AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

Азербайджан: огни и люди

Москва-Баку
26.06.2015 12:21
43Сухого_В.В..jpg
Журналистика никогда не была и, надеюсь, никогда не будет кабинетной профессией. Настоящая журналистика – это всегда уход за едва видимый, брезжащий где-то вдали горизонт, вечное открытие чего-то нового, неизведанного. Хождение «за три моря». Думанье в категориях человек – люди – народ – этнос - человечество. Постижение мира через конкретную страну, город, обычаи и традиции. Через жизни и судьбы. Через непостижимую прелесть человеческого общения. И каждый раз - путешествие в неизвестность, как в первый класс. Вдруг раздается звонок редактора. Или кто-то назвал твое имя и к тебе обращается какое-то издание, телепрограмма, сайт. Напиши, выступи на радио, сделай сюжет о … И пошло-поехало. Ты входишь в эту новую-старую воду. Создаешь насыщенный раствор. Вспоминаешь даже то, чего ты никогда не знал, о чем давно и безнадежно забыл. 


Оставаясь до конца русским, я постараюсь всегда помнить, что Азербайджан остается равноправным и дружественным России государством...
У меня с вами, дорогие читатели сайта, сегодня именно такой случай. Что я, человек, работающий в журналистике почти 40 лет, думаю об Азербайджане? О сегодняшнем азербайджанском обществе. С чем или с кем эта страна у меня ассоциируется? Сразу срабатывает школярская привычка любого мало-мальски образованного человека назвать то, что всегда на предательском слуху: нефть, какие-то элементарные сведения о географии и истории, братья Нобель, 26 бакинских комиссаров, фильм «Не бойся, я с тобой!», азербайджанские гвоздики. Сняв верхний слой, начинаешь идти глубже. И понимаешь, что все это намного серьезнее. Что с этой страной, именуемой в туристических справочниках "Страной огней", тебя связывает много-много невидимых нитей.

Вдруг оживают какие-то очень зримые образы и запахи Баку образца 1967 года - именно тогда в группе школьной экскурсии я впервые побывал в столице советского Азербайджана. Потом – Муслим, Муслим и Муслим! Старший брат повесил на стене нашей совместной с ним комнаты фото Муслима Магомаева в красной рубахе. Наша с ним любовь к Муслиму была сильной и безраздельной. И вот настал день, когда мы поехали в областной Днепропетровск на концерт Муслима Магомаева. Концертный зал был набит битком. Два с лишним часа пролетели как двадцать минут. Когда Муслим садился в выделенную ему обкомом престижную «Чайку», неистовая и влюбленная толпа поклонников, не желая отпускать кумира, подняла автомобиль вместе с Муслимом и понесла в сторону гостиницы… Моя любовь к Муслиму с годами только крепла и никогда не проходила… Она осталась во мне и после того, как 28 октября 2008-го в зале Чайковского я положил к его гробу охапку красных гвоздик.

Я дружил со многими азербайджанцами, работая корреспондентом в Нью-Йорке. В Вашингтоне, будучи заведующим бюро Первого телеканала в США, я часто бывал в утопающем в зелени уютном особняке на 34-й Стрит, где находится посольство Азербайджана. А в ходе ежегодных сессий Генеральной Ассамблеи ООН не раз и не два беседовал с членами азербайджанской делегации и брал официальные интервью у ее руководителей.

О большой семье Алиевых – особый разговор. Гейдар Алиев, тогда член Политбюро ЦК КПСС, присутствовал на Секретариате, когда в феврале 1986-го меня утверждали на номенклатурную должность собственного корреспондента газеты «Правда» в Соединенных Штатах Америки. (Помню, что кто-то из старцев, не приходя в окончательное сознание, спросил у меня: «Владимир Васильевич, а вы не падки к соблазнам американского общества потребления и не склонны к стяжательству?») Подпись Гейдара Алиева стояла под документами, открывшими мне дорогу к корреспондентской работе в Америке. Нынешний президент Азербайджана, сын Гейдара Алиева Ильхам поступил в МГИМО в 1977 году, а я в 1979 году МГИМО уже закончил. О своей Alma Mater Ильхам Алиев не забывает: он был среди инициаторов проведения в Баку в апреле 2013 года I Всемирного форума выпускников МГИМО.

В декабре 2006 года состоялся официальный визит в США руководителя рабочей группы по азербайджано-американским межпарламентским связям, президента Фонда Гейдара Алиева, первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой. Мне довелось освещать этот визит для журнала «Америка». Меня тогда приятно поразило, как просто и одновременно с каким достоинством держалась Мехрибан ханум Алиева. На встречах с тогдашней первой леди США Лаурой Буш, сенаторами и конгрессменами, представителями Госдепа и образовательных центров Вашингтона, деловыми людьми, студентами, американскими и азербайджанскими деятелями искусств - везде Мехрибан Алиева была естественной, непринужденной, источающей улыбки и доброжелательность. В честь первой леди Азербайджана Американо-азербайджанская торговая палата устроила прием в престижном аудиториуме «Эндрю Мелон», в ходе которого Мехрибан Алиевой была вручена премия Торговой палаты «Посол Доброй воли 2006 года».

Несмотря на напряженный график визита, Мехрибан Алиева нашла время, чтобы посетить находящийся в соседнем с американской столицей штате Мэриленд военно-медицинский центр Уолтера Рида и Вашингтонский ткацкий музей. При любой малейшей возможности Мехрибан Алиева говорила о необходимости претворения в жизнь различных проектов по популяризации в Соединенных Штатах богатого культурного наследия азербайджанского народа. По ее мнению, эти проекты можно реализовать путем проведения выставок, концертов, дней Азербайджана в Америке. В день завершения визита Мехрибан Алиевой в США одна из американских газет написала: «В нашем сложном и противоречивом мире трудно быть женщиной. Красивой женщиной быть во сто крат труднее. А красивой и умной, по мнению абсолютного большинства, быть практически невозможно. Но бывают в жизни исключения. Особенно приятно, когда речь идет о первой леди страны»

…Говорят, что Азербайджан и его столицу можно до конца почувствовать только ночью: три бакинских Башни Огня, переливающиеся светящимися цветами национального флага; в прибрежном шельфе мириадами лампочек мерцают плавучие нефтяные платформы; нефть и газ до сих пор все еще выходят на поверхность земли и нередко возгораются; и даже придорожные столбы полыхают ярким светом. Облик столицы Азербайджана – как цитирование Дубаи, Абу-Даби, Куала-Лумпура и Сингапура. Чего стоит один только футуристический Центр Гейдара Алиева, построенный по проекту британской архитектурной дивы Захи Хадид. От бакинских гидов можно услышать легенду, будто на столь необычную форму сооружения архитектора вдохновила рукописная подпись Гейдара Алиева. Думаю, что все это – дань красивой истории. Если и говорить о подписи, то на ладонях причудливого бакинского ландшафта ее тогда уж оставил один из самых именитых (и дорогих!) зодчих современности - Захи Хадид. И это – одно из ее лучших творений. Поэтому можно с уверенностью говорить, что в Баку Захи Хадид удалось расписаться так, как ей этого хотелось, как могла только она…

Во всем здании Центра Гейдара Алиева нет ни одной прямой линии – он лишен самых коротких соединений между двумя точками и выкрашен в лебедино-белый цвет. В этом есть большая символика. Так и нынешний Азербайджан не ищет только прямых дорог и самых простых решений в лабиринтных хитросплетениях сегодняшнего мира, а белоснежные тона – не что иное, как светлое будущее. Азербайджан как светское государство может и должен играть важную роль моста между Западом и Исламским миром. На этом пути его подстерегают многие преграды, но дорогу, как известно, осилит идущий.

О том, по каким многотрудным дорогам идет сегодняшний Азербайджан, о его политике и экономике, его огнях, его людях, его культуре и музыке, карабахских скакунах, ковроткачестве и многом-многом другом я собираюсь писать в своих колонках для читателей этого сайта. И еще: оставаясь до конца русским, я постараюсь всегда помнить, что Азербайджан остается равноправным и дружественным России государством. Страной, в которой живет много русскоязычных людей, где много русских школ и где слово «русский» не звучит ругательно. Это заслуживает огромного уважения.