AZN = 55.05 RUB
USD = 93.59 RUB
EUR = 99.79 RUB
Новости дня

Политолог Александр Караваев: Зачем Ильхам Алиев меняет структуру президентской власти

Москва-Баку
27.07.2016 20:00


Конституционный суд рассмотрел проект Акта референдума «О внесении изменений в Конституцию Азербайджанской Республики». Главными новациями в будущей изменившейся Конституции станут: расширение срока президентских полномочий до семи лет, введение назначаемого поста первого вице-президента, и, пока, неопределенного ряда должностей со статусом "вице-президент". Круг обязанностей новых заместителей азербайджанского президента должен прояснится ближе к референдуму.

be7bfc3c1d8c419385c4a85893a21ff7.jpgМы имеем дело с экстраординарным решением, меняющим конструкцию президентской власти, и закладывающим резервы прочности системы как минимум на ближайшее десятилетие.

Подобные корректировки ожидались давно. Схожие варианты пролонгации и подстраховки президентской вертикали обсуждали в первую каденцию Ильхама Алиева. В итоге, отголосок тех дискуссий материализовался после президентских выборов 2008 года: партия «Ени Азербайджан» инициировала конституционный референдум, снимающий ограничения для исполнения каденции одним и тем же лицом (больше двух раз подряд).

Если предыдущие поправки касались в большей степени юридического оформления правления Ильхама Алиева, то нынешние дают почву для дискуссий о преемниках Алиева и механизмах транзита президентской власти: поправки напрямую очерчивают новые способы трансляции власти в чрезвычайных ситуациях.

Вместе с тем, данные поправки нужно рассматривать в контексте проблем развития социально-политической системы страны, не забывая традиции взаимоотношения общества и власти, а также учитывая культурный код Азербайджана.

Заметим, что это не типичное решение, первое в своем роде в странах бывшего СССР. В свое время Россия и Узбекистан отказались от поста вице-президента, после целого ряда конфликтов и потрясений вызванных борьбой за власть между двумя лидерами у руля власти. Вице-президент - прежде всего, политическая должность, и если политик занимающий этот пост, перестает быть соратником и союзником президента, он получает серьезные административные силы в борьбе за власть. Что собственно и показали события осени 1993 года в Москве, когда вице-президент Руцкой стал одним из лидеров оппозиции президенту Ельцину. С тех пор, от этих экспериментов над стабильностью решили отказаться.

{NEWS_2}В этом смысле, с точки зрения прошлого постсоветского опыта, Алиев, конечно идет на рискованный эксперимент. Однако, он не отматывает часы в обратную строну. Скорее это показатель того, что система власти в Азербайджане укрепилась в такой степени, что может позволить диверсификацию президентской вертикали. В тоже время, нужно признать и другое - либо скрытая необходимость потенциалов внутриэлитных конфликтов, либо удачное предвидение рисков будущего, заставляет Алиева на достаточно безоблачном фоне азербайджанской внутренней политики, заложить в систему возможность разделения ответственности президентской вертикали с обществом и нащупать новые резервы "динамичной стабильности" в ситуации современных вызовов. 

Кроме общих слов о необходимости укрепления стабильности режима, причина решения Ильхама Алиева вытекает из следующих моментов:

- у президента появляется возможность усилить опору на единомышленников и преданных сторонников в элите, с перспективой новых вертикальных кадровых лифтов;

- таким образом усиливается привлекательность светского режима в условиях вызова различного рода фундаменталистских идей;

- появляется больше возможностей для качественного управления сложными экономическим процессами: проблемами роста не сырьевых секторов; блокирования монополий и интересов олигархических групп; решения отдельных межведомственных задач, таких как приватизация; развитие новых секторов на стыке нескольких ведомств (транспортная коммуникация, нефтехимия, сфера услуг, аграрные кластеры).

У аппарата вице-президентов появится возможность структурировать деятельность правительства и контролировать министерства по направлениям: промышленность и транспорт, аграрно-региональное развитие, социально-образовательная политика и так далее. Должность вице-президента дает возможность сделать это "поверх" бюрократии правительства, в тоже время, не разрушая сложившийся кадровый баланс правительства и не расширяя кабинет за счет введения в него новых вице-премьеров. Понятно, что "второй уровень" управления влечет за собой определенные риски забюрокрачивания, возможно возникнет проблема отбора части кадровых ресурсов из аппарата администрации президента, тем не менее, положительные моменты могут их перевесить. В то же время, это лишь одна из версий круга деятельности и компетенции должности "вице-президент". Что же касается должности первого вице-президента, здесь сомнений, на мой взгляд, меньше. 

Ответственность Алиевых

Итак, наиболее очевидным, и, конечно же по-моему мнению, ожидаемым со стороны общественного большинства кандидатом на пост вице-президента является супруга президента Мехрибан Алиева. Почему первая леди Азербайджана? Ситуация, для либеральной западной модели, конечно, нестандартная. Некоторым этот факт кажется неудобным, непонятным или вызывает раздражение. Для того чтобы разобраться, нужно углубиться в новейшую историю современного Азербайджана.

{NEWS_1}Давайте говорить откровенно. Нынешний Азербайджан, это прежде всего детище Алиевых. Конкретно - плод усилий Гейдара Алиева и его сына Ильхама Гейдаровича, действующего президента. Семья Алиевых это не просто политический клан, как допустим, клан Кеннеди, являвшийся одним из прочих в гигантской державе с триллиоными бюджетами, - это главный фактор успеха и состоятельности небольшого государства на Южном Кавказе, сумевшего за кратчайший исторический срок стать ведущим региональным лидером. Критики Алиевых говорят о том, что они боятся конкуренции. Но Алиевы всегда находились в острой конкуренции, им не прощали ошибок, они были под пристальным вниманием общества: а в поздние советские годы даже гонимы Кремлем. Находясь у власти, к этому вниманию и давлению, теперь со стороны общественности, которая пристально наблюдает да деятельностью семьи, добавилась огромная мера ответственности. Политическая капитализация Азербайджана напрямую зависит от успеха деятельности Алиевых. Можно сказать, они "заложники" друг от друга. Но это нельзя сравнивать с биологическим симбиозом систем, прямой зависимостью блокирующей развитие - успех президента и его супруги дает другим гражданам, на нижних этажах социальной и бизнес иерархии укрепиться в тех пространствах, которые были расширены, созданы или экономически завоеваны государством в период правления Алиевых. Понятно, не все будут довольны. Но укрепление азербайджанского бизнеса в международных масштабах, улучшение образа страны, развитие качества госуправления, заметное улучшение качества жизни значительной части общества - все это на плечах Алиевых. 

В результате нужно признать, что наиболее ожидаемой кандидатурой на пост вице-президента является Мехрибан Алиева. Неформально, находясь за пределами иерархий исполнительной власти, общественное мнение признает ее вторым человеком в стране. У неё огромный авторитет и народное уважение, максимальные неформальные компетенции на международном уровне, репутация главного представителя культуры и ценностей Азербайджана. Вместе с тем, во внутренней политике, она играет важную роль с точки зрения "смягчения жесткости" правления Ильхама Алиева. Несомненное её влияние на элиты, авторитет в принятии социо-гуманитарных решений. Также она играет определенную роль в кадровых решениях. В качестве главы Фонда Гейдара Алиева стимулирует поиск и приток во власть новых молодых и талантливых кадров, а сам фонд стимулирует создание среды для их развития.

В качестве возможного сценария, ранее обсуждалась идея продвижения Мехрибан Алиевой в кресло премьера. Но должность первого вице-президента будет более свободна от рутины и тяжелых бюрократических будней, чем должность премьер-министра. Кроме того, возможное перемещение Мехрибан Алиевой на премьерское кресло могло бы внести дисбаланс в аппарат кабинета правительства, сохраняемый годами под руководством Артура Расизаде.

Внешние причины: кризис либеральной модели 

Говорят, об этом прямо заявил помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов, - Ильхам Алиев принимает данное решение после тревожной "стамбульской ночи", когда он с обеспокоенностью следил за событиями в Турции. Зыбкость власти - видимо такой главный урок, который извлечен из турецких событий. Это на поверхности. А в глубине? 

Мир оказался в кризисе либерализма как политической идеологии. «Четвертая волна» демократизации, на которую возлагали такие большие надежды на рубеже веков, не утвердила господства либеральных ценностей ни в Восточной Азии, ни тем более на Ближнем Востоке. Россия и большинство других постсоветских государств так и не превратились в «зрелые» либеральные демократии западного образца, исследуя свои линии развития либерализма, синтезируя их со своими политическими традициями. А в мире, где либерализм терпит поражение за поражением, не может быть и либерального мирового порядка.

Чего стоит избирательность карательных акций глобального полицейского. Раньше считалось, что США ищут нефть на Ближнем Востоке и на Каспии, поэтому столь бесцеремонно вторгаются в регионы. Теперь, когда американская добыча стала возвращаться к масштабам до Второй мировой войны, находят другие причины насаждения либерализма западного образца. Но стоит ли о них рассуждать, когда видны последствия этого "рейда бульдозеров" - по сути, крах цивилизации. Да, ближневосточные режимы не похожи на западные стандарты и имели свой набор преступлений. Но. Они не разрушали общего дома. После крушения Ирака, Ливии, Египта, Сирии, других государств - этого дома не осталось. Стоила ли такая политика одобрения и безоговорочного следования?

Поэтому Баку, без "бросания перчаток" и громких скандалов укрепляет свою систему власти балансами и механизмами контроля, новыми способами мобильности.

Симптомом кризиса считается прогрессирующее снижение управляемости мировой системы. Упадок международных организаций - а именно нормативности и открытости, размывание фундаментальных принципов международного публичного права, увеличение числа вооруженных конфликтов и неспособность мирового сообщества справиться с этими конфликтами - все это признаки глубоких проблем современного мироустройства. Проблем, которые в рамках доминирующей либеральной парадигмы решить не удалось, и уже вряд ли удастся. Поэтому Баку делает ставку на свои силы и собственные интересы. Выбор в партнеры наиболее выгодных для конкретной ситуаций, а не безоглядное союзничество. В этой системе азербайджанских внешнеполитических балансов роль России становится велика. Но Россия это партнер, а не командир. Поэтому и для Москвы ценен именно такой самостоятельный и сильный Ильхам Алиев, нежели управляемый и слабый.

Новый мир будет сконструирован по более консервативным и возможно четким правилам с явными признаками разделения "свой-чужой". С уменьшенной ролью государства и большим значением интересов корпораций и других "негосударственных" или не типичных ранее глобальных игроков. Сохранить малые государства в этих условиях не просто. Задача Алиева укрепить государство, но так, чтобы оно не абсолютизировалось. Нужна более прочная модель, чем постсоветская, в то же время готовая подключать новые функции и опции для своих пользователей - граждан. Оно должно быть открытым оком возможностей, а не причиной побега в миграцию.

Вызовы нового курса

Можно ли говорить о полном становлении азербайджанской политической нации? Окончательного ответа пока быть не может. Но политический класс уже есть. Соответствует ли запросам времени? Подходя критично, азербайджанской элите нужно признать дефицит социальной ответственности. Такие качества, как национальное сознание и ответственность за страну декларируются и присутствуют. Но доминирует охранительный мотив "лишь бы не было революции", сдерживая инициативу снизу. Не всегда она благотворна, но фильтр
создается слишком сильный. На региональном уровне и плоскости экономики, такая позиция позволяет сохранять монополии, поддерживая олигархические блоки власти и бизнеса.

Теперь бремя модернизации Азербайджана, и общества и государства, ложится в значительной степени именно на плечи Алиева. Если вопрос каким будет развитие зависит от личности лидера, то государство может оказаться в ловушке персоналистского политического режима, в котором важнейшим институтом является даже не должность президента с широкими конституционными полномочиями и еще более широким традиционным влиянием, а личность нынешнего главы государства, его здоровье, его личная безопасность. Поэтому разделение ответственности и закрепление перехода власти к первому вице-президенту сохраняет линии преемственности в случае внешних ударов и других форс-мажорных обстоятельств. Сильное и авторитетное государство Азербайджану необходимо, это неотъемлемая часть исторической традиции и просто способ управления значительной территорией Южного Кавказа, особенно в условиях острых вызовов, которые всегда отличались большим набором (от внутренних и внешних) и уровнем их агрессивности. Однако, сильным это государство может быть только в том случае, если все институты будут наполняться реальным содержанием и полномочиями. Замена персоналистской субъектности суверенитета на национальную, субъектность разных институтов власти и общества, зависит от скорости становления азербайджанской гражданской нации. Азербайджанское общество достигло многого, но полное раскрытие его потенциала, скрытых резервов экономики, укрепление позитивных тенденций культуры, новый взлет политической системы - все это еще впереди. Поэтому требуются такие исключительные и сложные решения, которые принял Ильхам Алиев.

Азербайджан стоит на пороге совершенно нового этапа своего развития, который потребует мобилизации всех интеллектуальных возможностей. И заслуга Алиева в том, что он открыл этот этап, несмотря на известные стереотипы и фобии относительно качества системы власти в стране.