10 2016, 17:48 Суббота
1 AZN = 43.6 RUR

"Акцент с Сергеем Строканем": Обсуждаем ситуацию в зоне нагорно-карабахского конфликта


Видео


Гостем очередного выпуска аналитической программы «Акцент» на портале «Москва-Баку» стал российский политолог, директор Центра стратегических исследований «Россия-Восток-Запад» Владимир Сотников. Автор и ведущий «Акцента» Сергей Строкань и Владимир Сотников обсуждают в студии портала эскалацию армяно-азербайджанского конфликта. 

Строкань: Добро пожаловать на аналитическую программу «Акцент», выходящую на портале «Москва-Баку». С вами я, ее автор и ведущий Сергей Строкань, обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ». 

Сегодня экстренный выпуск нашей передачи посвящен событиям в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Забытый на время мировым сообществом конфликт напомнил о себе первыми полосами ведущих мировых СМИ. 

И вот сегодня, может быть, наступает момент истины. Мир понимает, сколь дорогую цену приходится платить государствам региона, его народам за то, что называется замороженным конфликтом. Сегодня мы поговорим об этом с нашим специальным гостем, известным российским политологом Владимиром Сотниковым, директором Центра стратегических исследований «Россия-Восток-Запад». 

Владимир Иванович, спасибо вам за то, что пришли к нам в эту критическую неделю. Мы попытаемся еще раз, по-новому прокрутить всю сложившуюся сегодня ситуацию вокруг армяно-азербайджанского конфликта, разобраться, что происходит и можно ли что-то сделать, чтобы действительно вывести ситуацию из тупика, в котором она находится более чем два десятилетия. 

Но сначала я бы хотел вас попросить, поскольку знаю, что вы в Центре стратегических исследований долгое время занимались типологией замороженных конфликтов, рассказать о том, что такое замороженные конфликты и вписать ситуацию в Нагорном Карабахе в контекст тех споров, которые не утихают в мире по поводу того, можно ли в принципе найти решение замороженным конфликтам и если да, то на каких условиях. 

Сотников: Вы совершенно правильно сказали, что сейчас, наверное, наступает момент истины в связи с вооруженным обострением между Азербайджаном и Арменией. Речь здесь идет о замороженном конфликте, которыми мы в нашем центре, и я в частности, занимаемся довольно долгое время.

Строкань: Есть мнение, что замороженный конфликт – значит безопасный…

Сотников: Это неправильное мнение. Мы можем вспомнить такие замороженные конфликты, как нагорно-карабахский между Азербайджаном и Арменией, конфликт в Кашмире между Индией и Пакистаном, это Косово с его конфликтом между косоварами и сербами, также это Кипр и Приднестровье. Сюда же можно добавить Донбасс, поскольку здесь также налицо все признаки замороженного конфликта – минские соглашения не выполняются, что приводит к тупиковой ситуации. 

Представьте ситуацию, что в ходе возникновения конфликтов политики, к примеру, приходят к мнению, что вот, они не могут этот конфликт решить и замораживают его на время. А как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Итог - проблемы, которые подпитывают эти конфликты, замораживаются, но в какой-то момент этот конфликт снова заявляет о себе – это как раз то, что мы сейчас видим на примере обострения отношений между Азербайджаном и Арменией. А ведь эта проблема возникла уже более 25 лет назад – в позднюю горбачевскую «перестройку». 

Строкань: И сейчас взорвалась старая советская мина… 

Действительно, включая телевизор, мы узнаем, что в зоне замороженных конфликтов периодически происходят какие-то перестрелки, какие-то столкновения… 

Cотников: Взять, например, Кашмир. По этому замороженному конфликту были резолюции Совбеза ООН от 1947 года. Резолюции Совбеза ООН есть и по Нагорному Карабаху. Но эти резолюции не выполняются. Получается, что политики читают в этих резолюциях только те пункты, которые им хочется… Год назад по Донбассу с помпой было принято коммюнике. И что из этого вышло на деле? На деле конфликт в итоге оказался замороженным. 

Строкань: Давайте вернемся к нагорно-карабахскому конфликту. Почему сейчас этот замороженный конфликт взорвался? Как известно, по нему существуют 4 резолюции Совбеза ООН - № 822, 853, 874, 884, требующие немедленного вывода армянских войск с 7 оккупированных азербайджанских районов и немедленного возвращения на эти территории вынужденных переселенцев. 

Что мы наблюдаем на практике? На протяжении более чем 20 лет решения 5 членов Совбеза ООН – России, США, Франции, Великобритании, Китая – игнорируются. А между тем в результате Карабахской войны около 1 млн азербайджанских беженцев вынуждены были покинуть свои земли. Представим этих людей: они ждут уже более 20 лет, они уже постарели, но все еще ждут. Сколько еще им придется ждать?! 

Сотников: Совершенно верно, резолюции действительно не выполняются. И проблема беженцев – крайне серьезная проблема. Более чем за 20 лет успело вырасти целое поколение азербайджанских беженцев, которое ждет вполне конкретных решений по их вопросу. Я также понимаю моральное состояние тех беженцев, которые за это время успели состариться - они столько ждали, когда смогут вернуться к своему родному очагу, а в результате – ничего. По факту получается, что политики просто не хотят разрешения этого конфликта. 

Строкань: Кстати, помимо упомянутых четырех резолюций Совбеза ООН была еще одна резолюция, о которой журналисты мало упоминают. Я говорю о резолюции Генассамблеи ООН о положении на оккупированных территориях Азербайджана от марта 2008 года. В отличие от резолюции Совбеза она носит рекомендательный характер, но тем не менее она может служить индикатором настроений. Резолюцию тогда поддержали 39 государств-членов ООН. То есть можно говорить о неких попытках поднять нагорно-карабахскую проблему. 

Напомню, что через некоторое время после обострения нагорно-карабахского конфликта, произошедшего на днях, Азербайджан в одностороннем порядке заявил о прекращении огня. А перед этим президент Алиев сделал заявление: «Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался». Какие выводы можно сделать: ясно, что Азербайджану не нужна война. Но всегда в замороженных конфликтах есть логика тех, кто захватил, тех, кто контролирует и тех, кто хочет эту ситуацию изменить. 

Для решения нагорно-карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ. Что она сделала за все это время с момента своего создания? Ничего. 

Cотников: Вы правы, деятельность МГ ОБСЕ – это абсолютная имитация переговорного процесса. И надо отметить, что азербайджанская сторона выражает острое недовольство работой Минской группы. Что же делать в этом случае? Как вариант – расширить Минскую группу. 

Строкань: Действительно, сегодня много говорят о том, что делать с Минской группой – перезапустить ли ее или распустить, или расширить. Понятно, что Минская группа не работала так, как должна была работать. Вопрос в том, почему так произошло? Возможно, в силу реальной политики, а также в силу лобби. Я думаю, что создавать с нуля какую-то очередную группу для решения конфликта все-таки сложно. Лучше политикам было бы извлечь уроки из гробов, которые мы сейчас увидели, из плачущих родителей, проснуться и понять, что нельзя так затягивать конфликты, а нужно их решать. 

Cотников: Самое важное, что сейчас политики должны сделать – заставить Минскую группу работать. 20 лет замороженного конфликта в Нагорном Карабахе показали, что кроме призывов, слов, отдельных встреч на уровне членов этой Минской группы, ничего реального сделано не было. И это привело к такой ситуации, которую видим сейчас, а именно – к обострению конфликта. Нужно вырабатывать реальные решения и делать это, отталкиваясь от объективной реальности – от принятых резолюций Совбеза. 

Строкань: Я считаю важным затронуть роль Москвы в армяно-азербайджанском конфликте, ведь Москва также является страной-сопредседателем Минской группы. Есть расхожее мнение, что Москва, учитывая свой высокий уровень отношений с Арменией, в нагорно-карабахском конфликте может занять проармянскую позицию. Это, конечно, совершенно не так. Политика Москвы в отношении как Азербайджана и Армении в отдельности, так и в отношении нагорно-карабахского конфликта сбалансирована. Более того, Москва в новых международных условиях настаивает на политическом решении конфликта и на доработке так называемых обновленных Мадридских принципов, в которых очень много темных мест, недочетов. 

Важно отметить и то, каким образом нагорно-карабахский конфликт повлияет на конфигурацию сил в регионе. Понятно, что если в регионе сосредоточен замороженный конфликт, в движение приходят ключевые региональные игроки, а также мировые державы. Сегодня в этом аспекте интересна роль Турции. Сейчас происходит очень много спекуляций вокруг роли Турции, говорят, что чуть ли не Турция способствует разгоранию конфликта. Как это можно объяснить? 

Cотников: Я попытаюсь абстрагироваться от фактора усложнения российско-турецких отношениях. Эрдоган сделал заявление, что он поддерживает Азербайджан, выразил уверенность, что когда-нибудь Нагорный Карабах снова вернется к Азербайджану, это не значит, что Турция каким-то образом подогревает конфликт или участвует в нем материально или военными методами. Нет таких доказательств, потому что этого и нет. Но здесь есть один любопытный момент. Турция, исходя из своего геополитического положения, а она, как мы знаем, является державой и Среднего Востока, и одной из крупнейших держав Кавказского региона, может вступить в альянс Азербайджан-Турция-Грузия. И это создало бы совершенно новые геополитические реалии, в том числе и для Москвы. 

Строкань: Правильно ли я понимаю, что именно эти страны не устраивает статус-кво по Нагорному Карабаху? 

Cотников: Именно так. Потому что и для Грузии существует проблема замороженных конфликтов с Южной Осетией и Абхазией. У Азербайджана – это нагорно-карабахский конфликт. У Турции это проблема Турецкой Республики Северного Кипра, а также серьезная внутренняя ситуация с курдскими сепаратистами, которые хотят создать курдское независимое государство, что становится все более очевидным.

Новости партнеров

Другие новости по теме
Дарт Вейдер в бурке и под кавказскую музыку подарил Михаилу Саакашвили «букет» из шампуров. ВИДЕО
634
Политика
Политика 11.03 1:51
Ильхам Алиев и его супруга встретились в Ватикане с Папой Франциском
Президент Азербайджана Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева в пятницу встретились в Ватикане с главой Католической церкви Папой Франциском.
Политика 06.02 11:53
Сергей Лавров наградил посла Азербайджана в РФ Полада Бюльбюльоглу почетным знаком МИД РФ

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, по случаю 10-летия дипломатической деятельности, наградил в пятницу посла Азербайджана в РФ Полада Бюльбюль-оглы почетным знаком МИД РФ.



Порошенко заявил о передаче Киеву осужденных в России Афанасьева и Солошенко
364
Политика
Политика 06.09 12:56
Глава МВД РФ стал председателем Совета министров внутренних дел стран СНГ
Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев стал председателем Совета министров внутренних дел стран СНГ. Соответствующее решение было принято на заседании совета в Петербурге, сообщает РИА Новости.
Политика 29.06 21:0
Парламент Франции отверг антиазербайджанскую инициативу
На сегодняшнем заседании Комитета по иностранным делам Национальной ассамблеи Франции было обсуждено предложение о создании специального расследовательского комитета по Азербайджану, сообщает европейское бюро портала АПА.
Российский эксперт: США и ЕС действуют согласованно против Азербайджана
936
Политика
Политика 02.05 13:17
Аналитическая программа "Акцент с Сергеем Строканем". Почему Ереван отказывается садиться за стол переговоров
Гостем очередного выпуска аналитической программы «Акцент» на портале «Москва-Баку» стал бывший заместитель министра иностранных дел России, директор Фонда «Центр политических исследований» Андрей Федоров. В новом выпуске передачи автор и ведущий «Акцента» Сергей Строкань и Андрей Федоров обсуждают заявление президента Армении Сержа Саргсяна о приостановке участия Еревана в мирном переговорном процессе по нагорно-карабахскому конфликту, а также возможные последствия данного заявления армянского лидера.
Политика 28.04 16:3
Как Запад планирует не пустить ШОС посредником в Нагорный Карабах
В первых двух статьях на эту тему ("Минская группа ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту вышла в тираж" и "ШОС - новая структура для разрешения нагорно-карабахского конфликта") мы объяснили, почему Минская группа ОБСЕ больше не подходит для решения нагорно-карабахского конфликта и почему единственно реальной альтернативой в этом вопросе является Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС). 
Присоединяйтесь к нам
Последние новости

Присоединяйся к нам в Cоц. сетях
У нас есть группа в Facebook
Присоединяйся и будь в курсе новостей! Присоединяйся
А еще мы есть в: