Саммит Международной организации Франкофонии (МОФ), прошедший в Ереване на прошлой неделе, показал новые «интересные» аспекты взаимодействия Европы и Армении, в частности, Парижа и Еревана.
Отметим, что организация Франкофонии – международная структура сотрудничества франкоязычных стран мира. Главным критерием для вступления в организацию считают не степень владения французским языком населения того или иного государства, а скорее культурные связи с Францией. Это платформа прежде всего для культурного, экономического, образовательного сотрудничества.
Страной-хозяйкой саммита МОФ Армения стала по ротации, являясь полноправным членом этой организации с 2012 года.
Главной темой нынешнего саммита МОФ назвали защиту социального развития и демократических принципов прав человека. Однако без политики все же не обошлось. Так в "городке Франкофонии" Армения представила оккупированный Нагорно-Карабахский регион Азербайджана. А Никол Пашинян после обнадеживающих переговоров «на ногах» с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Душанбе, вдруг вернулся к своим прежним заявлениям о решающем слове "народа Нагорного Карабаха" в вопросе урегулирования конфликта. Все это действо происходило в присутствии президента Франции, страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию.
МИД Азербайджана назвал все эти действия попыткой Армении нанести вред усилиям Франции по мирному урегулированию конфликта.
По итогам саммита был принят ряд документов, среди которых резолюция «Кризисные ситуации, выход из кризиса и миростроительство на франкофонских территориях». В документе зафиксированы территориальные конфликты и призывы к их мирному урегулированию. В частности участники саммита выразили солидарность с Грузией: «Вновь подтверждаем нашу поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии и нерушимости международно-признанных границ». Резолюция была принята всеми участниками саммита, включая Армению, которая так и не признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
В той же резолюции есть параграф и касательно нагорно-карабахского конфликта: «Настоятельно призываем возобновить переговорный процесс, направленный на поиск мирного решения конфликта на основе основополагающих принципов Хельсинкского Заключительного акта, включая неприменение силы или угрозы применения силы, территориальной целостности, равенства прав и право на самоопределение народов».
Российские эксперты прокомментировали «Москва-Баку» принятую резолюцию на саммите МОФ в Ереване .
Независимый эксперт Дмитрий Верхотуров уверен, что желание евроинтегрироваться у Армении никуда не делось, напротив, даже усилилось.
«Напомню, что в 2017 году Армения подписала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС. Армения и сейчас преследует цель евроинтегрироваться. Если Армения подписала данную резолюцию саммита Франкофонии по ошибке, то, безусловно, можно говорить о двойных стандартах в политике Армении. С одной стороны, она признает территориальную целостность Грузии, с другой стороны – уже порядка 30 лет оккупирует территорию Азербайджана. И все эти призывы Пашиняна к миру на саммите звучат странно. Армения – страна-оккупант, призывающая к миру...”, - считает эксперт.
Комментируя пункт резолюции о том, что переговорный процесс по нагорно-карабахскому конфликту должен быть направлен на «поиск мирного решения конфликта на основе основополагающих принципов Хельсинкского Заключительного акта, включая право на самоопределение народов», эксперт Верхотуров обращает внимание на то, что логика самоопределения в карабахском конфликте на данный момент невозможна. «В случае с Нагорный Карабахом в той ситуации, которая у нас сложилась сейчас, самоопределение тех, кто живет на этой территории невозможно. Самоопределение возможно только в рамках территориальной целостности, а территориальная целостность нарушена. Нет территориальной целостности – невозможно самоопределение. Для того, чтобы реализовать пункт о самоопределении, ВС Армении нужно освободить оккупированные территории Нагорно-Карабахского региона Азербайджана, затем должны вернуться беженцы – а это азербайджанцы и представители других народов, изгнанные в ходе конфликта с этой земли. Должны вернуться либо они, либо их законные наследники. То есть представители азербайджанской общины», - пояснил Верхотуров.
Как отметил эксперт, Азербайджану стоит регулярно и везде пояснять то, что Армения умалчивает, опуская нелицеприятные подробности конфликта.
«Тот факт, что Пашинян даже после Душанбе и договоренностей с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым продолжает заявлять о последнем слове сепаратистов, говорит о том, что Пашинян все-таки поддался нажиму карабахского клана. Он не самостоятельный политик», - выражает мнение эксперт.
При этом, по мнению Верхотурова, то, что президент Франции Эммануэль Макрон на саммите Франкофонии в Ереване так и не коснулся темы нагорно-карабахского конфликта, свидетельствует о том, что французский лидер хотел обойти эту малопонятную и малоприятную для него тему.
Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ имени М.В.Ломоносова Алексей Фененко также уверен, что все больше проглядывается прозападный курс Армении.
«В этой ситуации я вижу несколько аспектов. Во-первых, Организация Франкофонии всегда была ориентирована на Африку. Это всегда был такой способ Франции сохранить контроль над своими бывшими колониальными владениями, воспитать их элиты в нужном ключе. Сейчас мы видим, что французы привлекли и Армению, а значит французам становится тесно в рамках лишь африканского континента.
Во-вторых, то, что Армения присоединилась к организации Франкофонии – еще одно свидетельство сближения с Западом. Президент Армении Армен Саркисян в конце 2017 года заявлял, что намерен вести страну по европейскому пути. Во Франции всегда была очень мощная армянская диаспора, сильно влияющая на структуру органов власти Франции. И через Францию Армения и укрепляет свои европейские связи», - полагает Фененко.
При этом в разном отношении Армении к грузино-осетинскому и нагорно-карабахскому конфликтам эксперт видит игру Франции. «Здесь невооруженным глазом видно, как поддерживается территориальная целостность одной страны и оккупация территории другой. Почему так происходит? Есть такое понятие как политическая целесообразность. Для Франции – Грузия – партнер для сдерживания России в регионе (хотя в последнее время ситуация начинает меняться), и Европа начинает вынуждать Армению к такой же позиции. А поскольку Азербайджан они считают все более сближающимся с Россией и Турцией, то и отношение к нему другое.
Полагаю, французы потребовали от Армении отказаться от самой возможности в будущем поддержать не только Россию по вопросу Абхазии и Южной Осетии, но и решить вопрос с Самцхе-Джавахетией, регионе Грузии, где проживают преимущественно армяне, в связи с которой в Ереване часто звучат сепаратистские голоса.
В обмен на это Франция начинает корректировать свою позицию по карабахскому конфликту на более проармянскую. Париж начинает потихонечку выходить из тени карабахского урегулирования», - говорит эксперт.
По мнению Фененко, Париж пытается запустить управляемый конфликт между Арменией и Россией. «Москве нужно выполнение договоренностей 2016 года по карабахскому конфликту. Ереван всеми силами пытается избавиться от этих договоренностей. Париж готов это обеспечить. Москва такой отказ не примет и тогда Ереван со спокойной совестью скажет, что в таком случае Армения окончательно уходит на Запад. Интересно, что если раньше такие механизмы запускал Вашингтон, то теперь, видимо, это попытается сделать Париж. Или все же тот же Вашингтон руками Парижа».