AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB

Эксперт Александр Караваев: Транскаспийское партнерство - особенности отношений Астаны и Баку

Москва-Баку
07.04.2017 14:16
 

Если постсоветское пространство фрагментируется полностью через десять-пятнадцать лет, как предполагает "злой гений" Збигнев Бзежинский, отношения между Баку и Астаной останутся наиболее устойчивым фрагментом для будущего интеграционного проекта в этой части Евразии.



Линия взаимодействия Баку-Астана стабильна по ряду факторов. Во-первых , сформировалась уникальная для региона мозаика экономического взаимодополнения, а в некоторых аспектах и симбиоза. К примеру, если бы Азербайджан не обладал транзитными инфраструктурными ресурсами, и не инвестировал бы миллиарды именно в этот сектор развития коммуникаций, то Казахстану, в свою очередь, не мог бы развивать свой единственный международный порт на Каспии - порт Актау, строить второй порт в Курыке.

0.jpgЕсли бы Казахстан не построил бы участок железной дороги протяженностью более тысячи километров, соединившей Западный Китай и Западный Казахстан, то и Азербайджану было бы незачем строить порт, увеличивать объемы перевозок, перевалки, грузоперевозок по автомобильным дорогам. Подвис бы в неопределенности проект Баку-Тбилиси-Карс: Азербайджан не может в одиночку обеспечить загрузкой эту железную дорогу - она рассчитана на масштабные грузоперевозки из Китая через Казахстан в Европу. В этом контексте Азербайджан и Казахстан всегда будут открывать новые возможности друг для друга... 

Приезжая в Баку в гости к Ильхаму Алиеву, Нурсултан Назарбаев одновременно выступает в роли и патриарха и критика нынешнего проекта евразийской интеграции. Он собственно, наверное единственный, кто может дать наиболее глубокую оценку перспективам этого союза, заметим - Казахстану важно расширить ЕАЭС в строну юга к Ирану и Индии. Азербайджан здесь играет особую роль. В то же время, он может дать и наиболее последовательную критику проблем ЕАЭС, поделиться с Алиевым своим взглядом на политику Путина.

Ильхам Алиев, в свою очередь видит в Назарбаеве не просто лидера соседней страны, а мудрого советника, близкого друга своего отца. Поэтому вручение Назарбаеву ордена Гейдара Алиева выглядит самой органичной и заслуженной номинацией этой высокой награды. Азербайджан, как наследие Гейдара Алиева и современный Казахстан, как детище Назарбаева, во многом похожи. Приверженность мультивектороной политике, несмотря на разницу в индивидуальных чертах этой стратегии, еще больше сближает...

Интересы и проекты

Каковы основные параметры экономического взаимодействия двух стран? Для азербайджанских инвесторов, Казахстан, прежде всего - порт для масштабного центрально-азитского рынка и рынка ЕАЭС. В прямом и переносном смысле. Ежедневное паромное сообщение, ежедневные "агрорейсы" в направлении Казахстана создают отлаженную логистику как для транспортировки грузов, так и для поездок туристов и бизнесменов. Западные регионы Казахстана (Мангистауская область) по климатическим условиям непригодны для развития сельского хозяйства, существует 

Учитывая географическое расположение, Азербайджан и Казахстан уже стали хабом для многих стран. Обе страны пересекают востребованные железнодорожные коммуникации... Азербайджан исходит из того, что коммуникации Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции - единое целое
серьезная нехватка воды, в некоторых города работают опреснители. Поэтому данные регионы привлекательны как рынок сбыта сельхозпродукции. Основным азербайджанским проектом в этой сфере стал "Производственный логистический центр" сданный в эксплуатацию в 2016 году, в специальной экономической зоне (СЭЗ) недалеко от порта Актау. На первом этапе было предусмотрено складирование, хранение, а на втором этапе - создание предприятия по производству и переработке азербайджанских продуктов на территории Казахстана. Статус СЭЗ позволяет вести деятельность без таможенных процедур. Оттуда продукция может быть перенаправлена и в третьи страны. Схема работы выглядит так: продукция в централизованном виде поставляется в логистический центр, далее дистрибьюторы из логистического центра в своей стране или другом регионе Казахстана заказывают товар, поставляют и занимаются его продажей. Похожим образом продается азербайджанская продукция в России. 

Для казахстанского берега Каспия, в советский период азербайджанцы были своеобразными агентами модернизации, они внесли значительный вклад в развитие региона. Долгое время, компания "Мангышлакнефть" находилась в подчинении "Азнефти". Разведка и добыча нефти на территории Мангышлака велась специалистами из Азербайджана. Многие азербайджанцы, живущие сейчас в этой области, являются потомками тех, кто приехал когда-то на строительство города Актау, порта, железных дорог, для работы на предприятиях нефтяной промышленности Казахстана. Кстати сегодня, основная промышленная статья экспорта Азербайджана - продукция нефтяного машиностроения, и Казахстан является хорошим рынком сбыта для нее.

Почти 25 лет портом Актау руководил азербайджанец. Сегодня Атырау является нефтяной столицей Казахстана, а регион Актау занимает второе место по добыче. По уровню доходов на душу населения эти города считаются самыми богатыми в Казахстане. В этом причина того, что азербайджанские инвесторы в Казахстане, стремятся в первую очередь именно туда.

Сегодня Азербайджан по сути стал главным инвестором в ненефтяном секторе Мангистауской области. Азербайджанские компании принимали активное участие в строительных проектах, благодаря азербайджанским инвестициям был сдан в эксплуатацию судоремонтный завод в Актау, который сейчас превращается в судостроительный. Строится завод по производству пластиковых труб, заканчивается строительство трансформаторного завода, завода по выпуску бетонных оснований для линий электропередачи, металлоконструкций (проект стоимостью $50 млн).

Крупные азербайджанские строители "Akkord" и "Evrascon", участвуют в реализации транснационального автомобильного проекта Западный Китай - Западный Казахстан. Последние шесть лет эти компании успешно занимаются строительными работами в Кызылординской и Шымкентской областях (в составе данного проекта выполнено строительство автомобильной дороги с цементобетонным покрытием I категории протяженностью 36,5 км. с двумя мостами общей длиной 124,4м и путепроводами общей длиной 334,548 м). Азербайджанские строители наверняка получат контракты в строительстве новых районов городов Кызылорда и Атырау.

В Казахстане действует масса сервисных компаний из Азербайджана, которые обслуживают иностранные нефтяных операторов, работающих на шельфе моря, а также на суше в регионах. Одними из крупнейших перевозчиков в Казахстане являются азербайджанские компании, одна из которых является официальным перевозчиком для нефтяных компаний - грузовое подразделение авиакомпании Azal. Азербайджанские инвесторы среднего уровня принимают участие в сельскохозяйственных проектах - имеют элеваторы, свои хозяйства по производству и экспорту зерна, также занимаются выращиванием, переработкой и экспортом хлопка в Казахстане...

В течении 2016 года количество туристов из Казахстана в Азербайджан возросло на 15 процентов. Баку прорабатывает возможность подключения Азербайджана к постоянному потоку прибывающих в Казахстан туристов, в частности из Китая. Между Казахстаном и Китаем заключено соглашение о приеме групповых туров и созданы все необходимые для этого условия. В свою очередь, Баку предлагает перенаправлять из Азербайджана в Казахстан арабских и иранских туристов.

Обе страны в этом году примут у себя огромное количество туристов в связи с масштабными мероприятиями: ЭКСПО-2017 в Казахстане, Формула 1 и Исламские игры солидарности в Азербайджане.

Учитывая географическое расположение, Азербайджан и Казахстан уже стали хабом для многих стран. Обе страны пересекают востребованные железнодорожные коммуникации. Это такие проекты, как Север-Юг, соединяющий Азербайджан с Россией и Ираном, это Баку-Тбилиси-Карс, который соединяет с Туркменистаном (порт Туркменбаши), Казахстаном (порт Актау), Юго-Восточной Азией.

Азербайджан исходит из того, что коммуникации Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции - единое целое. Создана компания, единый оператор который формирует сквозной тариф - от китайско-казахстанской границы до грузино-турецкой границы, пока не открыта железная дорога Баку-Тбилиси-Карс). Сквозной тариф означает, что грузоотправитель получает одну цену при пересечении всех границ и территорий, перевалке в портах и т.д.

На практике, конечно не все получается. Поэтому в ходе визита Назарбаева подписано создание еще одного совместного предприятия между ЗАО "Азербайджанское Каспийское морское пароходство" и АО "Казахстанские железные дороги" для перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

Также была решена проблема развития порта Курык. Этот порт Курык строился для поставки большого объема нефти с месторождения "Кашаган" через Азербайджан в Европу и выхода на мировой рынок. Первая стадия "Кашагана" - объемы поставок распределены на порт Новороссийск. Будет ли дополнительный объем нефти с "Кашагана" - не известно. Но порт Курык создает новые мощности для транспортировки через Азербайджан нефтеналивных грузов танкерами и паромами, с помощью железной дороги.

В ходе визита объявлено, что до конца года Казахстан планирует экспортировать свыше 450 тысяч тонн газойля (компонент дизельного топлива и мазута) через порт Курык и далее через Азербайджан и Грузию.

Что важно - отрабатываются возможности обратной перевозки транзитного груза через порт Курык в направлении Узбекистана. Речь идет о сахаре-сырце (150-200 тысячах тонн).

Поучиться друг у друга

Баку и Астана предпринимают схожие шаги по уменьшению зависимости от экспорта нефти и газа: занимаются импортозамещением, стимулируют внутренний спрос и производство. Отсюда понятна задача поощрения товарооборота, который находится на низком старте ($140 млн. по информации Казахстана и 124,4 по данным азербайджанской таможни).

После Баку Назарбаев отправился в Актау вместе с министром экономики Азербайджана Шахином Мустафаевым. Президент отметил, что логистический центр способствует снижению цен на пищевые продукты в Казахстане и поручил ввести специальный таможенный режим для азербайджанской компании Azersun Holding, основного поставщика в Актау.

Казахстан и Азербайджан испытывают схожие трудности в связи с падением цен на нефть. К ним относятся резкое замедление экономики, двузначная инфляция, сокращение объема валютных резервов и ухудшение ситуации в банковском секторе.

Однако более высокая диверсификация экономики Казахстана по сравнению с азербайджанской экономикой, более сильные государственные институты и более низкий уровень долга обуславливают более высокую устойчивость Казахстана к давлению негативных факторов.

Темпы роста экономики и наполняемость бюджета обеих стран в сильной степени зависят от экспорта углеводородов, но при этом Азербайджан более уязвим к снижению нефтяных цен, чем Казахстан, поскольку его экономика в три с половиной раза меньше, а уровень доходов составляет половину казахстанского. Агентство Moody's прогнозирует рост экономики Казахстана в 2017-2018 годах соответственно на 2,5% и 2,6%, в то время как Азербайджан — на 1,1% и 1,9%.

В 2015 году нефть и газ занимали 89% в структуре товарного экспорта Азербайджана и 26% в структуре номинального ВВП, обеспечивая 60-70% доходов консолидированного государственного бюджета. У Казахстана эти показатели равны соответственно - 76%, 18% и 42%.

Казахстан может поделиться своим опытом в сфере эффективности государственного управления - уровень развития государственных институтов в Казахстане выше, чем в Азербайджане, что позволяет ему более эффективно реагировать на неблагоприятные экономические факторы. Азербайджан, со своей стороны, добился определенного прогресса в области улучшения своего бизнес-климата и устранения структурных препятствий на пути экономического роста и качества госуслуг.