AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB

Эксперты: Споры Баку и Тегерана вокруг статуса Каспийского моря теперь будут смягчены

Юрий Югов, "Москва-Баку"
07.08.2015 11:32

Успешный визит высокопоставленной делегации Азербайджана в Иран, состоявшийся на этой неделе, ознаменовал начало «оттепели» между соседними странами. В ходе визита обсуждались – как говорят дипломаты, – взаимовыгодные «размены», которые позволят Азербайджану начать поставки в страны Персидского залива, а Ирану – резко расширить торговлю с Западом. Кроме того, обсуждались хозяйственные проекты, связанные с Каспийским морем. Эксперты предрекают, что прежние политические разногласия Баку и Тегерана вокруг статуса Каспия теперь будут «затушеваны».

Делегацию из Баку, которая приехала в Тегеран в начале недели, возглавлял министр экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев. Визит оказался весьма результативным. Так, по итогам встречи Шахина Мустафаева и министра дорог и градостроительства Ирана Аббаса Ахмада Ахунди, обе стороны решили создать рабочую группу для согласования позиций по железнодорожному проекту «Север-Юг». Как уже рассказывал портал «Москва – Баку», «Север-Юг» должен пройти от Южной Азии через Индию, государства Персидского залива, Иран, Каспийский бассейн, Россию в страны Северной Европы.




А министр нефти Ирана Намдар Бижан Зангане на встрече с бакинской делегацией заявил, что Иран готов осуществлять своповые поставки азербайджанской нефти в регион Персидского залива, а именно: нефть может транспортироваться из иранского порта Нека на Каспии по трубопроводу (мощностью прокачки в 500 тысяч баррелей в сутки) на Тегеранский НПЗ. Взамен Азербайджан получит нефть на южных границах Ирана.

Причем, как пишет Trend, все правовые формальности будут соблюдены заранее, чтобы реализация проекта незамедлительно началась, как только с Ирана будут сняты санкции. По словам Бижана Зангане, Иран также может сотрудничать с Азербайджаном на Каспии в нефтегазовой сфере.

В свою очередь, азербайджанские гости предложили Ирану использовать свою инфраструктуру для экспорта нефти и газа на мировые рынки. «Иран может использовать азербайджанскую инфраструктуру, в особенности нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), для экспорта своей нефти», - сказал в ответ Шахин Мустафаев своему коллеге. По его словам, Иран в будущем может присоединиться к проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP). Кроме того, Азербайджан предложил Ирану использовать свои газохранилища для хранения газа и его использования в период роста потребления.

Как отмечают наблюдатели, для поставок иранского газа в Евросоюз, чего хотят обе стороны, необходимо расширять TANAP-TAP, что сделает инициированный Азербайджаном «Южный газовый коридор» проектом, конкурировать с которым на газовом рынке Европы не сможет никто.

Политика уступает место экономике

«Политические разногласия между Ираном и Азербайджаном, которые были и, возможно, и останутся, теперь будут несколько затушеваны и на первое место выйдут общие экономические интересы двух стран», - считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.

«Открываются большие возможности для Азербайджана, очень хорошие перспективы в экономике. Насчет политических – посмотрим, - осторожно отмечает в интервью порталу «Москва – Баку» Владимир Сажин. - В том числе открывается возможность для сотрудничества на Каспии. Вокруг этого моря остаются нерешенные проблемы».

Напомним, что прикаспийские страны с начала 90-х годов спорят о принципах, на которых следует провести границы и сферы экономических интересов на море. Разные позиции по этому поводу занимают, в том числе Азербайджан и Иран.

«Страны – соседи, страны исторически очень связаны. Очень много предпосылок для экономического сотрудничества, вообще точек соприкосновения очень много. Я даже не говорю о том, что этнических азербайджанцев в Иране очень много. Связи на всех уровнях, в том числе и семейные, очень значительные», - напоминает эксперт.

«Отдельные политики и в Азербайджане, и Иране даже предъявляли территориальные претензии друг к другу, используя тему «северного Азербайджана» и северных провинций Ирана», - говорит Сажин. Например, в феврале 2012 года сразу несколько депутатов Милли Меджлиса призвали переименовать страну в Северный Азербайджан и даже денонсировать договоры, закрепившие нынешние южные границы республики. Впрочем, такие призывы никогда не поддерживались на уровне руководства республики.

Новый курс Рухани позволит такие проблемы смягчить, надеется Сажин, но это при условии что именно его линия во внешней политике Ирана останется главной. «Ситуация в самом Иране довольно сложная, продолжается очень жесткая борьба. С одной стороны - сторонники Рухани, сторонники более либерального по меркам Ирана курса, к которым примыкают еще прагматики. С другой - сторонники радикально исламистского курса, причем это не обязательно муллы, это сторонники бывшего президента Ахмадинежада, настроенные против Запада, которые не воспринимают  исторические шаги Рухани, заключившего ядерную сделку», - уверен Сажин. .

После февраля станет еще лучше

В феврале будущего года в Иране намечены выборы в меджлис. «Если ничего не случится, то на волне последних успехов иранской дипломатии, скорее всего, сторонники Рухани получат большинство в парламенте. Тогда ему будет легче вести свою прагматическую политику, политику, которая позволит превратить  Иран в важного игрока этого региона», - предрекает Сажин.

«Если в свое время Баку не стремился особенно укреплять свои отношения с Тегераном, поскольку наладил хорошие отношения с его оппонентами - с Соединенными Штатами, с Израилем, поддерживал прочные связи Евросоюзом. Теперь Иран выходит из положения изгоя и Баку может действовать без оглядки на санкции», - полагает Сажин.

С российским политологом в целом согласны и его азербайджанские коллеги. Как заявил СМИ профессор Западного университета (Баку), политолог Фикрет Садыхов, отношения между Азербайджаном и Ираном развивались в свое время не совсем ровно.

«Стабильность в двусторонних отношениях наступила в последние годы. Видимо, в Иране сработало понимание необходимости сотрудничества с нашей страной и активизации двусторонних отношений между нашими государствами. В принципе, мы всегда были за развитие межгосударственных добрососедских отношений, прежде всего, потому что Иран – соседняя с нами страна. С ней у нас связаны исторические узы. Там проживает большое число, десятки миллионов наших соотечественников. Естественно, все, что происходит там, небезразлично Азербайджану», - отметил профессор.

Стоит отметить, что делегацию из Баку принимал в Тегеране и сам президент Исламской республики Хасан Рухани. Обозначив важность Северо-Южного коридора в развитии отношений, Президент Рухани подтвердил, что Азербайджан может стать связующим звеном между Ираном и Кавказским регионом и, в свою очередь, получить выход в мир посредством Персидского и Оманского заливов: «Поэтому, необходимо воспользоваться этим потенциалом для укрепления нашего сотрудничества».

Рухани назвал сотрудничество в сфере нефти и энергетики одним из важных факторов, способствующих развитию отношений. Мустафаев, в свою очередь, сказал, что Азербайджан приветствует соглашения по ядерной программе Ирана, и отметил важность взаимных визитов президентов Азербайджана и Ирана в прошлом году для расширения отношений между двумя странами.