не желал слушать.