AZN = 39.05 RUB
USD = 66.25 RUB
EUR = 78.08 RUB
BRENT = 81.43 USD

Эксперт: Баку не собирается "сильно стучаться в дверь ЕС"

Эксперт: Баку не собирается "сильно стучаться в дверь ЕС"

Сергей Александров    "Москва-Баку"
20.06.2017 01:11
/upload/iblock/fd5/fd536d419daae98e7f2dda50aa0597be.jpg


Эта неделя в Баку прошла под знаком сотрудничества Азербайджана с Евросоюзом. 13-14 июня здесь состоялся второй раунд переговоров по согласованию нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое должно стать новой юридической базой во взаимоотношениях Баку и Брюсселя, а 16 июня столицу Азербайджана посетил комиссар Евросоюза по европейской политике соседства Йоханнес Хан.

Ход переговоров

О той значимости, которую придают в Баку сотрудничеству с Евросоюзом говорит хотя бы тот факт, что делегация под руководством Йоханнеса Хана была принята в пятницу президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. На встрече стороны провели обмен мнениями по вопросам облегчения визового режима, текущего состояния сотрудничества в энергетике и транспорте.

/upload/iblock/79f/79f79c3bb281e97811b2babacf4fb89e.jpg


Как заявил в ходе переговоров Ильхам Алиев, Баку готов к реализации мер для расширения и углубления сотрудничества с ЕС. "Азербайджан является надежным партнером Евросоюза, и отношения между нами носят стратегический характер", — подчеркнул он, выразив уверенность, что двустороннее сотрудничество будет и впредь продолжаться в условиях стабильности и безопасности.

В свою очередь, Йоханнес Хан отметил: "Дальнейшее развитие двусторонних связей служит нашим взаимным интересам. Евросоюз заинтересован в обеспечении стабильности в соседних государствах, и Азербайджан с этой точки зрения играет важную роль в регионе и более широком пространстве".

Важно отметить позицию Евросоюза по нагорно-карабахской проблеме: Брюссель давно определился, избрав не лучшую для Азербайджана политику. В столице ЕС, с одной стороны, апеллируют к Минской группе ОБСЕ, а с другой, к сожалению, — в упор не желают видеть агрессию Армении против Азербайджана...
В тот же день, 16 июня, переговоры с делегацией ЕС провел министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Стороны отметили, что второй раунд переговоров по соглашению Азербайджан-Европейский союз, состоявшийся в Баку 13-14 июня, где обсуждались в основном политические и торговые вопросы, прошел в целом успешно. В этой связи сторонами была выражена надежда на то, что работа над проектом документа может быть завершена еще до осеннего саммита стран Восточного партнерства. Также было отмечено, что следующий этап переговоров по проекту соглашения будет проведен в июле.

Правда, судя по всему, Азербайджан хотя и заинтересован в скорейшем и успешном завершении данных переговоров, но особенно спешить с этим не будет, поскольку считает, что все надо хорошо взвесить и продумать. Принимать скоропалительных и невыгодных для себя решений Баку явно не намерен.

Как заявил ранее замминистра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев, выступающий главным переговорщиком со стороны Баку с ЕС, "переговоры по новому соглашению нелегкие", поэтому "нужно запастись терпением". "Не думаю, что получится завершить переговоры по новому соглашению до саммита Восточного партнерства, который пройдет в Брюсселе в ноябре этого года, — сказал Мамедгулиев. — Но дело не во времени, а в качестве нового соглашения и стратегического сотрудничества сторон".

Кстати, здесь важно подчеркнуть, что Азербайджан стал первой страной-партнером Евросоюза, выступившей с проектом нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Раньше ЕС, как правило, сам выступал инициатором подписания новых документов со странами-партнерами.

Грани сотрудничества


Отмечу, вышеупомянутый Йоханнес Хан прибыл в Баку не с пустыми руками, а с новым предложением. ЕС планирует предложить Азербайджану подключиться к новой программе EU4Business ("ЕС для бизнеса"). Предполагается, что многие инициативы по развитию экономического сотрудничества между Азербайджаном и Евросоюзом планируется перевести как раз под зонтик этой амбициозной программы. В частности, сюда будут причислены такие аспекты, как улучшение бизнес-климата, поддержка малых и средних предприятий и др. Но это — перспектива.

Сегодня же, подчеркну, Евросоюз уже является крупнейшим торговым партнером Азербайджана, охватывая порядка 50% азербайджанской торговли, а также крупнейшим инвестором — на долю ЕС приходится 46% иностранных инвестиций, что составляет 20 млрд евро. Страны

Евросоюза инвестировали в ненефтяной сектор экономики Азербайджана 3 млрд долларов, что составляет 35% от общего объема инвестиций в данный сектор. В настоящее время в стране действует свыше 1300 европейских компаний.

Среди тех сфер, которые представляют большой интерес для европейских инвесторов в Азербайджане, помимо энергетики, можно назвать транспортные коридоры, энергоэффективность, сельское хозяйство, информационные технологии, охрана окружающей среды, туризм, здравоохранение, а также человеческий потенциал, в частности, новые возможности для молодежи.

Безусловно, Евросоюз по-прежнему крайне заинтересован в сотрудничестве с Азербайджаном в энергетической сфере. Не случайно же Йоханнес Хан отметил, что предложенный Баку Южный газовый коридор — стратегический проект для Евросоюза. По его словам, "наряду с тем, что этот проект даст возможность диверсифицировать наши источники обеспечения, он позволит нам улучшить энергобезопасность".

Этот проект важен для обеих сторон — и для Евросоюза, и для Азербайджана. Выгоден он и для вовлеченных компаний. Проект уникален тем, что вовлекает как страны-члены ЕС (Италия, Греция), страны-кандидаты на вступление (Турция, Албания), так и страны-партнеры (Азербайджан).

Упрощение визового режима

Замечу, что соглашение об упрощении визового режима между ЕС и Азербайджаном вот уже несколько лет находится в силе, и создает хороший прецедент для нового этапа переговоров по данному вопросу.

Но в этом вопросе есть ряд нюансов, поэтому предоставление безвизового режима предваряют определенные процедуры. С одной стороны следует учитывать, что Азербайджан находится в очень сложной географии. И к каждой стране-соседу должен быть свой подход. С другой стороны официальный Баку ведет очень рациональную и взвешенную политику, балансируя между геополитическими гигантами. И пока это, как видим, удается ему весьма неплохо.

Необходимо помнить и то, что для того, чтобы получить безвизовый режим, нужно как минимум стремиться в Европу. А такого желания Азербайджан пока особо не проявляет, так как он позиционирует себя как нейтральное государство и проводит политику равноудаленности от главных силовых центров.

В этой связи, возьмусь предположить, что достижение безвизового режима между Азербайджаном и ЕС зависит в первую очередь от самих граждан страны. И если азербайджанцы захотят, то они смогут этого достичь. Представляется, что Брюссель и Баку этому не будут препятствовать.

Однако в нынешней ситуации такое вряд ли возможно. Особенно с учетом того, что у Баку добрососедские отношения с Москвой и даже обсуждаются разные формы сотрудничества с ЕАЭС. А рисковать дружественными отношениями с Россией руководство Азербайджана вряд ли захочет. Тем более, что многие азербайджанцы и так свободно ездят, пусть и с визами, во многие страны Евросоюза.

ЕС и Нагорный Карабах


Важно отметить позицию Евросоюза по нагорно-карабахской проблеме: Брюссель давно определился, избрав не лучшую для Азербайджана политику. В столице ЕС, с одной стороны, апеллируют к Минской группе ОБСЕ, а с другой, к сожалению, — в упор не желают видеть агрессию Армении против Азербайджана.

Факт оккупации Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов Азербайджана соседней Арменией является весьма значимой и в то же время болезненной проблемой для Азербайджана, решить которую Баку пытается посредством диалога, на который не очень охотно идет Ереван.

Здесь следует отметить наличие большого числа резолюций и заявлений, принятых Евросоюзом и другими организациями, включая ООН, из которых следует, что все они выступают в поддержку территориальной целостности всех стран в мире, включая и Азербайджан. Однако не трудно предположить, что Баку хотел бы более активного участия Евросоюза в решении проблемы Нагорного Карабаха.

Не случайно ведь на упомянутых выше переговорах в пятницу Мамедъярова и Хана глава МИД Азербайджана заявил, что нагорно-карабахский конфликт является основной угрозой для региона. Он также отметил, что присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана и политика Армении по сохранению основанного на оккупации статус-кво препятствуют достижению прогресса в урегулировании ситуации.

Исходя из этого, Мамедъяров подчеркнул важность единого подхода ЕС к затянувшимся конфликтам на основе принципов уважения территориальной целостности и суверенитета государств так же, как это отражено в Глобальной стратегии Евросоюза по внешней политике и политике безопасности.

Баку — надежный и равноправный партнер Евросоюза


Нынешние взаимоотношения Баку и Брюсселя позволяют сделать вывод, что Азербайджан придерживается прагматического взгляда на вещи и не ожидает чудес от этого сотрудничества. Абсолютно ясно: Баку обращается к Евросоюзу как к надежному партнеру в самых разных областях — в энергетической сфере, сферах безопасности, управления миграцией и т.д. Судя по всему, такой политики в отношении ЕС Азербайджан будет придерживаться и дальше.

Необходимо подчеркнуть, что поспешность в сближении с Европой Азербайджан также считает излишней. В этих отношениях не должно быть случайностей — все должно быть всесторонне рассмотрено и взвешено, чтобы не ущемлять интересы какой-либо из сторон.

Не будет преувеличением сказать, что Баку никогда не скрывал, что не испытывает особых иллюзий по поводу перспектив развития отношений с Брюсселем, в частности, в вопросе стать полноправным членом Евросоюза, как это делают в некоторых других столицах стран "Восточного партнерства", к примеру в Киеве или Тбилиси. Да, откровенно говоря, и ЕС никогда особо не выказывал такого желания.

В этих условиях, когда никто не собирается "сильно стучаться в дверь ЕС", и никто не собирается эту дверь открывать, отношения Баку и Брюсселя должны строиться на равнопартнерской основе, максимально учитывающей интересы сторон.

Видимо, азербайджанская сторона рассчитывает именно на такие отношения, предлагая Евросоюзу стать ее долгосрочным партнером по энергетическим, транспортным, инвестиционным проектам, а также по сотрудничеству в сфере региональной безопасности и совместной борьбы с терроризмом. Судя по всему, в Брюсселе с такой постановкой вопроса вполне согласны.