AZN = 53.99 RUB
USD = 91.78 RUB
EUR = 98.03 RUB
Новости дня

A
Научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев: Есть несколько решений ХIX съезда Компартии Китая, напрямую влияющих на экономику Азербайджана

Научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев: Есть несколько решений ХIX съезда Компартии Китая, напрямую влияющих на экономику Азербайджана

27.10.2017 13:18
/upload/iblock/d59/d599a9b05b98fbb39232b39b09e12750.jpg

Научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев комментирует решения ХIX съезда компартии Китая и влияние их на экономику Азербайджана 

147fe9019f9f02b3f822a26533f1cc1c.jpgПобедные реляции ХIX съезда китайской компартии напоминают советские второй половины прошлого века. И в одном, и в другом случае речь шла о второй экономике мира. Китай планирует на десятилетия вперед - а к его промышленному лидерству привыкли и воспринимают как норму. Вклад Китая в прирост глобального ВВП составляет около 30 процентов. Но текущие проблемы макроэкономики захлестывают и Пекин, так же это было и в Советском Союзе, где нерешенные задачи перебрасывались на следующие плановые периоды. Используя преимущества Китая, нужно перестраховывать на других экономических направлениях риски обрушения его пузыря.

Китай далекий и близкий

Есть несколько линий, активно обсуждавшихся ХIX съездом, напрямую влияющих на экономику Азербайджана.

Первая - стратегия маршрутов товарного экспорта и привязанных к ним промышленных зон, программа "Один пояс - один путь". Напрямую она касается стран, занимающихся реэкспортом и транзитом китайской продукции.

Вторая - технологическое переоснащение: от 3D принтинга, до развития производства электромобилей и зарядной инфраструктуры.

Давайте посмотрим как это влияет и работает в применении к Азербайджану.

Одна из главных проблем развития международных транспортных коридоров по территории Азербайджана ("Север-Юг" и "Запад-Восток") - замедляющийся рост КНР после кризиса 2008-2010 годов. Снижение объемов производства прямо отражается на экспортных товарных потоках и влияет на темпы реализации инфраструктурных проектов (порты, железные дороги, терминалы), так же усложняет снижение тарифов перевозчиков и логистических компаний.

Темпы роста Китая замедляются последовательно с 2011 года. В прошлом году они составили 6,9%, в сравнении с 12% в начале 2000-х. Замедление китайской экономики связано с ее структурной перестройкой. Для России и Азербайджана оно означает сокращение темпов роста спроса на нефть и металлы (к примеру: объем добычи золота в Азербайджане), как следствие, снижение потенциально возможных темпов роста экономики.

Но есть два обстоятельства, которые за семь лет с начала плановой посадки серьезно влияют на стабилизацию перевозок. 

Первое - снижение темпов роста стабилизируется увеличением госинвестиций и рекордным увеличением банковского кредитования (первая тенденция заметна и в Азербайджане два-три года подряд). 

Второе - замедление падения всего лишь на десятую долю процента позитивно сказывается на экономику транзитеров. 

В этом году наблюдается первое с 2010 года, ускорение годовых темпов КНР с 6,9% во втором квартале до 6,8% в третьем. Съезд признал это некоторой паузой постепенного снижения и руководство КНР рассчитывает на синхронную плавную перестройку на глобальном уровне.

Возьмем статистику главных каспийских портов, и посмотрим, как на них повлиял китайский рост на одну десятую.

Бакинский международный морской торговый порт (БММТП) в I-ом полугодии 2017 года отчитался об увеличении объема грузоперевозок на 43,5% (за исключением нефтяных грузов), по сравнению с показателем прошлого года - до 1,9 млн. тонн. Главный источник прироста паромная линия Баку-Актау.

Казахстанскому порту Курык удалось перевалить первый миллион тонн грузов в два раза быстрее заявленного. Строительство автомобильного пирса позволит порту Курык достичь общего объема перевалки до 7 млн тонн в год - речь идет о потоке через Азербайджан и Грузию в Европу.

Посмотрим на транзитный меридиан с юга на север и обратно. За девять месяцев этого года объем перевозок грузов железнодорожным транспортом по коридору «Север-Юг» увеличился на 21,6 % и составил свыше 4,7 млн. тонн. По сравнению с прошлым годом в 2,4 раза вырос объем контейнерных перевозок – доставлено более 7 тыс. контейнеров. В данном случае на азербайджанскую экономику влияет не только колебания китайской, но и рост индийской. Здесь наблюдаются обратные тенденции - в этом году она может показать восьмипроцентное движение вверх. А коридор "Север-Юг" для Индии в разряде приоритетов...

Пакистан также подключается дополнительной веткой к "Север-Югу", напрямую соединяя азербайджано-иранскую экономическую зону с Китаем. Во время недавнего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Пакистан стороны обсудили вопрос о соединении транспортного коридора с пакистанским портом Гвадар, а затем с китайско-пакистанским экономическим коридором. После того как будет готова железная дорога Казвин-Решт-Астара, Азербайджан получит прямое железнодорожное соединение с Пакистаном.

"Зависимость" на пользу делу

Однако вернемся к Китаю. Пекин перестраивается с режима быстрого экспортного роста, постоянно растущего на протяжении 1991 - 2010 годов на более медленный, и за счет внутренних источников. Конечно, при торможении роста сразу выясняется, что построено слишком много недвижимости, выпускается слишком много цемента или металла, выдано слишком много кредитов и т.д. Что бы ни делала страна сейчас, ей предстоит войти в режим кризисного десятилетия (как 1980-е годы в Японии после быстрого роста 1950–1970-х годов).

То, что будет происходить в 20-е годы XXI века в Китае, ближе всего к схлопыванию пузырей. Китайское руководство всеми силами пытается обеспечить «мягкую посадку» и плавное торможение экономики без резких заносов. В частности, предлагается стимулировать развитие услуг экспресс доставки, оживлять рынок подержанных автомобилей, ускорить строительство в городах автостоянок и зарядной инфраструктуры для электромобилей и прочие элементы из номенклатуры научно-технической революции. Отчасти это сработает. В любом случае, с точки зрения соотнесения масштабов экономики, в сравнении с Евразийской экономикой в целом, перевес в пользу Китая. В этом смысле - мы, постсоветское пространство - китаезависимы.

КНР продолжит политику взаимодействия и привлечения в свою орбиту по всем линиям: от ШОС до двусторонних треков. Азербайджан один из главных объектов интереса КНР на Южном Кавказе. При этом, перспективы наращивания инвестиций в "Один пояс - один путь" достаточно туманные. С одной стороны, КНР вынесет часть предприятий в зону СНГ вплоть до Беларуси, с другой, нужно понимать, что они будут нацелены скорее на внутренний рынок ЕАЭС, нежели на дальнейший экспорт.

Наземные пути в Европу - это пока небольшие субсидируемые проекты, которые не могут конкурировать с морским путем ЕС-Азия по причине тарифов и затрат на логистику.

Многое в проекте "пояс-путь" будет зависеть от региональных узлов, таких как Баку.

На это указал на днях, управляющий директор по политике и стратегии Международной ассоциации портов и гаваней (IAPH) Патрик Верховен, отметив, что если Азербайджан создаст своей инфраструктуре стабильную правовую и налоговую базу, успех будет гарантирован: «Что касается зоны свободной торговли на территории порта, то я думаю, что это сигнал для инвесторов. Потому что конкуренция вокруг этого региона не слишком велика, как в других частях мира. Для инвесторов важными критериями являются инфраструктура, правовая база, фискальный климат, финансовый стимул. Весь этот пакет является интересным для инвесторов».

Баку в выгодном положении

Азербайджан находится в комфортабельном положении - на значительной дистанции влияние огромного Китая не размывает азербайджанскую экономику, а дополняет её. Чего не скажешь к примеру, о странах Центральной Азии. Кроме того, Баку может использовать китайский фактор во взаимодействии с индийским ростом.

Следующий плюс - собственное промышленное развитие вдоль международных коридоров. Крупные инвестиции в транспортную логистику позволяют Баку, достраивая небольшие участки автотрасс, подтягивать аграрные регионы к международным терминалам и промышленным зонам, где продукция будет перерабатываться и упаковываться в соответствии со стандартами международного качества. Тем самым "китайский транзит" помогает в расширении национального экспорта.

Серьезно увеличивается значение достижений технического прогресса, речь об электронной торговле и коммерции. Цифровой торговый хаб Азербайджана (портал Azexport.az) имеет значение не только в рамках соединения рынков Европы и производителей Азербайджана, но и в плане создания единого электронного и цифрового пространства на Шелковом Пути. Azexport.az на текущий момент уже поддерживает экспорт товаров, произведенных в Азербайджане, и работает с такими мировыми электронными торговыми площадками, как Alibaba.com, eBay.com, Wholesale, Amazon, All.biz. Вся эта система подпитывается от влияния китайской экономики.

Одним словом, китайская плановая экономика и социализм "с капиталистическим лицом" имеет массу положительных факторов влияния на Азербайджан. В то же время, удобная дистанция, непосредственная близость к российскому экономическому пространству, преимущественный доступ к европейским рынкам - позволяет Баку снижать риски от китайских колебаний.