AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

Эксперт: Споры вокруг Конвенции по Каспию утихли - будет ли подписание...

Сергей Александров, обозреватель "Москва-Баку"
25.04.2017 18:57


Конвенция о правовом статусе Каспийского моря практически готова к подписанию. Об этом сообщил спецпредставитель президента России по вопросам делимитации и демаркации границ России со странами СНГ, посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Братчиков в ходе недавно состоявшегося в Москве международного экономического форума "Каспийский диалог — 2017".

В работе данного форума, проходившего в МГИМО, приняли участие руководители подразделений и эксперты ЕврАзЭС, министерств энергетики, министерств природных ресурсов и экологии, министерств нефти, министерств туризма, дипломатических представительств, научных учреждений, компаний и СМИ Азербайджана, Ирана, Казахстана, Малайзии, Франции, КНР, Нидерландов, молодежных организаций и предпринимателей Туркменистана и ряда других стран.

По словам Братчикова, "на сегодняшний день Конвенция почти готова, абсолютное большинство положений согласовано, причем эти положения гармонично балансируют потребности всех пяти сторон, не ущемляют национальные интересы ни одной из стран. Проблем становится меньше, осталось всего буквально одна-две, мы действительно вышли на финишную прямую и имеем хорошие шансы предложить нашим лидерам этот документ в обозримом будущем к подписанию".

Ситуация на сегодня

Что ж, похоже, что многолетняя работа по выработке международной Конвенции о правовом статусе Каспия близится к концу. Предполагалось, что еще в июле прошлого года на встрече в Астане глав МИД "прикаспийской пятерки" — Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана — удастся согласовать все спорные вопросы. Однако тогда договориться стороны не смогли.

Здесь уместно напомнить, что договориться об использовании природных ресурсов Каспия стороны не могут со уже со времен распада Советского Союза. Исключение составляют лишь соглашения о ширине национальных зон и моратории на вылов осетровых рыб.

Но вот 6 марта текущего года глава МИД России Сергей Лавров по итогам переговоров с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым заявил, что рассчитывает на завершение работы над Конвенцией на следующей встрече министров иностранных дел прикаспийских стран.

Но не главы МИД, замечу, будут подписывать итоговый документ по Каспию, а президенты пяти прикаспийских государств. Вот только когда — пока не совсем ясно. Первоначально предполагалось, что в Астане в 2017 году. Однако некоторые детали Конвенции до сих пор еще не согласованы. Правда, утверждения вышеупомянутого Игоря Братчикова вселяют некоторую надежду на согласование в скором времени всех спорных вопросов. Но не выдает ли он желаемое за действительное?..

Выгоды Конвенции по Каспию

Хочу подчеркнуть, что Каспий — это не только то место, где переплетаются геополитические и военно-политические интересы региональных держав, но это в первую очередь хаб, где сходятся трансконтинентальные маршруты Великого Шелкового пути, соединяющего Восток и Запад. А это в свою очередь сулит существенные экономические выгоды для всех прикаспийских государств, в частности, будет способствовать росту иностранных инвестиций в их экономики.

Добавлю, на прошлом саммите президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил внести в проект Конвенции вопрос о придании Прикаспийскому региону статуса свободной экономической зоны, а также создать региональный центр, который бы координировал приграничное сотрудничество.

Кстати, сейчас ряд богатых месторождений здесь не разрабатывается как раз из-за спорных территорий. Если страны все же договорятся, то по подсчетам специалистов, запасов углеводородов, а они оцениваются в 20 млрд тонн, должно хватить всем.

Перспективы подписания итогового документа

Геополитическая ситуация показывает, что Конвенция по Каспию очень нужна. В последнее время наблюдается увеличение товаропотоков из Турции и Украины через каспийские порты, запуск российских ракет в прошлом году с акватории Каспия по территории Сирии. Остается нерешенным конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. Все это подталкивает стороны, как можно скорее согласовать Конвенцию и принять ее, чтобы в Прикаспии стало меньше неразрешенных проблем, а значит и снизилась напряженность в регионе в целом.

Вот только политическая ситуация в мире сегодня не очень способствует подписанию итогового документа по Каспию. Основной вопрос сегодня, который стоит перед переговорщиками и экспертами: удастся ли странам к вышеуказанному саммиту в Астане окончательно разрешить противоречия и принять долгожданную Конвенцию о статусе моря? А именно — сумеют ли стороны, к примеру, уговорить Иран согласиться с принципом раздела дна моря по серединной модифицированной линии.

Шансов, к сожалению, на завершение многолетнего переговорного марафона не так много. С одной стороны, Иран, выступающий против принципа серединной модифицированной линии, пока остается на своих позициях, и нет никаких сигналов о возможном изменении ею подходов к переговорам по статусу моря. Более того, в Иране 19 мая пройдут президентские выборы, и пройдут они не в самых благоприятных для президента Хасана Роухани условиях.

При таком, самом негативном для Ирана и региона, сценарии существует вероятность, что вместо ожидаемой благоприятной международной обстановки для переговоров в преддверии следующего Каспийского саммита они будут проходить в условиях серьезного обострения отношений Ирана с западными странами. А вместо всем знакомого прагматичного и спокойного Роухани может появиться неожиданный и не самый договороспособный иранский политик.

Но затруднения переговорного процесса о международно-правовом статусе Каспия связаны не только с Ираном. Туркменистан, например, придерживается особой позиции по возможности прокладки транскаспийских трубопроводных проектов. Официальный Ашхабад настаивает, что реализация таких проектов может осуществляться без согласования со всей "пятеркой". У России и Ирана позиция другая: ввиду замкнутости моря, уязвимости ее экологии любые трансграничные инфраструктурные проекты должны быть согласованы всеми игроками. Остаются неурегулированными и споры между Азербайджаном и Туркменистаном о пограничном нефтяном месторождении "Сердар-Кяпаз".

Таким образом, с учетом всех существующих факторов можно прогнозировать, что подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 2017 году станет настоящим прорывом. Оптимальным же сценарием станет подготовка нескольких отраслевых соглашений, например, по активизации экономического сотрудничества с учетом завершения работ по строительству железной дороги Иран–Азербайджан–Россия в рамках проекта "Север-Юг", а также принятие декларации или политического заявления с фиксацией достигнутых договоренностей, которые затем станут частью итоговой конвенции.

В любом случае дипломатам и экспертам стран "прикаспийской пятерки" еще предстоит напряженная работа над согласованием всех нюансов Конвенции по Каспию, чтобы ее подписание все же состоялось в 2017 году.