AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

Эксперты: Что подтолкнуло Эрдогана извиниться за сбитый российский Су-24

Надана Фридрихсон, "Москва-Баку"
28.06.2016 17:36


Как известно, президент Турции Реджеп Эрдоган направил российскому коллеге Владимиру Путину письмо, в котором принес извинения за сбитый Су-24 в ноябре 2015 года.

«Глава турецкого государства в послании выразил свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и сказал: «Извините», - отметил в комментариях пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Что подтолкнуло Эрдогана к таким действиям, тем более, что на протяжении 7 месяцев после инцидента с российским самолетом, турецкий лидер заявлял, что ему не за что извиняться и более того, если и ставить вопрос об извинениях, то первой это должна сделать Россия.

Комментируя ситуацию, корреспондент ИА Джихан Яшар Ниязбаев отмечает, что Эрдоган хотел добиться примирения с Россией, но не не говорил тех слов, которые от него ждали. «Слово «извините» - это цитата по Кремлю, очень хотелось бы в первую очередь увидеть оригинал письма Эрдогана. Потому что слова которые он использовал могут стоить серьезных политических очков внутри страны», отметил Ниязбаев.

Собеседник также отмечает, что пока оригинала письма никто не видел. «Турецкие эксперты утверждают, что он выразил сочувствие - "üzüntü". Я полагаю, что там был использован более мягкий вариант», подчеркнул Яшар Ниязбаев.

Говоря о причинах такого решения, Ниязбаев напоминает о готовящейся встрече Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в Сочи, где должен принять участие глава МИД Турции, «которому, по-видимому, президент Турции даст карт-бланш на общение по этой теме от его имени. Это некий шанс для Турции сделать серьезный шаг для нормализации отношений. Главный шаг - "извинения" сделан».

При этом эксперт отмечает ухудшение ситуации и вокруг Турции: 

«Непростое положение на границах, ухудшилась внутриполитическая ситуация, экономическая. Тут можно сказать. что особенно эффективными оказались санкции России. Турция сбивая российский самолет не продумывала этот момент».

Ниязбаев уверен, что такой шаг Эрдогана не останется незамеченным для турецкого общества. Более того, может возыметь негативные последствия:

«Определенная часть электората Эрдогана может разочароваться в таких действиях турецкого президента. Часть его электората – это сторонники националистических взглядов, любители высокопарных слов, и подобный шаг может удивить их. Ведь последние месяцы их то и дело пичкали громкими смелыми высказывания, повышали чувства собственного достоинства. А тут вдруг "извинились". Интерпретация извинений в глазах электората может быть очень широкой».

Ниязбаев отмечает, что в блогах уже начинается волна недовольства, но она разрастется. «Сторонники Эрдогана, по-моему, будут скромно молчать, а вот противники будут злорадствовать. Это неизбежно».

В свою очередь Руководитель Центра информационных инициатив Фуад Аббасов также отмечает, что не видел пока оригинала письма на турецком языке, «везде источник Кремль. Даже турецкие сайты дают новость со ссылкой на Кремль. Но дыма без огня не бывает. Письмо есть, раз Дмитрий Песков говорит об этом». При этом он отмечает, что по его мнению, извинения были принесены поздно.

Среди причин, которые могли побудить Эрдогана пойти на этот шаг, Аббасов выделяет несколько возможных. Одна из них это нормализация отношений между Турцией и Израилем.

Израиль и Турция договорились об урегулировании отношений после произошедшего 6 лет кризиса, вызванного убийством десяти турецких активистов на направлявшемся в сектор Газа судне израильскими войсками. По итогам заключенного в воскресенья соглашения Израиль должен будет выплатить Турции 20 млн долларов компенсации.

«После извинений со стороны Нетаньяху, Эрдоган понял, что и ему надо извиниться перед Россией для дальнейшего сотрудничества и для сближения двух стран» - уверен эксперт.

Аббасов также обращает внимание на решение Великобритании выйти из состава Европейского Союза:

«Это обстоятельство могло сыграть свою роль, но не думаю, что решение Эрдогана было связано напрямую именно с этим. Кэмерон и ЕС – для внешней политики Турции имеют большое значение, но между Россией и Турцией европейский фактор не играет решающей роли. Это может быть косвенным моментом и на дальнюю перспективу.

Думаю, после последних событий с признанием т.н. геноцида армян в 1915 году немецким Бундестагом и ввиду ситуации с беженцами в Турции, и с неполучением денежной компенсации, Турция на этом фоне готова отвернуться от членства в ЕС, и наоборот сблизиться с Россией и строить Евразийский Союз или сотрудничать в рамках ШОС, или в рамках других организаций, чтобы сделать противовес ЕС и западному блоку в целом.

Думаю, что на уровне ведомств или спецслужб это заранее обговорили и извинения это всего лишь начало большой политики, которую мы увидим в ближайшие годы».

При этом в Аббасов не считает, что экономическая ситуация в Турции настолько критична, чтобы быть локомотивом этих процессов:

«Экономическая ситуация не настолько плоха для того, чтобы Эрдоган пошел на такой шаг. Экономическую составляющую не считаю главной составляющей»

Что касается общественной реакции, Аббасов согласен, что националистически настроенная часть электората отвернется от Эрдогана:

«Прежде чем извиниться, последствия были взвешены. Но да, возможно, что часть сторонников он потеряет, особенно среди националистически настроенных граждан. Потому что он неоднократно говорил, что Турция не должна себя чувствовать на скамье подсудимых. И извиняться надо России, а не Турции. Это были его слова, и они поддерживались основной частью турецкого населения».

Аббасов полагает, что Эрдоган брал в расчет, что часть его сторонников отвернется от него, но это не будет подавляющее большинство.

«Люди поняли, что плохие отношения с Россией негативно сказываются на Турции. Думаю, что большая часть населения будет его поддерживать. И если оставить эмоции,
для государственной политики извинения на уровне одного лица – это допустимо» - резюмировал Аббасов.