AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB

Политолог Федор Лукьянов: Азербайджан – единственная надежная альтернатива поставок газа для Евросоюза

Юрий Югов, «Москва – Баку»
06.03.2016 16:49


Эксперты обсуждают принятое накануне решение Еврокомиссии одобрить соглашение о строительстве Трансадриатического газопровода, который станет частью «Южного газового коридора», предполагающего поставку газа из Азербайджана в западную Европу. Брюссель даже пообещал проекту поддержку.

Напомним, что в начале недели в Баку с участием президента Ильхама Алиева провел свое заседание консультативный совет «Южного газового коридора», в котором участвовали зампред Еврокомиссии Марош Шефчович и верховный комиссар ЕС по иностранным делам Федерика Могерини, а также дипломаты из США и Великобритании.

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов пояснил в интервью порталу «Москва – Баку», почему он считает шансы на реализацию проекта высокими.

- Федор Александрович, почему Еврокомиссия так оперативно одобрила проект строительства газопровода через Адриатическое море? Это политика или чистая экономика?

- Это чистая «не экономика». Дискуссии по поводу энергообеспечения Европы не прекращаются, поскольку - судя по всему – взят совершенно однозначный курс на то, что никаких новых проектов с Россией быть не должно, а подстраховки-то разные нужны. Поэтому сейчас все так оживилось. Но это еще не гарантия, что все состоится.

Ситуация напоминает конец 90-х – начало нулевых годов, когда обсуждались другие грандиозные проекты, вроде Набукко, - лишь бы только не через Россию. Диверсифицировать любой ценой. Потом большая часть из них сдулась по причине глубокой нерентабельности.

- Но ведь построили трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан?

- Построили. Но это единственное, что удалось – на самом раннем этапе. Решение принимали, когда все еще было на подъеме.

Тем не менее шанс, думаю, для Азербайджана довольно высок, ведь других источников не видно. Ситуация на Ближнем Востоке ну никоим образом не дает оснований полагать, что этот регион будет надежным источником поставок. С Россией ожидать изменений тоже не приходится. Так что, видимо, Азербайджану в очередной раз повезло, он востребован. Азербайджан – единственная надежная альтернатива.

- А Иран, который теперь избавился от санкций? Внутри страны там обстановка спокойная.

- С Ираном сложно. Во-первых, он как раз находится в сердце того самого региона, на который очень трудно полагаться. Во-вторых, то, что Иран добился снятия санкций вовсе не означает, что Иран стал лучшим другом Запада. Это не одно и тоже.

- Пока он выпустил нефти на мировой рынок меньше, чем от него ждали.

- Иран сталкивается с огромными проблемами, потому что санкции все же очень сильно повлияли, ослабили экономику. Он из кожи вон лезет. Но ему еще не повезло и в том, что санкции сняли именно в тот момент, когда упали цены на нефть. Но я в иранцев верю. Думаю, что они справятся.

- А каковы шансы плана о перемирии в Сирии, который изложен в соглашении России и США?

- Интересы России и США в данном случае совпали. И совпало видение ситуации. Причем, точка зрения США не совпадает с точкой зрения американских союзников в регионе – с союзниками там черт ногу сломит.

Так что это соглашение не означает возвращения ко временам «холодной войны», когда эти сверхдержавы вершили судьбы мира. Игроков, которые стремятся вносить свой вклад, стало гораздо больше, - например, Турция и Саудовская Аравия. Однако ряд игроков глубоко увяз, пытаясь то ли разрешить кризис, то ли извлечь максимальную выгоду для себя. В результате те же страны, которые клеймят внешние силы за вмешательство, вынуждены по сути призывать их к участию, поскольку сами выпутаться они не могут.

Примечательно, что в этом соглашении вообще нет Евросоюза, хотя еще недавно звучало очень много заявлений о влиянии Европы в этом регионе. Например, если помните, был проект создания Средиземноморского содружества. Ну и где это все? Очевидно, что Евросоюз в следующие годы, скорее всего, сосредоточится на своих внутренних проблемах, отказавшись от внешних амбиций.