AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB

Эксперты: Укрепившись в военном отношении, Азербайджан предпринимает шаги стратегического усиления в экономике

Юрий Югов, «Москва – Баку»
27.08.2016 11:08

Фото: Rbc.ru
Фото: Rbc.ru

8 августа в Баку лидеры России, Азербайджана и Ирана Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Роухани договорились о строительстве грандиозного проекта – транспортного коридора «Север – Юг» длиной в 7200 километров. Об этом говорится в декларации, подписанной тремя президентами в Баку. Он обойдется в миллиард долларов, но деньги уже готовы. В перспективе проект соединит индийский Мумбаи (Бомбей) с российским Санкт-Петербургом и в качестве канала поставок грузов из Азии в Европу превратится в главного конкурента для Суэцкого канала.

Напомним, что в ходе реализации Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» соединятся железные дороги Азербайджана, Ирана и России. Речь идет о достройке конкретного участка: Решт (Иран) – Астара (Азербайджан) протяженностью 172 км. После этого откроется прямое железнодорожное сообщение из Персидского залива в Европу. После соединения железнодорожных веток грузопоток может вырасти до 10 млн тонн в год. Основным преимуществом коридора «Север — Юг» перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния, а также снижение стоимости перевозки контейнеров. Перевозки на маршруте останутся мультимодальными, то есть с использованием не только железнодорожного, но и автомобильного и морского транспорта.

Впрочем, аналитики уже готовы измерить не только географические и финансовые показатели проекта, но и его неизбежный геополитический эффект. «Север – Юг» окажет не только мощное экономическое, но и геополитическое влияние на весь регион, - с таким прогнозом на минувшей неделе выступил авторитетный американский аналитический центр Stratfor, который среди политологов давно заслужил прозвище «теневое ЦРУ».

Один из крупнейших в мире проектов, по мнению американских аналитиков, не только поднимет авторитет Баку в регионе, но и одновременно усилит изоляцию соседней Армении.

«Этот транспортный проект, который соединит десятки стран, является на сегодня очень крупный шаг для обеспечения развития, стабильности и безопасности государств», - подчеркнул заместитель руководителя администрации президента Азербайджана, заведующий отделом внешних связей Новруз Мамедов, выступая в воскресенье в Баку.

Назвав «Север – Юг» одним из крупнейших проектов века, господин Мамедов заранее предостерег зарубежные силы от попыток использовать его «как средство давления» на Азербайджан, напомнив, что «наша страна дает ответ на все шаги, направленные против нее, считает их неприемлемыми».

Геополитическое измерение «коридора»

Расклад сил на Кавказе меняется на глазах, делают вывод аналитики Stratfor. «Иран, восстанавливающийся после санкций, двигается на север и становится все более напористым. Россия тоже меняет свое направление, являясь союзницей Азербайджана, а не Армении в затянувшемся нагорно-карабахском конфликте. В начале августа Азербайджан сделал выгодную ставку, организовав встречу президентов Ирана и России на саммите в Баку. На встрече обсуждались инициативы по борьбе с терроризмом, переговоры по Нагорному Карабаху и статусу Каспийского моря. Но не конфликт, а региональное взаимодействие главенствовали в повестке дня встречи, в частности транспортный коридор «Север – Юг» и строительство железной дороги», - цитировал Trend американский доклад.

«В то время как региональные тяжеловесы считают экономические выгоды от проекта, транспортный коридор станет важным геополитическим активом, в частности для Азербайджана. К большому огорчению Тегерана и Москвы, Баку продемонстрировал готовность к сотрудничеству с Западом. Правительство Азербайджана приняло участие в западных проектах, таких как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, и дало понять, что хочет принять участие в строительстве Трансанатолийского газопровода и железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая соединит Каспийское и Черное моря», - говорится в докладе Stratfor.

Проект «еще больше изолирует Армению»

«Транспортный коридор еще больше изолирует Армению, поскольку позволит Ирану соединиться с Восточной Турцией посредством железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, - пишут аналитики. - Связь с грузинскими портами на Черном море позволит обойти Армению полностью и потеснить ее амбиции, в то же время это повысит статус Баку».

Как отмечено в докладе, Бакинский саммит прошел в лучшее для Азербайджана время. «Москва давит на правительство в Ереване, чтобы то пошло на уступки в Нагорном Карабахе. Администрация президента Армении Сержа Саргсяна также страдает от бурных протестов и политического недовольства», - перечисляют американские эксперты.

О том, подтолкнет ли строительство коридора «Север - Юг» Армению к большей сговорчивости в карабахском споре, у политологов в Баку и Москве нет единого мнения. Член Центра национальной политики МГУ, председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук настроен оптимистично, не исключая, что Ереван при желании сможет даже сам найти свое место в проекте.

«У Армении еще остаются достаточно отлаженные связи с Ираном, с рядом других стран, - разумеется, за исключением Азербайджана и Турции. Но любые глобальные, тем более такие, - экономические проекты с региональным акцентом, - выгодны всем соседним странам, в том числе и на Южном Кавказе. Поэтому в целом, раз этот проект является не политическим, а экономическим, то Армении он тоже, по большому счету, выгоден. Ей только надо найти свое место в этом проекте, понять, как туда встроиться, - сказал господин Трофимчук порталу «Москва – Баку».

«Запад внимательно наблюдает за тем, что происходит на Южном Кавказе после апрельской войны, с одной стороны ожидая новой волны протестов в Армении, с другой показывая, что готов приветствовать действия Азербайджана. Пока что ведущие американские аналитические центры констатируют тактическое усиление Азербайджана, который укрепившись в военном отношении, теперь предпринимает шаги стратегического усиления в экономике», - уверен московский эксперт.

«С учетом того, что в проект «Север – Юг» входят также напрямую Иран и Россия, не думаю, что Вашингтон в целом относится к этому проекту положительно. Тем более, - после возобновления поставок современных вооружений Москвы в Тегеран. На каком-то этапе США попытаются помешать такого рода экономической интеграции, и легче всего это будет сделать через дестабилизацию в Карабахе», - предупреждает российский политолог. На его взгляд, решение по стабилизации в Карабахе должно лежать в основе всех региональных экономических проектов.

Если не погибнут «в политических противоречиях»

Бакинский политолог Гюльнара Мамедзаде не думает, что новый, пусть и грандиозный проект повлияет на Ереван.

«В принципе, и без Stratfor понятно, что у Армении в ее нынешнем незавидном контексте, да еще с подпорченным имиджем в качестве страны-оккупанта, не было, и не могло быть шансов полезно вписаться в новую стратегическую конфигурацию с участием ведущих стран региона. Азербайджан, в отличие от Армении, не выступал придатком третьих стран, а наращивал собственный потенциал внешнеполитической значимости, и сегодня является одним из важных участников перспективной региональной повестки», - сказала она порталу «Москва – Баку».

Иран, Турция, Россия и их ключевые партнеры движутся к новой формуле сотрудничества, в основе которой – крупнейшие транснациональные проекты, считает бакинский эксперт.

«Проекты такого масштаба, как «Север – Юг» и другие, если будут реализованы, а не погибнут в политических противоречиях, позволят этим странам, как и их партнерам, закрепить свои позиции и возможности в нестабильном мире на долгосрочную перспективу. В частности, все более интересным представляется аккумулирование мировых потоков вокруг формата ШОС, и того, что на его базе будет создано, как более удобной формулы для реализации глобальных целей, в том числе используя наработки по ЕАЭС», - предполагает она.

«Надо опасаться похвалы со стороны Запада»

«Ставки слишком высоки, чтобы оглядываться на интересы маленькой Армении, которую теперь будут использовать и без предварительного согласия. Армении не помогут и геополитические оппоненты нового альянса сил, формирующегося в регионе», - предупреждает азербайджанский политолог.

«В экспертном сообществе все эти нюансы достаточно обсуждались, как правило, с неутешительным для Армении прогнозом. Но ожидаемого катарсиса так и не произошло, ибо в армянском обществе, к сожалению, все еще превалируют настроения «умереть за то, сам не знаю, за что», - посетовала госпожа Мамедзаде. «Армянскому обществу, запертому и тонущему в рамках государства Армения, в отличие от преуспевающей диаспоры, предстоит, возможно, пройти еще более жестокие уроки в условиях дальнейшей изоляции, экономического и политического кризиса» - не исключает она.

«Но Армении все равно, рано или поздно, предстоит расстаться с чем-то, что этому государству не принадлежит. Вероятно, такое решение в определенных кругах уже присутствует. И вряд ли сопротивление естественному ходу процессов в регионе будет полезным для этой страны – жертв будет много, а результат тот же. Но существует и другой путь – это те самые открытые границы, свободная торговля, и все те блага, которые дает соседним народам искусство мирного проживания», - подчеркнула политолог. Как скоро поймут это в Армении, она предугадать не берется.

Григорий Трофимчук не исключает, что аналитики из Stratfor были бы даже рады дальнейшему ослаблению Армении. «Ее изоляция позволит Западу плотнее войти в эту страну. Но ситуация пока не сложилась на сто процентов таким образом, чтобы он попытался выбить Армению из-под России, - отмечает он. - И Азербайджану надо опасаться похвалы со стороны Запада, я бы даже уточнил, - попыток похлопывания по плечу, так как Запад может в любой момент попытаться дестабилизировать Азербайджан».

Таким образом, эксперты из разных стран сходятся во мнении, что решение о запуске МТК «Север – Юг», принятое на Бакинском саммите 8 августа, воспринимается в мире не только как тактический успех Азербайджана, но и как признак усиления его позиций в ходе уже начавшихся перемен геополитического баланса на Южном Кавказе.