AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Глава МИД России и генсек ОБСЕ обсудили нагорно-карабахское урегулирование

Глава МИД России и генсек ОБСЕ обсудили нагорно-карабахское урегулирование

02.11.2018 11:30

/upload/iblock/a51/a511b1e49f01127e981c5f029e9d2ba1.png

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер на встрече в Москве среди прочих вопросов обсудили усилия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по нагорно-карабахскому урегулированию. Об этом на пресс-конференции по итогам переговоров заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

«Положительно оценили усилия Организации в приднестровском и нагорно-карабахском урегулировании, на Женевских дискуссиях по стабильности в Закавказье, а также деятельность ОБСЕ на Балканах», - заявил Лавров. 

Москва рассчитывает на укрепление авторитета ОБСЕ как площадки для диалога

«Переговоры с генеральным секретарем ОБСЕ Гремингером прошли в конструктивном ключе и были весьма содержательными, как и наши предыдущие встречи. Сегодня мы встретились в четвертый раз в этом году», - рассказал об итогах встречи министр.

Лавров отметил, что Россия последовательно выступает за повышение профиля ОБСЕ в международных делах и укрепление её авторитета, как площадки для продуктивного, равноправного диалога и взаимодействия.

«Мы с господином генеральным секретарем выразили единое мнение о том, что созидательный потенциал Организации востребован в целях восстановления доверия в Евроатлантике, предотвращения возникновения новых и стирания существующих разделительных линий, нахождения коллективных ответов на общие вызовы безопасности. Мы также убеждены, что стратегической целью государств-участников ОБСЕ должна оставаться реализация достигнутых на саммите в Астане в 2010 году договоренностей о построении сообщества всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве и неделимой безопасности», - отметил глава российского внешнеполитического ведомства.

СМИД ОБСЕ и реформа организации

«В этом ключе мы обсудили подготовку к заседанию Совета министров иностранных дел ОБСЕ, которое пройдёт в Милане 6-7 декабря, - продолжил Лавров. - Затронули актуальные административно-бюджетные аспекты деятельности Организации. Со своей стороны, мы подчеркнули важность продвижения по пути реформы Организации, включая разработку и принятие её устава, выправление тематических, географических и кадровых дисбалансов. Мы высказались за дальнейшее усиление роли ОБСЕ в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и угрозами в киберпространстве. Мы также подтвердили необходимость большего внимания со стороны ОБСЕ, его соответствующих институтов к обеспечению свободы СМИ и защите прав журналистов.

Кроме того, мы хотим, чтобы ОБСЕ помогала продвижению крупных объединительных проектов, включая сопряжение различных интеграционных процессов на нашем общем обширном Евразийском пространстве. В Москве также рассчитывают, что среди безусловных приоритетов Организации на гуманитарном треке будут такие насущные вопросы, как защита традиционных ценностей, борьба с проявлениями неонацизма, христиано- и исламофобией, попытками переписывания и фальсификации истории, что вызывает большую тревогу, поскольку факты на этот счет множатся.

Мы подробно рассмотрели деятельность специализированных институтов ОБСЕ, таких как Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и Представителя по вопросам свободы СМИ. Россия убеждена, что их работа должна быть сбалансированной, транспарентной и выстраиваться строго в соответствии с утвержденными мандатами, без двойных стандартов.

Мы обратили внимание на сохраняющиеся недостатки в деятельности БДИПЧ по наблюдению за выборами. Кроме того, давно назрела необходимость изменения методов и практики работы этого Бюро, которое должно руководствоваться интересами всех без исключения государств-участников и не пытаться применять односторонние подходы.

Положительно оценили усилия Организации в приднестровском и нагорно-карабахском урегулировании, на Женевских дискуссиях по стабильности в Закавказье, а также деятельность ОБСЕ на Балканах. Мы подробно обсудили перспективы политического урегулирования на востоке Украины, исходя из безальтернативности полной и последовательной реализации минского «Комплекса мер». Рассмотрели пути повышения эффективности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, работу которой Россия активно поддерживает. Мы также обратили внимание Генерального секретаря на то, что киевские власти продолжают линию на срыв выполнения Минских договоренностей и призвали более пристально следить и давать объективную, принципиальную оценку деструктивным действиям Киева по поощрению на законодательном уровне массового нарушения языковых, образовательных, религиозных прав и свобод. Подчеркну еще раз, такие шаги противоречат не только международным обязательствам Украины, в том числе обязательствам, взятым в рамках ОБСЕ, но и Конституции самого украинского государства».

Нагорно-карабахский конфликт

На пресс-конференции глава российского внешнеполитического ведомства и генсек ОБСЕ по просьбе корреспондента «Москва-Баку» прокомментировали сложившуюся сегодня ситуацию вокруг нагорно-карабахского урегулирования, учитывая происходящие в Армении политические процессы, а также душанбинские договоренности между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что «Россия является одной из трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Именно в этом формате в последние годы принимались достаточно интенсивные усилия по нахождению путей разблокирования нагорно-карабахского конфликта. Насколько я знаю, договоренность по итогам душанбинской встречи и.о. премьер-министра Армении и президента Азербайджана заключалась в том, что контакты нужно продолжать и что министры иностранных дел будут встречаться и что, конечно, и Армения, и Азербайджан готовы работать с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Мы такую договоренность, конечно, приветствуем, хотя понимаем, что пока внутриполитические процессы в Армении не завершатся (бурные, которые мы сейчас наблюдаем), едва ли возможно будет всерьез рассматривать конкретные варианты выхода из этого кризиса и обеспечения полноценного нагорно-карабахского урегулирования, хотя контакты в процессе подготовки к этим внеочередным парламентским выборам, которые в декабре пройдут в Армении, намечены, сопредседатели посещают регион, встречаются с руководством Армении и Азербайджана, с министрами иностранных дел. Поддержание таких контактов, наверное, важно, чтобы можно было, как только обстоятельства позволят, заняться уже серьезным рассмотрением вопросов, связанных с урегулированием".

Также Сергей Лавров прокомментировал «Москва-Баку» стремление армянской стороны привлечь  к переговорам сепаратистов Нагорного Карабаха. 

«Что касается объявления, которое Никола Пашинян не раз делал, о необходимости привлечь нагорно-карабахскую сторону, к переговорам, мы уже комментировали эти заявления. Это вопрос, который должен решаться самими сторонами конфликта. В свое время карабахские представители участвовали в переговорах Баку и Еревана. По предложению армянского руководства эта практика была изменена и переговоры уже много лет ведутся напрямую только между Арменией и Азербайджаном. Разумеется, мы исходим из того, что Ереван в своих переговорных позициях учитывает подходы Карабаха, но для того, чтобы менять нынешний двусторонний формат, требуется согласие обеих сторон. Насколько мы знаем, такого согласия нет, и я не стал бы, честно говоря, выдвигать предварительные условия для того, чтобы начать рассматривать сущностные вопросы нагорно-карабахского урегулирования», - заявил Сергей Лавров. 

Генсек ОБСЕ Томас Гремингер призвал стороны конфликта работать в конструктивном ключе и избегать агрессивной риторики.

«Как сказал министр Лавров, существует установившийся формат разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. Там присутствуют три сопредседателя Минской группы. Cейчас, пока мы выступаем здесь, они посещают регион. Я думаю, прошла очень успешная встреча в Душанбе, которая позволит восстановить доверие между всеми представителями. Я надеюсь, что встреча Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Милане позволит нам выразить поддержку работе сопредседателей, в также призвать все стороны найти в себе политическую волю для того, чтобы способствовать разрешению этого вопроса. Я думаю, что крайне необходимо для всех стороны конфликта работать в конструктивном ключе для того, чтобы избегать нагнетания риторики и снизить напряженность на линии соприкосновения. Я также считаю, что крайне необходимо использовать это время для того, чтобы создать атмосферу, которая будет способствовать конструктивным и слаженным переговорам, и такая атмосфера крайне необходима для того, чтобы все стороны могли пойти на непростые компромиссы, которые будут необходимы для того, чтобы добиться долгосрочного и всеобъемлющего мира», - заявил генсек ОБСЕ.

Свободу Кириллу Вышинскому

Одним из главных событий вокруг встречи Лаврова и Гремингера, а также, пожалуй, чуть ли не главной темой для российских журналистов в этой встрече стала возможность напрямую донести до генсека ОБСЕ проблему ареста на Украине главного редактора «РИА Новости – Украина» Кирилла Вышинского.

Прямо перед встречей главы российского МИД и генсека ОБСЕ у здания Дома приемов внешнеполитического ведомства группа молодежи устроила акцию в поддержку Вышинского. Молодые люди надели футболки с портретом журналиста и кричали: "Свободу Кириллу Вышинского".

Затем футболки с портретом Вышинского надели и российские журналисты. Но на этом все не закончилось.

Журналисты прямо на пресс-конференции Лаврова и Гремингера передали генсеку ОБСЕ письмо от матери Вышинского - Ларисы Богдановой. В письме она выразила надежду, что ее сын будет освобожден из-под ареста.

Генсек ОБСЕ Томас Гремингер подтвердил обеспокоенность организации в связи с арестом Кирилла Вышинского.

"Я бы хотел сослаться на заявления, которые были опубликованы моим коллегой, представителем по вопросам СМИ господином Дезиром, - отметил Гремингер. - В мае он выразил обеспокоенность действиями правоохранительных органов Украины и обыском в офисе РИА Новости Украина, а также обысками в квартирах сотрудников этого портала".

Как констатировал Сергей Лавров, Вышинский был арестован исключительно за то, что делал профессиональные анализы, описывал события, выражал свою оценку этих событий, чтобы донести правду до тех, кто хочет знать, что происходит на Украине в условиях, когда медийное пространство там, по сути дела, вычищено от любых российских СМИ.

«Мы обратили внимание на то, как сказал Гремингер, что Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дезир в очередной раз выразил сожаление тем, что суд продлил период пребывания под стражей Вышинского до 28 декабря. Мы также привлекли внимание наших коллег из ОБСЕ к тому, что на разные ситуации с нарушением прав журналистов соответствующий спецпредставитель по свободе СМИ реагирует по-разному. Передали сравнительную таблицу о формах выражения своего негативного отношения, который А.Дезир употребляет при нарушении прав российских журналистов, с одной стороны, и при нарушении прав журналистов из других стран, с другой. Мы не хотим никого ни в чем обвинять, но призываем все институты ОБСЕ действовать без двойных стандартов. Когда мы видим грубейшие нарушения основополагающих прав, будь то журналистов или любого другого человека, реакция должна быть адекватной», - выразил точку зрения Москвы Лавров.

При этом на жесткое замечание журналиста о том, что ОБСЕ «делает вид, что ничего не происходит, а лишь выступает с дежурными фразами, глава МИД России пояснил, что «у ОБСЕ нет иных механизмов обеспечения выполнения странами-членами своих обязательств, кроме как силы убеждения».

О намерении США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Не обошли стороной на пресс-конференции и острый вопрос последних дней не только для России, но и в целом для мирового сообщества, это намерение Соединенных Штатов выйти из Договора о ликвидации средней и меньшей дальности, заключенного еще в 1987 году. 

На вопрос журналиста, доносит ли Россия до американских коллег идею о необходимости сойти с этого опасного пути и начать совместную работу по укреплению системы контроля над вооружениями и стабильности, глава российской дипломатии ответил:

«Действительно, между Россией и США как двумя ведущими ядерными державами в последние годы накапливается всё больше противоречий в сфере стратегической стабильности. Каналы урегулирования этих противоречий, которые имелись и формально остаются на бумаге, не задействуют уже достаточно длительный период, что, конечно, создаёт недопустимую ситуацию с точки зрения глобальных интересов безопасности.

Мы регулярно ставим перед американскими партнёрами вопрос о необходимости диалога по всему спектру тематики контроля над вооружениями. Делали это при Администрации Обамы, делаем это с первых же дней прихода в Белый дом Администрации Трампа, когда у нас в самые первые месяцы её работы были контакты с тогдашним Госсекретарём Тиллерсоном. Данные предложения выдвигались нами и на последующих встречах с Госсекретарём Помпео, в ходе переговоров Президента России В.В. Путина с Президентом США Трампом, начиная с прошлогодней встречи в июле в Гамбурге «на полях» саммита «Группы двадцати».

Мы неоднократно предлагали разморозить эти каналы, которые сейчас заморожены, и начать диалог по всем аспектам стратегической стабильности, включая Договор о ракетах средней и меньшей дальности, Договор о стратегических наступательных вооружениях, Договор по противоракетной обороне. Вернее, не Договор, которого не существует, поскольку американцы вышли из него в одностороннем порядке, а ситуацию, которая складывается в связи с развёртыванием, причём достаточно последовательным, глобальной системы противоракетной обороны США.

Если упоминать ДРСМД, то Президент России не раз говорил, что мы заинтересованы в его сохранении. Мы с огорчением восприняли  намерение США, о котором было объявлено, выйти из этого Договора. Высказали нашу готовность рассматривать сложившуюся ситуацию, но, как мы понимаем, решение США – окончательное, о нём скоро будет официально объявлено, пойдет шестимесячный отсчёт, по истечении чего решение о прекращении действия этого Договора станет реальностью.

Говорили мы не раз, и Президент России В.В.Путин об этом упоминал, в том числе публично и в своих контактах с Президентом США Трампом, о том, что мы готовы рассматривать возможность продления Договора о стратегических наступательных вооружениях на 5 лет после истечения его десятилетнего срока в 2021 г.. Однако понятно, что для того, чтобы эту возможность реализовать, нужно урегулировать существующие проблемы, которые связаны с выполнением данного соглашения. Мы о них тоже говорили.

Безусловно, если рассуждать о противоракетной обороне, проблемы, связанные с размещением элементов глобальной ПРО США в Европе, а теперь и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, конечно, напрямую влияют на стратегическую стабильность. Их нельзя оставлять за скобками любых честных профессиональных дискуссий.

Говоря о других факторах, которые также напрямую влияют на стратегическую стабильность, упомяну, что нас очень тревожит опасность превращения космического пространства в сферу вооружённого противостояния. В последнее время эта тема приобретает всё более тревожное звучание. Тут тоже необходим углублённый профессиональный ответственный разговор, иначе ситуация грозит выйти из-под контроля, и тогда, как говорят некоторые эксперты, о стабильности и безопасности можно будет забыть.

Есть и целый ряд других предложений, касающихся обычных вооружений, которые мы продвигали в отношениях с США, в рамках Совета Россия-НАТО, в том числе совсем недавно (позавчера состоялось его очередное заседание), в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, где начат и продолжается т.н. «структурированный диалог» по вопросам военно-политической безопасности.

Мы передавали Гремингеру в ходе его предыдущего визита в Российскую Федерацию предложения нашего Министерства обороны, которые касаются целого ряда конкретных шагов, нацеленных на то, чтобы не допускать инциденты в ходе военной деятельности в Европе, повышать доверие и транспарентность в военной области. Все эти предложения остаются в силе. Как мы поняли Гремингера, по крайней мере, в ОБСЕ есть возможность начать по ним вразумительный диалог.

Безусловно, это не отменяет необходимости восстановления каналов обсуждения всех этих проблем между Россией и США, учитывая вес и значение наших двух государств в вопросах стратегической стабильности в мире. У нас были по этим темам – прямые каналы между военными, специалистами разных ведомств под эгидой министерств иностранных дел, встречи в формате «2+2» министров обороны и иностранных дел. Все эти форматы мы готовы возобновлять. Рассчитываем, что, когда ажиотаж, связанный с предстоящими в США выборами спадёт и люди, отвечающие за стратегическую стабильность в Вашингтоне, смогут более ответственно и без налёта внутриполитических проблем посмотреть на эти вопросы, мы всё-таки сможем начать движение, которое, уверен, будет приветствоваться всеми государствами, заинтересованными в безопасности и стабильности на нашей общей планете».