AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB

Победа Трампа: Новая интрига и возможные риски для стран Закавказья и Среднего Востока

Сергей Александров, обозреватель "Москва-Баку"
17.11.2016 12:20


Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США привносит новую интригу и определенные риски в регион Закавказья и Среднего Востока. Теперь многие — как в самой Америке, так и за ее пределами — стараются предсказать, какую же политику будет проводить 45-й президент Соединенных Штатов в отношении Азербайджана, Ирана и Турции.

Аналитики полагают, что в значительной степени влияние на развитие ситуации в регионе, где находятся эти государства, окажет взаимодействие новых властей США с Россией. С их мнением трудно не согласиться. Действительно, Россия и США придают этому региону большое значение и считают его зоной своих геополитических интересов, поэтому от того, насколько Москва и Вашингтон будут способны взвешенно подойти к решению его проблем, будет зависеть и стабильность не только в данном регионе, но и во всем мире.

Однако вернемся к тому, как же могут развиваться отношения США с Азербайджаном, Ираном и Турцией при президенте Трампе.

Вашингтон-Баку: Развязать "Карабахский узел"

Следует отметить, что США и Азербайджан связывают давние и прочные политические и деловые связи. Есть определенные предпосылки к тому, что новый президент придаст еще большее значение сотрудничеству между США и Азербайджаном с учетом того, что Вашингтон и Баку являются стратегическими союзниками по многим вопросам. Так, Азербайджан всегда оказывал поддержку борьбе с международным терроризмом, а также принимает активное участие в миротворческих силах НАТО.

Если исходить из поздравительного послания президента Азербайджана Ильхама Алиева Дональду Трампу по случае его победы на президентских выборах в США, то в Баку надеются именно на такой ход развития двухсторонних отношений.

В послании в частности говорится: «Связи между нашими странами имеют 25-летнюю историю. За это время наши дружеские и партнерские отношения достигли высшего уровня. Мы активно сотрудничаем в сферах политики, экономики, энергетики, безопасности, в том числе в борьбе с международным терроризмом, в рамках миротворческих операций НАТО в Афганистане».

Глава государства в своем послании напоминает, что в результате продолжающейся армянской оккупации более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. 

«Территориальная целостность Азербайджана признана мировым сообществом и международными организациями», - говорится в послании.

Исходя из послания Ильхама Алиева следует, что многие в Азербайджане надеются, что Дональд Трамп, в отличие от предыдущих американских администраций, примет более активное участие в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Необходимо обратить внимание и на то, что теперь президентом США будет человек из бизнес-кругов. Для Азербайджана это тем более выгодно, что Трамп – предприниматель, и его компании не первый год присутствуют в республике. В частности с участием компаний Трампа построена гостиница в Баку — Trump International Hotel & Tower.

Здесь, на наш взгляд, необходимо напомнить, что Азербайджан всегда занимал важное место в планах США в Кавказском регионе. Не случайно же один из главных стратегов внешней политики США Збигнев Бжезинский заявил когда-то: "Азербайджан можно назвать жизненно важной "пробкой", контролирующей доступ к бутылке с богатствами бассейна Каспийского моря...".

И об этом изречении Бжезинского, как нам кажется, не следует забывать и сейчас. Будет ли о нем помнить новый президент США Дональд Трамп - покажет время.

Предвыборные высказывания Трампа о том, что его администрация будет строить "невероятно хорошие отношения" с другими странами при условии, что Америку "будут уважать", позволяют надеяться, что в своей внешней политике он будет придерживаться именно этого курса. Заслуживает внимания и другое высказывание Трампа о том, что международные отношения - "это улица с двусторонним движением". И если Трамп будет следовать этому правилу, то у развития отношений между Вашингтоном и Баку есть хорошие перспективы.

Вашингтон-Тегеран: Иран проявляет равнодушие к выборам в США 

Предвыборные высказывания Дональда Трампа касательно Ирана говорят о том, что Вашингтон намерен изменить свое отношение к Тегерану.

Так, выступая перед съездом Республиканской партии в Кливленде, Трамп обвинил администрацию Обамы в том, что она заключила "худшую в истории" сделку с Ираном по ядерной программе. "С Ираном мы провели самые худшие переговоры, которые я видел в жизни. Такая сделка — позор для США", - заявил будущий президент и пообещал разорвать ядерное соглашение с Тегераном, подписанное 14 июля 2015 года в Вене между Ираном и шестеркой международных посредников (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай, Германия).

Вместе с тем заметим, что будущие отношения между Вашингтоном и Тегераном зависят не только от США. В Иране полагают, что не последнее слово в этом вопросе остается за Тегераном.

Комментируя итоги выборов в США, президент Ирана Хасан Роухани заявил, что на внешнюю политику его страны не повлияет победа Трампа, подвергавшего критике международное соглашение по ядерной программе Тегерана. Он также высказал убеждение в необратимости процесса расширения международных связей Ирана, начавшегося после отмены международных санкций в январе 2016 года.

Здесь следует отметить, что нынешняя администрация США до окончания срока своих полномочий будет привержена выполнению всех обязательств, в том числе по ядерной сделке с Ираном. Об этом 9 ноября заявил официальный представитель Белого дома Джош Эрнест.

На брифинге ему задали вопрос о том, будут ли США придерживаться, в частности, соглашений по ядерной сделке с Ираном. "Я могу заверить, что нынешняя администрация будет выполнять свои обязательства вплоть до 20 января 2017 года", — сказал Эрнест.

Как будут развиваться отношения между Вашингтоном и Тегераном станет ясно после того, как новая администрация Трампа приступит к исполнению своих обязанностей 20 января 2017 года. Нельзя исключать, что угрозы Дональда Трампа, сделанные им в ходе президентской кампании, так и останутся предвыборной риторикой, и здравый смысл в конце концов восторжествует.

К этому есть все предпосылки. Не надо забывать, что в ходе своей предвыборной кампании Трамп обещал, что будет всячески способствовать развитию американского бизнеса и предоставит миллионы новых рабочих мест в стране. А снятие экономических санкций с Ирана, как одного из крупнейших в мире поставщиков энергоресурсов, открывает для многих стран, в том числе и США, широкие перспективы для сотрудничества с Тегераном.

Некоторые страны, к примеру Франция, уже используют новые международные реалии, открывшиеся после снятия санкций с Ирана. Как заявил глава газового подразделения Total Филипп Саке, избрание Дональда Трампа в качестве президента США никак не повлияет на газовое соглашение французской нефтегазовой компании Total с Ираном.

«Мы всегда говорили, что заинтересованы в возвращении в Иран при условии, что нам будут предложены привлекательные условия инвестирования», — сказал Саке.

«Выборы, прошедшие в США, ничего не меняют», — добавил глава газового подразделения Total.

Напомним, 8 ноября французская компания Total заключила с Ираном предварительное газовое соглашение на сумму $4,8 млрд, которое предусматривает разработку одного из самых крупных нефтегазовых месторождений Ирана Южный Парс.

Так что Дональду Трампу и его команде придется серьезно задуматься над тем, как выстраивать свои отношения с Ираном.

Вашингтон-Анкара: Трампу придется решить вопрос выдачи Гюлена

Без всякого преувеличения можно сказать, что Турция для Соединенных Штатов является главным союзником и опорой в регионе Закавказья и Средней Азии.

Как победа Дрональда Трампа на выборах в США отразится на отношения Вашингтона и Анкары? Ответ на этот вопрос во многом кроется в сделанных в ходе предвыборной кампании заявлениях Трампа.

В декабре прошлого года Трамп раскритиковал Турцию за поддержку исламского терроризма. Он сказал Breitbart News Daily: «Турция, судя по всему, на стороне ИГИЛ, это так или иначе связано с нефтью». Он добавил, что произошло столкновение интересов, связанное с небоскребом Трамп-тауэр в Стамбуле. Несмотря на то, что здание ему не принадлежит, он позволил собственнику отеля использовать его имя, и получает оплату за бренд. Такая же договоренность, кстати, у него имеется с Trump International Hotel & Tower в Баку. Дабы не нанести ущерб своим деловым интересам, Трамп сразу же заявил: «Я хорошо знаю Турцию, турки – удивительный и прекрасный народ, у них сильный лидер».

Несмотря на теплые слова Трампа об Эрдогане, президент Турции обвинил Трампа в исламофобии и призвал в срочном порядке переименовать стамбульский «Трамп тауэр»… Эрдоган заявил на встрече с бизнесменами, что Трамп «нетолерантен в отношении проживающих в США мусульман, а его имя используется в Стамбуле как бренд. Те, кто использует его имя как бренд для своего отеля, должны немедленно снять его».

Эрдоган также отметил, что сожалеет о своем участии в открытии «Трамп тауэр» в 2012 году, будучи премьер-министром. «Я совершил ошибку и открыл («Трамп тауэр»). Турецкий владелец отеля заявил, что пересмотрит деловые связи с Трампом».

Менеджер торгового центра Трамп-мол в Стамбуле Бюлент Кюрал также раскритиковал Трампа: «Мы сожалеем и осуждаем дискриминационные заявления Трампа. Это недостойные заявления и они являются следствием недостаточного знания ислама как религии мира. Свое мнение мы напрямую выразили семье Трампа. Мы пересматриваем правовые отношения с брендом Трампа».

Остается проследить, обострит ли Эрдоган вражду с Дональдом Трампом, настояв на снятии бренда с «Трамп тауэр». Здесь уместно заметить, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, будучи опытным и мудрым политиком, до сих пор игнорировал антиисламские заявления Трампа. 

Более поздние высказывания Тампа касательно Турции уже не были столь резкими и категоричными. К примеру, в интервью телекомпании CBS в июле 2016 года Трамп сказал: "Как президент, я собираюсь действовать так, чтобы Турция была нашим союзником. И я буду поддерживать наших союзников".

После попытки переворота в Турции 15 июля с.г., в интервью газете The New York Times Трамп с похвалой отозвался о президенте Реджепе Тайипе Эрдогане. Он сказал: «Произошедшее не было переворотом, оно не было успешным, осталось только попыткой. Я уверен в том, что Эрдоган справится с данной ситуацией. Некоторые считают, что это (попытка переворота) было спланировано, но я так не думаю».

В том же интервью Дональд Трамп делал намеки на то, что намерен выдать главаря FETÖ Гюлена, а его советник по Ближнему Востоку, американец турецкого происхождения Сайгын Шимшек заявил: «Мы верим в то, что Фетуллах Гюлен является террористом. Гюлен – проживающий в Пенсильвании главарь организации, имеющей членов как в Турции, так и во всем мире, и обладающей крупнейшей в США сетью учебных заведений. У него есть давние дружеские отношения с семьей Клинтон. Против него как минимум три раза возбуждались дела, и турецкое правительство обращалось к США с просьбой экстрадировать его. Однако администрация президента Обамы отказывалась выполнять эту просьбу. Господин Трамп в своих заявлениях неоднократно отмечал, что намерен бороться с такими террористическими организациями».

Отвечая на вопрос о том, намерен ли он, с случае избрания его президентом, бороться с якобы имеющими место нарушениями прав человека в союзнических странах, Дональд Трамп отметил, что США, прежде чем вмешиваться в дела других стран, должны сначала устранить свои недостатки, и сказал: «Я считаю, что мы не вправе диктовать что-то другим. Вы посмотрите, что творится в нашей стране! Как мы можем учить чему-то других, когда в нашей стране хладнокровно убивают полицейских».

В некотором плане политика Трампа в вопросах, не касающихся турецко-американских отношений, может вызвать реакцию в Турции и обсуждаться в рамках внутренней политики, так как в своих заявлениях во время предвыборной кампании он обещал запретить мусульманам въезд в США. Кроме того, по его словам, все мечети в стране должны быть под наблюдением, и силы безопасности, в рамках борьбы с терроризмом, должны быть бдительны в отношении мусульман. Это, безусловно, не может понравиться Турции.

На официальном уровне Анкара приветствовала избрание Дональда Трампа президентом США. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган полагает, что для американцев теперь начинается новый период.

"В США состоялись выборы. После двух сроков демократов к власти снова пришли республиканцы. Это выбор народа Америки. Я от имени Турции желаю, чтобы этот выбор принес американцам счастье и успех", - заявил турецкий президент во время выступления в Стамбуле.

Он также выразил надежду на то, что приход Трампа "станет причиной позитивных изменений для всего мира в сферах прав и свобод человека, демократии, региональных событий".

Другие же представители Турции были более лаконичны в своих высказываниях. Премьер-министр страны Бинали Йылдырым и глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу поздравили Дональда Трампа с победой и подтвердили, что отношения двух стран являются стратегическими и будут развиваться.

Однако здесь следует отметить, что премьер-министр Йылдырым, поздравляя Трампа с победой, выступил при этом с открытым предложением. Как сообщает сайт турецкого издания «Cumhuriyet», в своем послании Йылдырым призвал: «Я обращаюсь к новому президенту с открытым предложением: выдайте Турции лидера террористической структуры Фетуллу Гюлена. Этим вы откроете новую страницу в турецко-американских отношениях».

В свете вышеизложенного, как нам представляется, нужно быть крайне осторожными в оценках перспектив развития отношений между Вашингтоном и Анкарой. Не секрет, что правление президента Барака Обамы привело к многочисленным проблемам во внешней политике США, в том числе и в отношениях с Турцией. Можно предположить, что определенные изменения в отношениях Вашингтона и Анкары могут произойти как в одну, так и другую стороны. Но вряд ли эти изменения будут серьезными, поскольку Турция по-прежнему остается членом НАТО и играет важную, если не ключевую роль на южном фланге альянса. Этот фактор Дональд Трамп, как новый лидер США, никак не может игнорировать.

Судя по всему, Трампу придется решать очень болезненный для Анкары вопрос выдачи Фетуллы Гюлена, а также не менее животрепещую проблему американской поддержки курдов. Напомним, что в ходе предвыборной кампании Хиллари Клинтон заявила о своем намерении вооружать сирийских курдов, что вызвало резкую реакцию Анкары, которая считает их силы самообороны террористической организацией. Откажется ли от этих планов Трамп, сказать пока трудно, ведь на него могут надавить представители американского ВПК, заинтересованные в этих поставках.

Вместе с тем, необходимо заметить, что Вашингтон не может не беспокоить сближение в последнее время Анкары и Москвы. И Трамп в ходе свой предвыборной кампании подчеркивал, что это сближение ставит под вопрос основной принцип НАТО – обязательство по коллективной безопасности альянса.

Согласно имеющейся информации, Турция больше не будет работать как «бастион НАТО на южном флаге России». Сегодня, похоже, опасность превращения Черного моря в «озеро» миновала, поскольку Турция не намерена закрывать Босфор для базирующихся в Крыму российских кораблей.

Ось Добра

Отметим, что для России, в условиях, когда в отношениях Турции, США и Европы царит большая неопределенность, важно установить стратегические отношения с Анкарой, которые могут помочь Москве не только в Сирии, но и регионе в целом.

Говоря о внешней политике администрации Донольда Трампа, нельзя не отметить, что Вашингтон не сможет более игнорировать растущее влияние Азербайджана, Ирана и Турции — наиболее сильных и экономически развитых стран в данном регионе, а также оставить без внимание преобретающее все более тесное их партнерство с Россией.

Несмотря на отдельные противоречия, в последнее время эти государства стараются демонстрировать стремление к тесному сотрудничеству, и сегодня эксперты уже всерьез заговорили о создании в регионе оси Баку-Тегеран-Анкара. И если к этому треугольнику добавить еще и Москву, то альянс будет выглядеть очень мощным и влиятельным. И администрации Трампа с этим фактом придется считаться.