AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Эксперты: Позиция Азербайджана по Карабаху основана на международном праве

/upload/iblock/a64/a643f9461c30147abde61f267bf4ee71.jpg

На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев, впервые с момента прихода к власти в Армении Никола Пашиняна, сделал принципиальное заявления по поводу нагорно-карабахского урегулирования, сказав, что «не намерен вести переговоры с сепаратистами», имея ввиду лидеров самопровозглашенного образования на оккупированных азербайджанских территориях. При этом азербайджанский лидер констатировал, что официальному Еревану об этой позиции прекрасно известно.

По словам господина Алиева, противоречивые заявления новой власти Армении вызывают недоумение, они не поддаются логике. «Власти Армении говорят, что Азербайджан должен вести переговоры не с Ереваном, а с сепаратистским режимом Нагорного Карабаха, хотя им прекрасно известно, что ни Азербайджан, ни посредники не примут этого. В то же время, спустя некоторое время после этих заявлений, проводится встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Мы понимаем, что новому правительству нужно время, чтобы набраться опыта в международных отношениях. Однако звучащие заявления наносят новые удары по мирному процессу», - отметил глава Азербайджана.

Следует сказать, что ранее со стороны главы азербайджанского государств звучали заявления, в которых выражалась надежда на то, что новые власти не повторят ошибок прежнего режима, что будет найден здравый и конструктивный в подход в карабахском урегулировании.

Однако, как только Пашинян занял кресло руководителя Армении, главным месседжем новых армянских властей стало то, что к переговорному процессу по нагорно-карабахскому урегулированию должен быть привлечен сепаратистский Нагорный Карабах и что за ним и должно остаться решающее слово.

Ранее, неоднократно комментируя ситуацию такого рода заявлений со стороны Еревана, Азербайджанский МИД четко выразил позицию Баку: «Участниками переговорного процесса по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту являются только Азербайджан и Армения, а заинтересованные стороны - азербайджанская и армянская общины Нагорно-Карабахского региона Азербайджана, как это и было зафиксировано в 1992 году на Хельсинкском заседании министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ. Именно Армения, нарушив статью 2(4) Устава ООН и использовав силу, оккупировала территорию Азербайджана, что делает Армению стороной конфликта. Присутствие ВС Армении на суверенной территории Азербайджана еще раз подтверждает это».

На этом фоне на днях в связи с 43-й годовщиной подписания Хельсинкского Заключительного акта МИД Азербайджана призвал все страны-члены ОБСЕ потребовать от Армении выполнения всех обязательств по данному документу, а также еще раз подчеркнул, что Армения стремится исказить принцип самоопределения народов.

«Для того, чтобы как-то замаскировать свои незаконные действия, а именно: применение силы и угрозы силой против территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, попытки аннексии оккупированных территорий Азербайджана и насильственное изгнание азербайджанского гражданского населения с их родных земель, Армения во что бы то ни стало пытается исказить принципы равноправия и самоопределения народов, закреплённые в Хельсинкском Заключительном акте», - говорится в заявлении азербайджанского внешнеполитического ведомства.

Портал «Москва – Баку» попросил прокомментировать заявление азербайджанского лидера ведущих экспертов по проблематике Южного Кавказа.

gulnara_mammadzade_220416.jpgЗаместитель директора Международного экспертного совета Baku Network Гюльнара Мамедзаде:

«Президент Азербайджана Ильхам Алиев никогда не выступает с какими-то преждевременными заявлениями. Что касается формата переговоров, настойчиво предлагаемого новым Ереваном, с тем, чтобы к переговорному процессу были подключены представители сепаратистского режима Нагорного Карабаха, то очевидно, что Пашинян периодически озвучивает этот тезис с целью дезавуировать и еще больше затянуть переговорный процесс по нагорно-карабахскому урегулированию.

В Армении происходит трансформация не только внутриполитических реалий, но и внешнего кураторства. При этот внешнеполитические цели новых кураторов Армении еще не просматриваются, идет их формирование. Поэтому мы можем ждать самых неожиданных развязок в карабахском процессе. В любом случае очевидно, что внутриполитическая ситуация в Армении меняется. И Азербайджан находится в ожидании, как будут развиваться процессы в Армении. Внутриполитическое поле Армении фактически зачищается от тех политиков, которые были ориентированы на российский вектор. С другой стороны, мы можем видеть и плюс – уходит «карабахский клан», который держался на карабахской войне и процессах вокруг нее.

Одна из причин, почему Пашинян вносит новые акценты в условия переговорного процесса по нагорно-карабахскому конфликту, это стремление нанести имиджевый удар по посредническим усилиям России. Существует и такая версия, что посредством Армении сегодня третьи силы хотя внести деструктивные разломы в интеграционные проекты России, это касается ОДКБ и ЕАЭС.

Не стоит исключать и иранский фактор. Вполне возможно, что внешнеполитические кураторы нового Еревана заинтересованы в использовании Армении в качестве антииранского плацдарма. Поэтому сегодня стоит внимательно следить за тем, как будут развиваться процессы в регионе и делать соответствующие выводы. Вопрос в том, как внешнеполитические кураторы Армении захотят повернуть ситуацию.

В любом случае без согласия Баку привлечь за стол переговоров представителей действующего сепаратистского режима самопровозглашенного Нагорного Карабаха невозможно. А Баку на этот шаг своего согласия никогда не даст, и в Ереване это прекрасно понимают. «Армения захватила Нагорный Карабах и 7 районов вокруг него, что зафиксировано в резолюциях СБ ООН, и это Армения ведет войну с Азербайджаном. Баку уже ведет переговоры с Ереваном, как стороной конфликта, зачем подключать еще ереванских ставленников, представляющих Нагорный Карабах?

Баку ранее заявлял, что если речь идет о привлечении за стол переговоров Карабаха, то в этом случае должны быть представлены две общины Нагорно-Карабахского региона Азербайджана – азербайджанская и армянская, как заинтересованные стороны. Сегодня Армения настаивает на привлечении исключительно армянской общины, так какие переговоры тогда возможны… Действующий сепаратистский режим Нагорного Карабаха не может быть признан и не является стороной переговоров, потому что процессы в оккупированном Нагорном Карабахе находятся под контролем Армении, а армянское население самопровозглашенного Нагорного Карабаха – заложники захватнических планов прежнего руководства Республики Армения. И потом, такой формат ломает весь устоявшийся порядок переговорного процесса, наработанный за все эти годы.

В перспективе, если Армения пойдет по пути поэтапного урегулирования конфликта, пойдет на деоккупацию азербайджанских территорий, когда на эти территории вернутся азербайджанцы, которые ранее были изгнаны из НК, то Азербайджан будет вести разговор со всеми своими гражданами с целью решениях всех тех задач, которые стоят перед этим регионом, в том числе экономического характера и вопросов безопасности.

На данном этапе это невозможно. Сегодня Армения пытается повернуть процесс вспять. Какие цели преследует новое политическое руководство Армении? Думаю, со временем многое станет понятно.

Очевидно, что новые власти Армении элементарно не готовы к тому, чтобы конструктивно и на соответствующем уровне вести переговоры с азербайджанской стороной. Нужно учитывать также внутриполитические процессы в Армении: Пашинян не настолько укрепил свои позиции, чтобы делать какие-то судьбоносные заявления, и не сформировался как политик, чтобы вступить в переговоры с таким уже опытным государственным деятелем, как Ильхам Алиев. То есть, существует целый ряд нюансов. Но один из главных критериев противоречивых действий новой власти Армении заключается в том, что эта страна переживает некий переходный этап, связанный со сменой внешних кураторов. С этой целью переговорный процесс затягивается.

Пока Пашинян не укрепил свои позиции на внутреннем поле в Армении, он в том или ином ура-патриотическом ракурсе будет использовать карабахскую тему с той целью, чтобы получать дополнительную поддержку внутренней аудитории. Тема Карабаха была и остается вспомогательным ресурсом для политиков в республике».

Также, комментируя заявление МИД Азербайджана об искажении Арменией принципа самоопределение народа в рамках Хельсинкского Заключительного акта, Гюльнара Мамедзаде обращает внимание на то, что существует давно сложившаяся международно-правовая база. «Армянское государство уже самоопределилось в рамках Республики Армения. Или у Армении есть бесконечное право самоопределяться везде, где компактно проживает армянское население? А что, если армянское население захочет самоопределиться через 50-100 лет, например, где-нибудь в Ставропольском или Краснодарском крае России? Просто скажет, что в Краснодарском крае какая-то территория исконно армянская».

31fe9d30dba0bdc887ebc40d4f5221da.jpgНезависимый эксперт Дмитрий Верхотуров:

«Заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что Баку никогда не будет вести переговоры с сепаратистами, является окончательным расставанием с той моделью, которую долгие годы толкала армянская дипломатия – вести переговоры в тройственном составе: Азербайджан, Армения и сепаратисты так называемой НКР.

Эта идея изначально была мертворожденной, потому что Азербайджан на это никогда бы не согласился. Если Армения будет уже серьезно на практике продвигать идею привлечения сепаратистов, дипломатический процесс по Карабаху закончится. Если переговоров не будет – то значит дальше только тупик. Дальнейшие шаги предполагают движение к силовому разрешению этой проблемы.

Азербайджан долгие годы надеялся на то, что Армения уговорит сепаратистов Нагорного Карабаха на сдачу, но эти надежды не оправдались. Армения привлечением к переговорам Карабаха стремится поставить две силы против одной. Если Азербайджан не рассматривает сепаратистов стороной конфликта, если изначально стоит вопрос о том, что они должны убраться с оккупированных территорий – и это главный тезис, тогда о чем с ними вести переговоры?»

Вместе с тем, как считает Верхотуров, Пашинян хочет отмежеваться от карабахской проблемы.

«Предыдущий глава Армении Серж Саргсян был тесно связан с карабахскими сепаратистами, для него фактор Карабаха являлся не только политически важным, но и личностным. Саргсян плотно взаимодействовал с сепаратистами. Пашинян же человек иного склада, нежели Серж Саргсян. У него другая политика и, судя по тому, что он делает, Пашинян взял курс на евроинтеграцию. Для него Карабах, который и раньше был чемоданом без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко, стал совсем не нужен, более того, он же еще и опасен. У Пашиняна появилась идея – «а давайте-ка Карабах выбросим за борт». На мой взгляд он сделал шаг не очень удачный или даже совсем неудачный».

Пашинян всеми силами стремится затянуть переговорный процесс, чтобы выиграть время. И вопрос статуса Нагорного Карабаха, а также так называемого самоопределения, является еще одним инструмент затягивания. «Подобные ходы нацелены на то, чтобы запутать ситуацию, получить выгоду. Это очевидно. Армения говорит о так называемом самоопределении Карабаха. Но конфликт начался еще в советские годы, а значит при его урегулировании нужно вернуться именно к советской форме – то есть говорить о статусе Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджана. Соответственно, это означает, что только законные наследники тех людей , которые проживали на этой территории на момент начала данных армяно-азербайджанских событий, - и азербайджанцы, и армяне, и представители других национальностей, могут решить вопрос о самоопределении. Но для этого азербайджанские беженцы должны вернуться на территории, откуда их изгнали. Это вариант был бы абсолютно равноправным и учитывал интересы всех сторон. Так как сделали армяне, выгнав из азербайджанского же Карабаха азербайджанцев, а теперь говорят о самоопределении, нет, такой вариант не пройдет, и это понимает любой здравый человек. В этой ситуации та часть азербайджанцев, которая проживала в Нагорном Карабахе, просто становится отстраненной от принятия решения. Это несправедливо.

По принципу принадлежности Нагорного Карабаха к Азербайджанской ССР и принципу территориального раздела Советского Союза Нагорный Карабах - территория Азербайджана без всяких разговоров», - говорит эксперт.

По мнению Верхотурова, Армения стремится затянуть конфликт и разговорами о том, что в нахчыванском направлении, где Азербайджан вернул часть своей территории, нужно сформировать мониторинговую миссию. «Цель – развести стороны на некоторое расстояние, чтобы предотвратить эскалацию боевых действий, чтобы стороны могли договориться. Но поскольку стороны, как мы видим, принципиально не хотят договариваться, то, собственно говоря, этот мониторинг становится бесполезен».